Что за могучий дух у этого мцыри - белинский. «Огненная душа» Мцыри Исполинская душа


Подобный материал:

  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Впроизведении Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри» рассказ , 20.05kb.
  • , 93.63kb.
  • , 49.99kb.
  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» как романтическое произведение. Одной из вершин художественного , 38.84kb.
  • Что значит «жить» для главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , 5.65kb.
  • Тест по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Эпиграф к поэме «Мцыри» взят , 16.6kb.
  • Контрольная работа по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» , 15.93kb.
  • М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Поурочная разработка урок , 45.15kb.
  • Поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, , 42.5kb.
В чем смысл и счастье жизни для Мцыри?
  1. Поэма «Мцыри» - могучее проявление таланта Лермонтова.
  2. Огненная душа Мцыри.
а. Жизнь в монастыре.

Б. Причины побега из монастыря.

В. Три дня на воле:

Слияние с дикой природой;

Встреча с грузинкой;

Бой с барсом.

Г. Смысл и счастье жизни для Мцыри.

3. Моё отношение к герою.

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть.

М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Поэма «Мцыри» - прекрасное произведение Лермонтова. Она написана в 1839 году. По словам Белинского «поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии…» Главный герой поэмы – Мцыри, он покорил сердца читателей своей «огненной душой, могучим духом, исполинской натурой».

Мцыри – юноша-горец, который воспитывался в монастыре, среди православных монахов. Мцыри – еще мальчиком – был пленником генерала, чтобы потом стать пленником монастыря, где нет свободной и вольной жизни. Мальчик физически слаб, но имеет сильный характер. Накануне принятия монашества юный послушник бежит из монастыря. Для этого есть причины.

Мцыри живёт на чужбине, а мечтает о родине. Юноша заперт в монастыре, а стремится к вольной жизни. Мцыри одинок, а мечтает о дружбе и о любви. В своей исповеди старику-монаху юноша признается:

Тогда, пустых не тратя слёз,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь.

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

В своем решении бежать Мцыри раскрывается как сильная натура. Он оставляет монастырь во время грозы:

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О! Я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил…

Но особенно характер героя проявляется в тех днях свободы, которые он называет «тремя блаженными днями». Только эти дни, проведенные на свободе, Мцыри считает жизнью. Они наполнены огромным содержанием.

Перед Мцыри открывается роскошный мир дикой природы. Природа дала юноше ощущение полнокровной жизни. Картины природы слились в его сознании с воспоминаниями о родной стране. В сознании Мцыри природа отождествляется с волей и порождает желание узнать смысл и цель жизни:

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родились мы.

Во время поисков дороги на родину Мцыри встречается с грузинкой. Эпизод с грузинкой раскрывает духовный мир Мцыри, его жажду счастья, любви, добра. Песня грузинки, её бедный наряд, весь её облик, как бы слитый с природой, олицетворяют радость жизни и её совершенство. Но у Мцыри есть великая цель – «пройти в родную сторону», и он отказывается от разговора с грузинкой.

Очень важен в поэме эпизод с барсом. На пути к осуществлению мечты Мцыри встал грозный, могучий барс. Чувство опасности удваивает силы героя. Между зверем и человеком идет честный бой. Тут побеждает тот, у кого больше личных достоинств – смелости, ловкости, силы. Здесь сила побеждает силу, мужество противостоит мужеству.

Физические силы Мцыри истощены. Три блаженных дня, как палящее солнце сожгли душу Мцыри – хрупкий цветок, выросший в темнице. Не найдя дороги к отчему дому, Мцыри вновь оказывается в монастыре. Герой болен, его ждет смерть. Но воспоминания о пережитых днях становятся сильнее мысли о смерти. В поэме торжествует героический поступок, страстное стремление к иной жизни, несовместимые с тюремным монастырским миром. Мцыри искал счастье и смысл жизни. Что же входит в это понятие? Я думаю, что их поэтическим синонимом являются борьба, свобода, любовь к отечеству.

Для Лермонтова Мцыри – любимый герой, сильный, мужественный и стойкий. Мцыри привлекает меня силой и страстностью своего характера. Для меня Мцыри и Лермонтов синонимические понятия.

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!


Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь».

Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению

1. " ... Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!" - писал В. Г. Белинский о главном герое поэмы Лермонтова. А что вы увидели в образе Мцыри особенного, необыкновенного?

Углубимся в текст поэмы

2. Попробуйте ещё раз вникнуть в строки поэмы, чтобы глубже понять её смысл, её героя. Обратите внимание на то, как меняется тон повествования в третьей главе поэмы. С чем это связано?

3. "А душу можно ль рассказать?" - взволнованно спрашивает Мцыри в начале своей исповеди. Какие же, ни с кем не разделённые чувства и помыслы долгие годы таились в его душе? (Прочитайте выразительно третью и четвёртую главы поэмы. Отметьте роль эпитетов, сравнений, метафор в изображении внутреннего состояния героя.)

4. Какой увидел Мцыри природу на воле? Почему её описания занимают такое большое место (гл. 6) ?

5. Исповедь Мцыри позволяет нам узнать и о том, какими были его воспоминания на свободе. Чем особенно трогает его рассказ (гл. 7) ?

6. Мцыри убежал из монастыря во время грозы, когда все "ниц лежали на земле". Каким же мы видим Мцыри в этот "ночной, ужасный час"? Какое из определений Белинского, по-вашему, подходит здесь более всего: "огненная душа", "могучий дух", "исполинская натура"?

7. "Кругом меня цвёл Божий сад" - таким предстало перед Мцыри утро в горах после грозы. Что же он замечает вокруг себя, что слышит, какие испытывает чувства? Почему, вспоминая всё это, он хочет рассказать о пережитом (гл. 11) ?

8. С какими испытаниями встречается Мцыри на пути к желанной родине? Почему, томимый жаждой, он притаился и ничем не выдал себя, встретив в горах прекрасную грузинку? Легко ли ему было так поступить (гл. 12, 13) ?

9. Каких усилий стоило Мцыри не зайти в саклю? Что для него было сильнее голода и жажды (гл. 14) ?

10. Каким мы видим Мцыри в минуты смертельной опасности - в схватке с барсом? Какое значение имеет этот эпизод для понимания главной мысли поэмы (то есть её идеи) ?

11. Как воспринимает природу Мцыри, когда понял, что, заблудившись, он вернулся в те места, откуда бежал? Какие новые картины, образы, интонации появляются в его рассказе (гл. 22) ?

12. Мцыри умирает, но сломлен ли его могучий дух? Каким настроением проникнута последняя глава поэмы? Какие мысли и чувства пробуждает она у вас, современных читателей?

13. Белинский говорил, что Мцыри - это любимый идеал1 Лермонтова, что "это отражение в поэзии тени его собственной личности". Почему критик сравнивал Лермонтова с героем его поэмы?

Ответы (1 )

Сомневаетесь в ответе?

💡 Найдите правильный ответ на вопрос «1. " ... Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!" - писал В. Г. Белинский о главном герое поэмы...» по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.

Школьное сочинение, написанное мной в 9-ом классе и сохранённое моей учительницей

«Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью», - писал Белинский.
Жажда свободы, родины, гордость, постоянное состояние борьбы, упоение красотой природы – всё это душа Мцыри. Из его груди на волю рвутся прекраснейшие чувства, стремления, которых не сломить.
Ещё ребёнком Мцыри был сильным духовно, гордым, ненавидел рабство, неволю. «Могучий дух… отцов», выносливость, стойкость в преодолении испытаний проявились в нём уже тогда. «Пугливый и дикий», пленник переносил болезнь без единого вздоха, гордость не позволяла ему показать свои страдания:

… Даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.

Он умирал, потому что не мог жить без свободы, без родины. Это составляло суть его жизни, без которой она теряла смысл. Он живёт воспоминаниями того мира, куда нет больше дороги, которого его лишили, сделав затворником. Он мечтает возвратиться

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Мы вместе с Мцыри восторгаемся тем миром свободы, воли, счастья, куда он так стремится, и понимаем его глубокие страдания, мучения одинокого пленника. Судьба жестока к мальчику, он обречён расти в монастыре, но и юноша Мцыри не изменяет своим убеждениям, он всё так же неутомимо стремится к свободе, ему всё так же чуждо отречение от всего земного.
Мцыри задыхается в монастырских стенах и, не смирившись с уготованной ему жизнью отшельника, бежит в мир, который звал его на протяжении всей жизни пленника.
Только на свободе Мцыри чувствует себя счастливым, только здесь раскрываются так долго сдерживаемые богатства его души: упорство, несгибаемая сила воли, неукротимость, презрение к опасности, умение любить, физическая сила, унаследованная от предков, сила духа, которую не смогла сломить даже неволя.
Три дня, прожитые Мцыри на воле, и были жизнью Мцыри. Он рассказывает их с упоением и восторгом старому монаху, рассказывает, чтобы пережить их вновь хотя бы в мечтах, так как в реальности вернуться вновь туда невозможно.
Он ощущает своё родство со свободной, мощной стихией уже с первых минут побега из монастыря. Мцыри радуется грозе, ощущая духовное родство с ней. Он с восторгом окунается в бескрайнюю красоту природы, где деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой».
Любовь и жажда свободной жизни всецело захватывает его, помогая ему жить среди сплошных опасностей. Его цель – найти родину, и он не может умереть, не достигнув её. Он хочет найти родную душу, прижаться к другой груди, «пусть незнакомой, но родной»… Он в мире один среди не понимающих его людей. Невозможно жить одному, не страдая от одиночества, особенно духовного, которое испытывает Мцыри.
В природе Мцыри находит то, чего не мог дать ему монастырь. Мцыри счастлив, он пытается разом вдохнуть в себя весь этот свободный мир без остатка. Герой ищет приключений, он с радостью встречает трудности на своём пути, так как они дают возможность борцу познать себя, испытать силы.
И вот он слился в смертельном поединке с барсом. Мцыри упоён борьбой, собственной силой, в то время как барс защищает свою территорию и право на жизнь. Но Мцыри ведь сражается с барсом тоже за право на жизнь, но жизнь настоящую, «полную тревог и битв», ему нужна эта борьба, чтобы поверить в свои силы, в способность бороться за свободу. В этой драке Мцыри испытывает радость, звериную, да и сам он чувствует себя зверем, «братом барсов и волков». На мгновение он даже забывает родной язык:

Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.

Радость битвы вливается в жилы мощным потоком. Убивая барса, Мцыри как бы убивает своё безропотное и покорное монастырское прошлое.
Но совершенно другим Мцыри становится при встрече с грузинкой. Гармония красоты природы и неповторимости женской красоты покоряют, восхищают беглеца. Он преклоняется перед совершенством, чуткое сердце наполняется нежностью и любовью, пытаясь запомнить и сохранить в себе эту красоту во всех, даже самых неуловимых и тонких оттенках и полутонах.

Она скользила меж камней,
Смеясь неловкости своей.

Прекрасным, чарующим было мимолётное виденье. В душу Мцыри хлынули незнакомые ещё ему чувства, но он остановил в себе неудержимое желание открыть дверь сакли, за которой только что скрылась изящная фигурка девушки. Желание найти родину сильнее для Мцыри. Он может быть счастлив только в родном краю, где родился, на который не променял бы ни рай, ни вечность:

… Я цель одну -
Пройти в родимую страну -
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.

«Блаженные дни» свободы быстро прошли, и Мцыри суждено было вновь очутиться в монастыре. Обессиленный, он бредит свободой, даже в забытьи мечтает о ней и не смиряется с монастырской действительностью. Мцыри в монастыре, а значит, жизнь кончена для него. Он умирает, так как не может без свободы, так как понятия «жизнь» и «воля» неразрывно связаны в его сознании. Он лишён свободы, а значит и жизнь не имеет смысла. Но и перед смертью Мцыри не отступает от своих убеждений. Он умирает таким же борцом, как и прежде. Он мечтает быть похороненным в саду, чтобы чувствовать близость горных кавказских вершин. «Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет», - думает Мцыри о Кавказе перед смертью. Мцыри не сломлен. Это гордый борец, который стремился до конца своих дней не плыть по течению судьбы, а жить вольно, красиво, достойно человека.
В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о достойном человеке, умеющем постоять за себя и свои убеждения, стремящемся к свободной жизни. А может, поэт писал сам о себе? Возможно. Ведь душа Лермонтова была сродни одинокому парусу, стремящемуся найти душевное спокойствие в буре, в борьбе. Она всегда чувствовала боль времени и пыталась изменить не устраивавший её несправедливый мир. Лермонтов не смог, как и Мцыри, стать свободным. Всегда у него кто-то становился на пути, мешал жить, но неуспокоенность, жажда борьбы, любовь к родине, желание видеть свободными её людей были главными в жизни Мцыри и самого Лермонтова.

Непримиренный гордый дух, то Мцыри - человек, вступающий в схватку с судьбой, рвущий оковы предопределённости.

Белинский назвал «Мцыри» любимым идеалом поэта. Почему? Что ценит Лермонтов в человеке, что возвеличивает? Белинский определил это так: «огненная душа», «могучий дух», «исполинская натура». «Огненная душа» делает юношу-монаха страстным существом. «Могучий дух» проявляется в бесстрашной схватке Мцыри с барсом. «Исполинская натура» роднит Мцыри с «людьми прежних дней», в страну которых он мечтает вернуться.

Испанец, Арсений, Мцыри - монахи, но в них мало монашеского, это эмоциональные, страстные натуры. Не для них суровый закон монастыря, против которого бунтует сердце:

Объединяет трёх героев лермонтовских поэм и романтический конфликт с миром: Мцыри чужд людям, Арсений окружён врагами, испанец «ничего не ждёт от людей». Но в отличие от «Исповеди» и «Боярина Орши» в «Мцыри» не упоминается любовь как сила, направляющая . «Яд любви» не отравил сердце Мцыри: юноша стремится обрести Родину, «припасть к груди родной».

В юношеской поэме Лермонтова «Исповедь» герой нарушил монастырский закон ради женщины. Во имя любви он совершает таинственное, неведомое читателю преступление, его судят «за чем, за что не знал и знать не мог никто». Осуждённый монах отказывается молить о спасении, не сожалеет о своей участи. Минуты человеческого, наполненного радостями земной любви бытия для него дороже «жизни без радости и бед». Герой отказывается от рая, если это рай без возлюбленной, без осуществления его жгучих желаний:

Любовь заставляет совершать преступления и Арсения («Боярин Орша»): он вкушает запретной любви, становится разбойником, изменяет своим соотечественникам, переходя на сторону литовцев. Арсений наделён демоническими чертами, чертами «странного человека», бунтаря и ожесточённого одиночки. Бунт Арсения имеет в поэме символический смысл: он не может смириться не только с собственной участью, но и вообще с судьбой, участью человека, обречённого превращаться в прах. Вместо «чистого сердца» возлюбленной герой находит на её ложе громаду костей:

Здесь звучит важная для Лермонтова «медовой тропы». «Медовый путь», в понимании игумена, это путь греховного познания сладости жизни, которая запретна для человека и оттого ведёт к страданию. Герой, вступивший на «медовую тропу», стремится увидеть мир, насладиться любовью, вкусить плоды земных удовольствий. Но вместе с тем «медовый путь» - особый путь, он знаменует в поэме разрыв с законом, выход за границу допустимого знания. Именно так это понято в «Мцыри». Лермонтов поставил эпиграфом к «Мцыри» библейскую строку: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю». Мцыри искал не столько «мёда» наслаждений, сколько свободы, познания, родства. Вся вина юноши-монаха - в его возвышенных стремлениях: он не совершал преступлений, не упивался любовью.

В своей последней романтической поэме Лермонтов усложняет и даже переосмысливает намеченные им ранние традиционные образы. Не случайно исследователи подчёркивают сложную синтетическую форму романтической поэмы Лермонтова.

Поэма «Мцыри» имела многолетнюю историю создания. Поводом к её написанию послужила встреча Лермонтова, странствовавшего по Военно-Грузинской дороге в 1837 году, с одиноким монахом, последним обитателем монастыря - бэри. Ребёнком он был пленён генералом Ермоловым. Ермолов вёз его с собой, но мальчик, оторванный от семьи и родного селенья, заболел по дороге. Генерал оставил заболевшего ребёнка монастырской братии, но горец не смог смириться с монастырём, делал попытки к бегству, после одной из таких попыток оказался на краю могилы. Поэма была навеяна и грузинским фольклором, восхищавшим Лермонтова. Так эпизод битвы с барсом восходит к древней грузинской песне «Юноша и барс».

Сочетание естественности и отчуждённости от мира природы - не единственное противоречие Мцыри. В нём « вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок, как тростник». Бесстрашие, отчаянная смелость соседствуют в его душе с пугливостью. Он рвётся к свободе, но провёл большую часть жизни в тюрьме: «На мне печать свою тюрьма оставила». Выражая своё восхищение свободным миром, Мцыри сравнивает выси горных хребтов с алтарём («курились, как алтари») - и мы сразу узнаём в этом вольном горце «во цвете лет» монаха. Мцыри мечтает обрести дом, но его влечёт в «чудный мир тревог и битв». Разным началам, непримиримым противоречиям в душе Мцыри «не сойтись никогда».

Жить для Мцыри значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в «грозящую бездну». Он говорит старому монаху: «Ты жил, старик! //Тебе есть в мире, что забыть, //Ты жил, - я также мог бы жить». Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.

Для Мцыри потерянный и вновь обретённый рай родины дороже рая монастырских молитв. Человек пытается вернуться в первозданное, безгрешное состояние, обрести утраченную отчизну. В лирике Лермонтова - это «небо и звёзды», в поэме - живущий в воображении и памяти Мцыри идеал родной земли. Попытка обречена на провал: природа, время, внутренние противоречия ставят человеку препоны. Его цветущая плоть обращается в прах (дочь боярина Орши), могучий дух заточён в слабое тело (Мцыри), время стирает все следы борьбы (прологи к поэмам). И всё же Мцыри не отрекается от своих исканий, не смиряется с жестоким роком. Он хочет найти идеал на земле, а не в заоблачном краю, как это было у героев ранней лирики Лермонтова.

Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать «родной звук», увидеть вершины Кавказа. Его воображение, его дух не убаюкивает «золотая рыбка», не усыпляет «сладостный бред», сулящий «привольное житьё и холод и покой». Он блуждал, спотыкался и так и не достиг цели. Вместо победы над судьбой он одержал победу над барсом. Но Мцыри не сожалеет о своих поисках, не проклинает, а благословляет свободу. В его образе, как и в образе Печорина, Лермонтов утверждает «вечное искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа.

Пролог и финал поэмы - космичны, в них участь Мцыри соотносится с вечностью. Монастырь, заведённый порядок, монахи - всё это давно кануло в небытие. Однако всепоглощающее время не может заставить нас сбросить со счёта человека. «Все тревоги и страдания частной судьбы остаются неразрешёнными, её порыв к свободе неудовлетворённым, и исчезновение человека - бесследное исчезновение! - с лица земли отзывается в нашем сознании болезненным диссонансом», - писал литературовед Ю. Манн.