Из за чего не крутит стартер. Автомастерская: стартер не крутит и не заводится машина. Проводка, замок зажигания


Ничто так не приблизило ранние автомобили к массовости, как изобретение электростартера: пусковая рукоять была и неудобна, и небезопасна. За более чем сто лет использования конструкцию автомобильных стартеров успели «вылизать» практически идеально, но и сейчас она доставляет проблемы. Из них самая характерная – щелчки под капотом при запуске мотора, но двигатель стартер не крутит.

Конструкция стартера

Независимо от конкретного исполнения (редукторный/безредукторный, со статорной обмоткой или без нее), электростартер имеет в составе втягивающее реле. Этот электромеханический узел выполняет одновременно две функции:

  1. Он выталкивает вперед бендикс и приводную шестерню, позволяя ей сцепиться с зубчатым венцом маховика.
  2. Он разгружает контакты замка зажигания: ток, потребляемый стартером, велик, а втягивающее реле позволяет управлять стартером с помощью сравнительно малого тока.

Конструкция втягивающего реле проста: в его корпусе размещаются две обмотки разной мощности, втягивающие (откуда и название) в себя сердечник. На сердечнике установлена вилка, через рычаг перемещающая бендикс, а в конце хода сердечник замыкает силовые контакты («пятаки»), подающие питание на стартер напрямую от аккумулятора.
Две обмотки используются для снижения потребления тока: чтобы втянуть сердечник, необходимо большее усилие, чем для его удержания на месте. Как только сердечник втягивающего реле замыкает «пятаки», втягивающая обмотка оказывается зашунтированной, и работает только удерживающая обмотка.

Причины щелчков при запуске двигателя, проверка и решения проблемы

Неисправности втягивающего реле

Таким образом, нетрудно додуматься до причин, по которым щелчок втягивающего реле может не сопровождаться срабатыванием стартера.
Простейшая из них – это проблемы с питанием: севший аккумулятор, окислившиеся клеммы. В момент, когда втягивающее реле включает обмотку стартера, происходит резкое падение напряжения, а с ним в строгом соответствии с законом Ома и тока в удерживающей обмотке. Энергии магнитного поля уже не хватает на то, чтобы противодействовать возвратной пружине втягивающего, и сердечник отходит наружу, разрывая цепь стартера. В зависимости от состояния автомобиля и аккумулятора это выливается как в одиночный щелчок стартера, так и в «пулеметную очередь» щелчков из-под капота.

Поэтому первое, что стоит проверить – это заряд аккумулятора, осмотреть клеммы на АКБ и при необходимости зачистить их. Уже гарантировав себе поступление электроэнергии «по назначению», приступаем к дальнейшей проверке.

Сердечник стартера

Сердечник стартера может и банально подклинивать внутри обмотки из-за грязи или ржавчины, что также вызовет щелканье стартера. Необязательно для этого иметь приличный пробег. Например, на RenaultFluence и Latitude автору доводилось неоднократно видеть это на новом автомобиле. «Ремонт» тут прост: достаточно упереть в корпус втягивающего реле твердый предмет (например, удлинитель из набора инструмента) и нанести по нему резкий, но несильный удар. После этого практически всегда втягивающее реле восстанавливает работоспособность без серьезных проблем в дальнейшем и щелчки исчезают.

Контактам втягивающего реле приходится коммутировать очень большой ток – так, обычный киловаттный электростартер потребляет более 400 ампер в момент включения, пусковой ток электродвигателей в разы превосходит номинальный. При выключении стартера в размыкающихся контактах возникает искра, приводящая к эрозии – в результате в один момент реле оказывается неспособно подать питание на обмотки стартера.


Рецепт лечения здесь известен с советских времен – о чистке «пятаков» автомобилистам было известно не понаслышке. Однако сейчас часто на автомобилях применяются неразборные втягивающие реле: в таком случае придется менять втягивающее в сборе.

При обрыве или перегорании удерживающей обмотки мотор не удастся запустить: как только «пятаки» замкнутся, возвратная пружина, упругости которой не противодействует удерживающая обмотка, разорвет цепь. При этом заново сработает удерживающая обмотка, и из-под капота раздастся характерный высокочастотный треск. Проверить состояние обмотки можно даже без омметра, вытащив стартер и подключив напрямую к аккумулятору (корпус на «массу», плюсовую силовую клемму – на обе клеммы втягивающего, питание и управление). Если плоской отверткой «помочь» бендиксу оставаться в выдвинутом состоянии, то стартер с неисправной удерживающей обмоткой будет спокойно крутиться.

Может быть неисправен и сам стартер – втягивающее реле нормально подает питание, но толку от этого нет. Большинство стартеров имеют статор в виде постоянных магнитов, и обмотка у них есть только на роторе. Износ щеток или ламелей коллектора приведет к тому, что при нормальном питании стартер не сможет вращаться. Частые длительные попытки запуска мотора тоже способны вызвать проблемы: перегрев статорной и/или роторной обмотки вызовут повреждение межвитковой изоляции, далее – короткое замыкание и перегорание обмотки.

«Дедовский» способ проверки очень прост, и при достаточной доступности стартера из-под капота даже не потребует снятия стартера. Аккуратно замкните силовые контакты на корпусе втягивающего реле отверткой или гаечным ключом (внимание – не касайтесь при этом «массы»!). При этом питание на обмотку стартера пойдет напрямую без участия втягивающего реле. К тому же этот способ безопасен, так как без срабатывания втягивающего реле стартер не войдет в зацепление с маховиком, и не будет риска случайно завести машину, стоящую на передаче.

Если включенный напрямую стартер крутится без проблем – то виновато втягивающее. Второй «дедовский способ» окончательной проверки груб, но не менее эффективен в гаражных условиях: нужно попытаться затормозить бендикс работающего стартера прочным предметом (обычно к шестерне прижимают плоскую сторону молотка). Если стартер при этом останавливается – явен недостаток мощности, указывающий либо на межвитковое замыкание, либо на отказ одной из обмоток, если в конкретном стартере их несколько включено параллельно.

Использование широко распространенных мультиметров для малоэффективно: даже сопротивление измерительных щупов у них часто само по себе сопоставимо с сопротивлением отдельной обмотки. Единственное, на что можно рассчитывать – это на возможность прозвонки ротора на «массу» в поисках коротких замыканий. Для этого один щуп закрепляется на сердечнике ротора, вторым по очереди нужно прикасаться к каждой отдельной ламели (контактной пластине) ротора. Замыканий на корпус здесь быть не должно.

Механические проблемы

Редко на автомобилях с большим пробегом возможно простое утыкание бендикса в зуб венца. Изначально и зубчатый венец маховика, и зубья бендикса имеют заходные фаски, позволяющие шестерням сцепиться даже при неточном попадании зуба бендикса на пропуск между зубьями маховика. Износ со временем приводит к затуплению заходных фасок, при этом возможна ситуация, когда зуб бендикса упрется в зуб маховика, не дав сердечнику втягивающего реле дойти до конца хода и замкнуть силовые контакты.

«Оживить» машину можно просто: либо замкнуть между собой клеммы на втягивающем реле, чтобы ротор провернулся в другое положение, либо, если нет удобного доступа к стартеру, провернуть сам коленвал за шкив генератора или гидроусилителя с помощью торцевой головки и трещотки. Но это метод «аварийный» — не стоит откладывать ремонт, поскольку подобные проблемы продолжатся в дальнейшем.

Видео: Как проверить стартер, Щёлкает, но не крутит

Печать

Машина может не заводится по многим причинам, постараюсь объяснить причины почему не заводиться машина и что делать чтобы завести машину. Обязательно прочитайте всю статью, так как есть одинаковые признаки, почему двигатель не заводится, но перед этим могут быть разные причины поломки, и прочитав все сможете правильно определить причину почему не заводится именно ваша машина.

Стартер не крутит

Не заводится машина стартер не крутит, это не самая страшная причина, но стоит машину толкнуть (говорят завести с толкача) как двигатель заводится, значит вся проблема в стартере или аккумуляторе.

Почему стартер не крутит?

Первое, это сел или плохой аккумулятор, признаки плохого аккумулятора, при повороте ключа зажигания происходит щелчок в стартере (это срабатывает втягивающее реле стартера, но двигатель не крутится, обратите внимание на контрольные лампочки панели приборов. Если лампочки сильно гаснут (начинают светится очень тускло) это признак плохого аккумулятора. Меняйте аккумулятор!

Либо плохой контакт клемм с аккумулятором, снимите и зачистите клеммы соедините с аккумулятором и попробуйте опять завести если также лампочки будут начинать очень тускло гореть скорей всего вышел из строя аккумулятор.

Автомобиль не заводится щелчок в реле

Самое первое если автомобиль нормально заводилась и вдруг щелчок и машина не заводится, проверти клеммы на аккумуляторе, раскрутите их и покрутите чтобы они плотнее сели на аккумулятор, или снимите и зачистите. Это происходит из–за того что постепенно клеммы окисляются и теряют хороший контакт, ток вроде идет но для стартера нужна большая нагрузка тока, поэтому есть щелчок в стартере но стартер не крутит так как не хватает напряжения, и начинают тускло гореть лампочки панели приборов.

Случай из жизни, покупал я запчасти в авто магазине, и также купил солидный мужичек дорогой аккумулятор на крутую иномарку. Вышел он и сразу поставил аккумулятор на иномарку, прибегает и давай орать на продавца что тот подсунул ему бракованный аккумулятор, продавец конечно смутился, сказал что еще на эти аккумуляторы претензий не было но заменил ему на другой.

Как опять залетает этот дядя и давай орать что второй аккумулятор тоже бракованный, продавец вообще (обкакался) а мне так стало интересно что там не так.

Вышел и посмотрел на его клеммы, они были все в зеленой окиси, видать дядя ездил и не заглядывал под капот (хотя в такой машине смысла нет заглядывать под капот там сплошная электроника и без специального сервиса не починишь), а когда его аккумулятор еле завел машину, решил купить новый. Но так как он прикручивал зеленые и окисленные клеммы естественно они плохо проводили ток потому стартер и не крутил двигатель.

Говорю ему, Вы просто хотя бы ножичком почистите клеммы внутри и когда будите одевать клеммы покрутите их на аккумуляторе чтобы они плотно сели и затягивайте гайки, машина заведется. Он меня спросил откуда знаешь, ответил ему, знаю, попросил он меня помочь, зачистил я клеммы одел на аккумулятор и иномарка завелась, а с него я взял магарыч.

Фото. Окислившаяся клемма аккумулятора.

Если клеммы быстро окисляются и приобретают зеленый налет, то это и мешает хорошей отдачи напряжения от аккумулятора, сделать можно так, раскрутите клеммы зачистите их и смажьте литолом, или машинным маслом, клеммы перестанут окисляться, и аккумулятор будет хорошо заводить машину.

Самые лучшие клеммы свинцовые или латунные, но сейчас стали продаваться клеммы серого цвета (точно не знаю какой метал) так от этих клемм держитесь подальше. Случай из жизни, подъехал парень на ВАЗ 21099 и жалуется, купил новый аккумулятор, его проверяли на другой машине стартер крутит, а на моей нет, поворачиваю ключ на стартер как сразу начинают плохо гореть лампочки на приборной панели и стартер не щелкает.

Сначала подумал что проблема в стартере, перемкнул на стартере отверткой плюс со штекером втягивающего реле не щелкнуло, перемкнул на прямую плюс с проводом что заходит в стартер (две гайки на тринадцать к которым прикручивается плюс от аккумулятора, и провод что заходит в стартер) опять тишина. Проверил провод что присоединен к массе, раскрутил его зачистил и опять прикрутил, опять ноль эмоций.

Так даже и не мог подумать, что это может быть проблема в клеммах, так как на вид они были чистые, и как парень сказал что он их поставил всего две недели назад. Но когда все перепробовал, решил повнимательней на них посмотреть, снял и увидел тонкий черный налет внутри, ножом срезал этот налет до метала, поставил на аккумулятор, сразу стартер заработал, и движок завелся. Из-за клемм, парень машину два дня заводил с толкача.

Так мало того, он купил новый аккумулятор хотя и тот что у него стоял крутил стартер, но резко перестал и виноваты в этом эти серые клеммы.


Самый лучший способ проверить аккумулятор, это, поставить его на рабочею машину, если машина заведется, ищите проблему в проводке.

В девяносто процентах это помогает, если не помогло, читайте ниже.

Главное не путать щелчок реле и втягивающего реле, щелчок в реле негромкий, а щелчок стартера громкий. Будем определять что щелкает, если совсем еще не разбираетесь в устройстве машины. На фото видите двигатель ВАЗ-09 в моторном отсеке машины, стрелкой показано реле отвечающее за запуск стартера.

Попросите друга чтобы он попробовал завести машину, а сами положите палец на корпус этого реле, если почувствуйте слабый щелчок этого реле, и больше не будет других шелков, значит вышло из строя это реле и поэтому автомобиль щелкает и не заводится, замените это реле. Но если почувствовали слабый щелчок на палец от реле, и услышали громкий щелчок в двигателе, это значит что маленькое реле работает, причина что машина не заводится в реле стартера.


Автомобиль не заводится щелчок в стартере

Аккумулятор хороший, но при повороте ключа зажигания происходит щелчок, но стартер не крутит. Самая первая причина пригорели пятаки втягивающего реле, способ ремонта такой, снимите со стартера втягивающее реле разберите его и зачистите латунные пятаки напильником от нагара, но при разборке втягивающего реле будьте внимательны надо обязательно распаять проводок, просто посмотрите на втягивающие реле со стороны шпилек к которым прикручиваются провода и увидите место пайки его и надо распаять. Или купите новое втягивающее реле.

Вторая причина втягивающее реле щелкает но стартер не крутит, стерлись или отошли щетки от якоря генератора, тогда втягивающее реле не причем. Проверить можно так, перемкните на прямую две шпильки на втягивающем реле стартера (шпильки к которым прикручиваются плюсовой провод от аккумулятора а второй провод уходит в стартер) если стартер закрутится значит проблема во втягивающем реле, если не закрутится смотрите щеточки стартера.

Но обычно щеточки сразу не отказывают, вспомните до этого как крутил стартер, скорей всего до отказа щеток стартер крутил плохо.

Еще одна причина, замыкание стартера, при повороте ключа зажигания происходит щелчок и начинают греться или даже дымить провода аккумулятора, это уже хана стартеру замыкает его внутренняя проводка, меняйте стартер полностью.

А чаще всего бывает так, щелчок втягивающего реле стартера, но он не крутит, проврете крепления клемм на аккумуляторе (снимите, зачистите и опять оденьте), и крепление проводов на шпильках стартера (снимите, зачистите и опять оденьте).

При повороте ключа зажигания стартер не крутит и не щелкает, проверти идет напряжение на втягивающее реле от замка зажигания, если напряжение идет причина во втягивающем реле, если нет напряжения ищите причину в замке зажигания, и реле зажигания.

Если при повороте ключа зажигания нет щелчка во втягивающем реле стартера, а в дороге некогда разбираться с этой проблемой если автомобиль делаете сами, или надо доехать до мастерской, завести машину можно так. Если двигатель машины устроен так что можно добраться до проводов стартера (это легко сделать в наших переднеприводных ВАЗах).

Включите зажигание, на втягивающее реле подходит два провода, один толстый от аккумулятора, а второй тонкий (обычно он красного цвета и соединяется на штекер, но может быть что соединяется маленькой гайкой, это зависит от модели машины) который и дает напряжение при повороте ключа зажигания, вот на этот провод и надо подать напряжение чтобы сработало втягивающее реле, и закрутился стартер и запустил двигатель.


Это можно сделать отверткой или ножом, любой небольшой железкой что есть под рукой, или кусочком провода, снимите штекер и от шпильки к которой прикручивается плюсовой провод от аккумулятора подайте напряжение на язычок с которого сняли штекер, сработает реле и запустится стартер и двигатель заведется.

Но если будите перемыкать две толстые шпильки на втягивающем реле (первая шпилька к которой прикручен провод от аккумулятора, а вторая от которой уходит провод в стартер) стартер будет просто крутится и не заведет двигатель, так как если не сработает втягивающее реле, то обгонная муфта (бендекс) не выйдет из стартера и не закрутит двигатель.

Если тяжело добраться до стартера (устройство двигателей разное и стартер может стоять так что к нему просто не доберешься) но если найдете тот провод который запускает втягивающее реле, то слегка счистите в любом месте этого провода немного изоляции и подайте на него плюс от аккумулятора, стартер закрутит и машина заведется, но потом обязательно это место изолируйте изолентой.

Может быть и так, при повороте ключа зажигания слышно что стартер крутится но двигатель не проворачивается, это виноват привод с обгонной муфтой (бендикс) он не стопорится а прокручивается. Это бывает из-за того что сальник пропускает масло и маховик забрасывает маслом бендекс, или из-за износа бендекса.

Стартер жужжит но не крутит двигатель. Видео

Бывает и такая беда, повернули ключ зажигания щелкнул стартер но не крутится, и начинает греться трос сцепления, или трос подсоса, или трос газа, это сто процентная причина обрыва провода массы (он соединяет кузов машины с двигателем обычно он крепится от кузова к коробке передач снизу) но на разных машинах провод массы может соединятся в разных местах.

Часто бывает так после снятия двигателя просто забывают прикрутить провод массы к двигателю. Как выглядит провод массы, обычно он в виде широкой полосы без изоляции, либо как провод клеммы аккумулятора, но обязательно соединяет кузов автомобиля с двигателем.

Треск в стартере машина не заводиться. Видео

Стартер крутит, искра есть, машина не заводится

Случай из жизни, как-то замучился я с одной ВАЗ-2103, стартер крутит искра есть, но двигатель не заводился. Перебрал очень много вариантов ремонта, первое проверил карбюратор (не переливает, и не засорен) далее начал с замены контактов и т.д. а оказалось что виновата катушка зажигания (бобина), несколько раз двигатель заводился, но стоило дать газу как движок начинал работать с перебоями и глох.

На вид искра с центрального провода была нормальная, я даже и не думал грешить на бобину, но когда уже все перепробовал, решил поставить другую бобину с рабочей машины, движок сразу завелся и стал прекрасно работать. А до того как бобина вышла из строя двигатель давал сильный провал газа, при нажатии на газ и часто начинал троить из за свечи (приходилось менять закопченную свечу). А после замены бобины пропал провал газа, и двигатель перестал периодически подтраивать.

Бывает и так, стартер крутит, искра есть, машина не заводится, но стоит ее толкнуть, сразу заводится, первое попробуйте заменить бобину, если не помогает, то значит проблема в стартере, стартер берет очень сильное напряжение на себя и в этот момент очень слабая искра. Машина как человек в возрасте, у каждого свои болячки, так и в этом случае, смотришь искра есть, думаешь значит бобина в порядке, а она оказалась очень сильно больной, хотя внешне выглядела здоровой.

Закипел двигатель и не заводиться

Если после того как закипел двигатель и не заводится первая причина, если открыли крышку радиатора и охлаждающая жидкость залила трамблер то машина не заведется пока трамблер не высохнет, или не протрете его тряпкой насухо, так как искра уходит по жидкости куда угодно но не на свечи.

Если закипел двигатель глушите машину и сделайте небольшой щелчок стартером чтобы поршни не прилипли к цилиндрам, откройте капот и не открывайте крышку радиатора пока не перестанет выбивать пар из под крышки радиатора. Если сразу открыть крышку радиатора то можете ошпариться плюс большая часть охлаждающей жидкости выльется на землю, а в дороге долить бывает нечего.

Но это пол беды, а может быть и так, закипел двигатель и залегли поршневые кольца, тогда двигатель не заведется, его придется ремонтировать и менять поршни с кольцами, но это бывает редко. Признак залегших поршневых колец такой, стартер начинает быстрей крутить двигатель из-за того что нет компрессии в цилиндрах.

После ремонта двигатель не заводится

Я конечно не могу увидеть ваш двигатель и определить причину, так как причин много, первое зажаты клапана, второе неправильно установлено зажигание (признак хлопки в карбюратор), третье неправильно выставлены метки на шкиве и распредвале (если неправильно выставили метки на шкиве и распредвале то при попытке завести двигатель поршни погнут клапана, поэтому чтобы себя проверить обязательно рукой ключом за храповик проверните коленвал, если коленвал упрется то значит неправильно установили метки, коленвал от руки должен проворачивается и не утыкаться в клапана).

Но самая распространенная причина такая, меня иногда просят завести двигатель после замены поршневых колец. Сами поменяли поршневые кольца, все выставили правильно, стартер крутит но двигатель не заводится, или хватает но не может завестись, в таких случаях я даже не иду помогать а просто даю совет, выкрутите свечи и со шприца залейте в цилиндры кубика по два-три моторного масла и погоняйте чучуть стартером двигатель без свечей, закручивайте свечи и двигатель заведется.

Почему так происходит, первое когда меняете кольца всегда их смазывайте маслом, второе если двигатель жрал масло многие думают что стоит только поменять поршневые кольца и мотор станет как новый, не станет, обязательно надо учитывать износ цилиндра, если износ цилиндра большой новые кольца проблему не решат, как двигатель жрал масло так будет жрать еще больше, железку не обманешь, надо обязательно растачивать цилиндры под ремонтные поршни.

Потому двигатель и не заводится что сильно изношенные цилиндры хотя и с новыми поршневыми кольцами, просто очень плохая компрессия из-за эллипса в цилиндре так как новые и не притертые кольца в изношенном цилиндре, а стоит подлить масло в цилиндр компрессия возрастает и мотор заводится. И после того как двигатель немного поработает на кольцах осядет масло что разбрызгивает коленвал, и дальше он будет заводится, но жрать масло будет еще с большем аппетитом.

Случай из жизни

Вышел я из магазина, вижу стоит новая Нива, а два мужичка открыли капот и собрались раскручивать трамблер, просто спросил что искра пропала, они говорят нет в моторе щелкает но он не заводится. Им просто повезло что я проходил мимо, говорю зажигание не причем, может отошли клеммы от аккумулятора, сняли зачистили ох одели не помогло, значит виноват стартер, давайте толкнем машину и так заведем, а дальше доедите до техстанции, там вам починят стартер.

Толкнули Ниву она сразу завелась. Суть в чем, если вы неуверенны в причине отказа двигателя и не понимаете в машине, не лезьте ремонтировать сами, сделаете еще хуже. Как в этом случае с Нивой, раскрутили бы они трамблер и только сбили зажигание, что машина вообще не завилась, пришлось бы тащить машину в мастерскую на буксире.


Детали стартера: 1 — стопорное кольцо; 2 — ограничительное кольцо; 3 — привод с обгонной муфтой; 4 — ось рычага; 5 — передняя крышка; 6 — рычаг привода; 7 — якорь реле; 8 — тяговое реле; 9 — задняя крышка; 10 — стопорная шайба; 11 — защитный кожух; 12 — стяжной болт; 13 -регулировочная шайба; 14 — пружина щетки; 15 — щетка; 16 - корпус; 17 — якорь

Стартер плохо крутит и машина не заводится, но стоит ее толкнуть, как машина сразу заводится. Причина может быть в плохом аккумуляторе (проврете, поставьте другой хороший аккумулятор). Другая причина, скорей всего отошла щетка в стартере, большой износ латунных втулок якоря стартера (якорь цепляется внутри стартера), или есть небольшое замыкание внутри проводки стартера.

Если есть замыкание в проводке якоря или в корпусе стартера, то надо менять замыкающую часть стартера. Проверить можно так, возьмите любой тестер (настройте его так, при смыкании проводов стрелка должна отклоняться) и соедините один провод к месту где трутся щетки а другой на ось якоря, если стрелка отклонилась значит есть замыкание, если нет то якорь хороший.

Но может быть межвитковое замыкание якоря, признак, сильно пригоревшие места, где трутся щетки, местами слегка выжженные, якорь негодный, меняйте его.

Обратите внимание на щетки и пружинки что их прижимают к якорю, щетки должны легко перемещаться и пружинки должны быть эластичные и хорошо давить щетки на якорь. Если щетки сильно стерлись, замените их на новые, также обратите внимание на латунные втулки (в которых крутится якорь) если якорь в них болтается замените на новые.

Старые втулки выбейте, а новые аккуратно забейте. Обычно при самостоятельном ремонте стартера, и замены втулок и щеток стартер крутит отлично и хорошо заводит машину.

Ремонт бендикса стартера ВАЗ. Видео

После ремонта стартера

Был у меня случай, собрал двигатель, стал заводить, а стартер еле крутит и двигатель не заводится, хотя хозяин машины перед ремонтом двигателя сам ремонтировал стартер и заменил щетки и втягивающее реле. Так как двигатель после сборки и с новой поршневой группой намного туже, чем старый и раскатанный.

Пришлось снимать стартер и искать причину, почему он так плохо крутит, оказалось все просто как я и предполагал, когда человек ремонтирует какую-то вещь и не знает элементарных вещей, отремонтированная вещь толком не работает. Оказалось что щетки стартера которые он заменил очень туго вошли в пазы и пружинки что давят на щетки не могли их хорошо продавить, поэтому они ели касались якоря стартера.

Еле вытащил щетки со своих мест, и просто напильником слегка уменьшил их в диаметре, чтобы они свободно перемещались в своих пазах, стартер стал крутить двигатель отлично и сразу завел машину.

Если решитесь сами ремонтировать стартер и заменить щетки, обязательно проверьте как входят щетки, они должны входить без усилия и легко перемещаться, если щетка идет туго обязательно напильником уменьшите диаметр щетки. Еще признак плохого прилегания щеток к якорю, сольно греется втягивающее реле и сам стартер, и быстро разряжает аккумулятор. Тогда Ваша работа не пройдет даром и стартер будет прекрасно крутить двигатель и заводить машину.

Стартер крутит а автомобиль не заводится

Одна из причин автомобиля ВАЗ но такая система может быть и на других моделях автомашин, вышло из строя реле зажигания, признаки поломки реле зажигания, при включении зажигания датчики приборной панели не работают, если проверить искру на свечах, то ее не будет.


Способ устранения поломки, это реле находится под рулем и соединяется проводами с замком зажигания, на время его можно заменить таким же реле сняв его с блока предохранителей, например реле обогрева заднего стекла и машина заведется. А потом купить это реле и поставить на место. Некоторые водители, покидая свою машину снимают это реле, это делается для дополнительной защиты автомобиля от угона.


Блок предохранителей ВАЗ-2109 1 — реле включения очистителей фар (Кб); 2 - реле времени омывателя заднего стекла (К1); 3 - реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (К2); 4 - реле стеклоочистителя (КЗ); 5 - контактные перемычки на месте реле контроля исправности ламп; 6 - реле включения обогрева заднего стекла (К10); 7 - запасной предохранитель; 8 — реле включения дальнего света фар (К5); 9 - реле включения ближнего света фар (К11); 10 -предохранитель; 11 - реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя (К9); 12 — реле включения звукового сигнала (К8)

Машина резко заглохла и не заводится

Как бывает очень неприятно, когда едешь и вдруг машина заглохла и не заводится, стартер крутит но не заводится, причин много, но пойдем по порядку.

Если у Вас машина с ремнем ГРМ, посмотрите скорей всего он порвался, признак обрыва ремня ГРМ стартер начинает быстрей крутить двигатель, замените его и машина заведется.

Теперь для всех машин, проверьте есть искра, качает бензин бензонасос, не переливает карбюратор (не держит поплавок, если снять крышку воздушного фильтра то бензин будет лить с карбюратора сам, качая бензонасос) забился карбюратор.

Свечи зажигания

Машина не заводится из-за залитых свечей зажигания, это бывает так, натянули подсос и стали заводить машину, двигатель схватился и заглох, а вы дальше пытаетесь завести двигатель на подсосе и вдобавок качаете педаль газа, обычно это бывает в теплую погоду когда движку не надо сильного обогащения.

Выкрутите свечи и если они мокрые значит долго заводили на подсосе, или переливает бензин карбюратор. Залитые свечи можно продуть так, уберите подсос, нажмите полный газ, и заводите, свечи продуются и машина заведется. Если залили свечи и пытаетесь завести машину дальше на подсосе то не заведете ее даже с толкача.

Как проверить искру

Искру можно проверить так, снимите центральный провод с трамблера (он идет от катушки зажигания) положите его на любое место двигателя но обязательно на железо, и погоняйте стартером двигатель, если искра есть значит зажигание работает.

Но лучше проверить искру непосредственно на свече, так как бывает что искра с катушки зажигания идет а на свечи нет, из-за поломки бегунка, или микротрещины крышки трамблера. Если нет искры на свече но она есть на центральном проводе, первое обратите внимание на резистор что стоит в бегунке, его можно вытащить аккуратно поддев отверткой и обмотать фольгой от конфет или шоколадки и вставить на место.

Если не помогло посмотрите в крышку трамблера, в центре должен стоять графитовый стержень, если стержень выгорел то это и есть причина почему искра не идет на свечи, замените крышку трамблера или вставьте другой графитовый стержень.

Если это случилось в дороге и помощи ждать неоткуда можно вместо графитового стержня вставить небольшой болтик или шуруп или кусочек проволоки, главное чтобы болтик или проволока не выпадала с крышки трамблера (можно обмотать болтик фольгой и плотно вставить в место графитового стержня. Главное чтобы он не был очень длинный и крышка трамблера легко одевалась на трамблер, так можно доехать до дома или магазина.

Въехали в большую лужу

Если въехали в большую лужу и двигатель заглох, значит залило водой катушку, провода и крышку трамблера, не пытайтесь завести машину, только посадите аккумулятор, протрите сухой тряпкой крышку трамблера, катушку и провода, машина заведется.

Но если лужа очень большая, и не хочется мочить ноги, то начинайте курить, а если не курите, то подумайте о чем-то хорошем, минут 10-15, провода просохнут и движок заведется.

Если на катушку не идет напряжение

Если на катушку контактного зажигания не идет напряжение (обрыв в проводке, поломка замка зажигания и т.д.) подскажу самый простой и много раз проверенный способ доехать до мастерской или до дома.

Возьмите кусок провода (его можно срезать с колонки магнитофона, а дома восстановите) конец провода соедините с плюсовой клеммой аккумулятора а второй конец присоедините к катушки зажигания, теперь важный момент, на катушке зажигания два места крепления проводов, найдите провод что идет от катушки зажигания к трамблеру вот его трогать нельзя, а на второе место крепления провода соедините провод который подсоединили к плюсу аккумулятора, машина заведется и можно доехать до дома или мастерской.

Электронное зажигание

Если пропала искра на электронном зажигании, то непросто определить причину поломки в дорожных условиях, но чаще всего выходит из строя коммутатор или катушка зажигания, дам совет если собрались в далекую дорогу то прихватите с собой запасной коммутатор и катушку зажигания. В принципе электронное зажигание очень надежно, но в дороге может быть всякое.

Случай из жизни, собрался мой друг к родственникам за тысячу километров на девятке. Приехал ко мне и попросил послушать двигатель, спрашивает ну как можно далеко ехать не подведет, движок работал прекрасно, говорю не подведет, но замени провода зажигания (провода что идут на свечи от трамблера) так как они были очень старые и легко спадали со свечей (он и сам иногда жаловался что бывает соскакивает провод со свечи) и возьми на всякий случай запасную катушку и коммутатор, он говорит да за все время проблемы с зажиганием не было, говорю дело хозяйское, я тебе дал совет.

После поездки он рассказывал, подумал я дома и все таки решил купить на запас коммутатор и катушку, так как еду с маленькими детьми, и если из-за этой мелочи заглохнет движок то будет обидно. И правда на трасе в глухой местности сначала затроила девятка, только собрался остановиться чтобы одеть слетевший провод на свечу как глохнет моя девятка, вышел и вижу что слетело аж два провода со вечей, первым делом стал проверять искру, нет искры, меняю коммутатор, опять нет, аж занервничал, меняю катушку, есть искра, так аж запрыгал от радости.

И в ближайшем магазине купил новый комплект проводов зажигания и еще одну катушку на запас, и теперь как буду далеко ехать, буду брать их с собой.

Вот и суть, катушка зажигания испортилась из-за того что слетело сразу два провода с двух свечей, получилось перенапряжение это убило катушку зажигания.

Инжектор не заводится

Первый раз я познакомился с инжекторной ВАЗ-2109 уже давно но хорошо помню как пригнал ее домой а утром собрался выезжать и по привычке качнул пару раз педаль газа (так обычно заводят карбюраторные холодные машины) и начал искать подсос, искал минут 10 ругаясь на конструкторов что спрятали его так что и не найдешь. Конечно подсоса я не нашел потому что в инжекторе его просто нет.

Думаю раз не могу найти подсос то попробую завести без подсоса а потом у знакомых спрошу где он спрятан (долго они надомной смеялись). Только повернул ключ на стартер как инжектор завелся, и что поразило, было холодно а двигатель работал будто на подсосе сам без моего участия. По мере прогревания двигатель работал четко, прогрел его и поехал.

Если инжектор не заводится, сами можете только проверить если искра на свечах (вставьте свечу в свечной колпачок положите свечу на корпус двигателя и погоняйте стартером) если искра есть то выкрутите свечи и посмотрите на них если они мокрые то замените их на сухие, инжектор должен завестись но при этом нажмите полный газ чтобы продуть лишний бензин из поршневой.

Также инжектор не будет заводится, при снятом воздушном фильтре, так как на нем стоят датчики, связанные с компьютером инжектора.

Зимой в морозы может не заводится инжектор, из за плохой компрессии в поршневой, если двигатель с большим пробегом. Или из за датчика температуры двигателя, датчик не дает правильных показаний компьютеру и не обогащает рабочею смесь, если свечи сухие влейте в пару цилиндров немного бензина, если двигатель схватит это и есть признак неисправности датчика температуры. Датчик температуры двигателя стоит на головке перед патрубками радиатора.

А правильно заводить инжектор так, особенно холодный, просто поворачивайте ключ на стартер и не трогайте педаль газа, двигатель заведется если конечно все в нем исправно. На горячий двигатель можно и нажать на газ тоже заводится, но правильно педаль газа при запуске не трогать.

Если свечи сухие и есть искра но инжектор не заводится то причин много, может вышел из строя компьютер, отказали какие-то датчики, испортился бензонасос и т.д. Самому такую причину без специального оборудования определить сложно, лучше автомобиль тащить к специалисту. Инжектор не карбюратор, который можно разобрать дунуть, плюнуть и поехать.

В инжекторе не пытайтесь найти регулировку зажигания, зажигание в инжекторе настраивается само, автоматически.

Еще, если инжектор работает плохо, то попробуйте снять на заглушенный двигатель и выключенное зажигание клемму (любую) с аккумулятора и пусть он постоит так не меньше пяти минут. Компьютер инжектора сбросит все свои настройки, при запуске двигателя настроится по-новому, иногда это помогает, если только сбились настройки, а не вышел из строя какой-то датчик.

На холодную схватывает но не заводится инжектор

Если, движок, схватывает но не заводится инжектор, то возможно залиты свечи, попробуйте нажать педаль газа до конца и заводите, обычно помогает. Если не помогло, посмотрите свечи, если залиты, замените на сухие. Если машина не завелась, то возможно что угодно, это инжектор, и какой датчик отказал без диагностики не разберешься.

Также возможно и есть чисто механическая поломка, например, после перегрева залегли поршневые кольца. Вспомните что произошло с двигателем до отказа заводится, и возможно найдете причину.

Не заводится машина при работающем вентиляторе охлаждения

Причина по которой не заводится машина при работающем вентиляторе охлаждения, одна, скорей всего уже слабый аккумулятор, так как вентилятор охлаждения при своей работе берет на себя очень большую нагрузку тока с аккумулятора, а слабый аккумулятор не может дать достаточного напряжения на вентилятор и стартер одновременно.

Поэтому двигатель и не заводится при работающем вентиляторе охлаждения. Меняйте аккумулятор на новый, этот слабый аккумулятор также не заведет холодную машину зимой.

Автомобиль после зимы не заводится

Если перед зимой поставили автомобиль на стоянку в рабочем состоянии, но весной не заводится. Или просто долго стояла машина и не заводится. Первое проверти искру, если нет ее, то просмотрите все штекера, отсоедините их и если увидите зеленое окисление то это скорей всего и есть причина.

Можно все соединения опрыскать WD-40 эта жидкость прекрасно очищает окисление, также раскрутить гайки на катушке зажигания (бобине), и зачистить. Проверьте, какает бензин бензонасос, бензин бензонасосом можно закачать в ручную. Если есть искра и бензин, то проверьте свечи, если они залиты, то прожгите их на газовой плитке, или поставьте новые.

И последнее, влейте в цилиндры через отверстия под свечи кубиков по 3-5 машинного масла и погоняете двигатель стартером без свечей, после этого должна завестись.

Машина не заводилась целую зиму как начали заводить произошел хлопок с дымом что это может быть?

Скорей всего залило свечи, прожгите свечи, или замените на новые. Попробуйте завести без подсоса нажав на педаль газа, двигатель продуется и заведется.

Не заводится машина зимой

Если машина заводится летом, но не заводится зимой причина одна, плохая компрессия в цилиндрах из-за большого износа поршневой группы.

Подскажу способ как завести такую машину зимой, у Вас должны быть сухие запасные свечи (не замасленные) если свечи замаслились можно воспользоваться дедовским способом и прожечь их на газовой плите (но не перестарайтесь, не нагревайте их до красна).

Как-то читал одну статью в журнале, где один очень умный человек смеялся над способом прожигания свечей на газу и говорил, что так делают только «чайники», и писал что это может испортить свечу (не спорю, может и испортить но очень в редких случаях), дальше он писал что правильно замасленные свечи надо обрабатывать пескоструйным аппаратом. Щас, я побегу покупать пескоструйный аппарат, за тысячи, чтобы обработать копеечную свечу, мне проще купить новую свечу, или возить с собой запасные, чем возить с собой целый пескоструйный аппарат. Отвлекся, извиняюсь.

Перед тем как заводить такую машину зимой, нужно выкрутить свечи и залить в два цилиндра (любых) по кубиков 5моторного масла с шприца и чучуть погонять стартером двигатель, затем закручивайте сухие свечи и заводите. Обычно мотор сразу заводится но слегка подымит глушитель пока выгорит масло. Почему двигатель заводится с маслом в цилиндрах, масло поднимает сильно компрессию и рабочая смесь загорается и двигатель заводится.

Также таким способом завел и свежую девятку инжектор в -33градуса, когда она не как не заводилась.

Автомобиль заводится и сразу глохнет

Когда машина заводится и сразу глохнет, чаще причина в карбюраторе, просто в карбюраторе забился основной жиклер, прочистите карбюратор. Бывает и так, повернул ключ зажигания на стартер машина завилась но только отпускаешь ключ машина глохнет, скорее всего причина в замке зажигания, пропадает искра когда ключ становится в нормальное положение.

Также такая беда может быть и из за контактов трамблера, почистите их и отрегулируйте зазор между контактами, замените на новые, также если сильно болтается в стороны вал контактного трамблера, это может приводить к тому что контакты размыкаются когда угодно а не тогда когда надо, поэтому двигатель может глохнуть или давать перебои. Замените втулки трамблера, или полностью трамблер.

Бывает и так, но это касается Москвичей, поворачиваешь ключ на зажигание и движок заводится, но стоит отпустить ключ со стартера как двигатель сразу глохнет. Все дело в резисторе катушки зажигания, в москвиче так устроено, что при повороте ключа на стартер, стартер включает напряжение на катушку зажигания на прямую, а когда отпускаешь ключ, отключается передача напряжения на прямую.

И напряжение на катушку идет через резистор (специальную проволоку которая прикрученная к катушке зажигания и она в между керамическими пластинами).

Значит если у Вас такая беда ищите обрыв проволоки резистора на катушке зажигания. Но можно просто заменить катушку зажигания на ВАЗовскую и прикрутить два проводка плюса на один плюс катушки зажигания Жигулей. Чтобы Вам проще было разобраться, минус на катушке идет на трамблер.

Почему машина заводится и глохнет?

Опишу практический случай, ВАЗ 2107 заводилась и поработав несколько секунд глохла, как опять заводилась и глохла. Причиной оказалась соринка впускном патрубке карбюратора, бензин плохо проходил в карбюратор. Также может быть что сам бензонасос плохо качает.

Бензонасос можно проверить так, снимите шланг подачи бензина с карбюратора, и пороняйте стартером двигатель, если бензин будет очень плохо подаваться значит проблема в бензонасосе, хотя ручной подкачкой бензонасос может прекрасно качать бензин.

Машина заглохла из-за прекращения подачи топлива

Был у меня очень давно такой случай. Ехал на Ниве, вдруг, движок стал терять обороты, на холостых кое как работает а даешь газу глохнет, решил что забился карбюратор или плохо качает бензонасос. Сначала стал проверять бензонасос, он кое как прокачивал бензин, что конечно не хватало двигателю.

Решил, что забилась трубка подачи топлива с бака, взял насос чтобы ее продуть, но только отсоединил шланг подачи топлива от бензонасоса, как остатки бензина с бензинового фильтра стало всасывать в бак. Открутил крышку бака и также бак всосал в себя воздух.

Тогда и догадался, что забилось отверстие подачи воздуха в бак. Закрутил крышку бака не плотно и спокойно доехал до дома. Такая проблема очень редка, но кто его знает, может именно Вы, столкнетесь с ней, но уже будите знать, как ее решить.

Почему двигатель троил а потом даже не заводится?

Двигатель может троить по разным причинам, но в этом случае, скорей всего залило свечи, прожгите сечи, или поменяйте на новые, но не факт что опять не зальет свечи. Причин может быть много.

Если это произошло в сырую погоду, значит забрызгало водой катушку зажигания (бобину), трамблер или свечи водой, протрите насухо эти детали.

Испортилась катушка зажигания, искра на свечах может быть, но она не постоянная либо слабая, обычно можно определить только заменой.

Переливает карбюратор бензин, так как не держит игла поплавка, обычно в этот момент карбюратор в бензине и свечи очень мокрые.

Почему после того как поменял масло в двигателе машина не завелась?

Скорей всего во время замены масла, зацепили какой-то штекер или провод, контакт разошелся поэтому двигатель и не заводится, проверти искру если ее нет, то все соединения проводов. А в инжекторе при смене масляного фильтра, возможно, зацепили провод датчика положения коленчатого вала, что стоит возле шкива.

После ремонта головки автомобиль не заводится

Причин может быть много, от неправильно выставленных метках на шкиву и равпредвале до неправильно выставленного зажигания это зависит от марки двигателя. Но основная причина когда не заводится машина после ремонта головки это плохо притертые или зажатые клапана, правильно отрегулируйте клапана.

Машина не заводится из-за грязного воздушного фильтра

Очень редкий случай чтобы машина не заводилась из-за грязного воздушного фильтра, обычно при очень грязном воздушном фильтре двигатель начинает работать на очень богатой смеси топлива, что приводит к перерасходу бензина, тяжелому запуску двигателя, плохой динамике разгона, и черному дыму. Но это должен быть ну очень грязный фильтр.

Проверить можно так, снимите фильтр и заведите машину, если двигатель заработает лучше, то меняйте воздушный фильтр. Но лучше не запускать фильтр до такого загрязнения и менять при езде в городе каждые 10 000километров, а при езде по проселочным дорогам каждые 5000километров.

Почему двигатель после расточки не заводится на горячую?

Это нормально, после ремонта двигателя, расточки блока и коленвала, детали при нагреве расширяются, что затрудняет его запуск. Дайте движку остыть, он заведется. Обычно хватает один раз прогреть двигатель после ремонта, дать ему остыть, потом двигатель начинает заводиться на горячую. Такой движок надо очень аккуратно обкатывать, зато потом с ним хлопот не будет.

Либо слабоват аккумулятор, или проблема в стартере.

ВАЗ 2107 ехала отлично заглох и всё не заводиться могут ли прогореть поршня клапана?

Если машина резко заглохла, но перед этим хорошо работала, то причина в электрооборудовании либо с подачей топлива, в движках с ремнем ГРМ возможен обрыв ремня. Для того чтобы прогорели поршни нужен хороший перегрев, а хороший перегрев заметен сразу, будет вырываться пар из под капота и зашкаливать датчик температуры. А чтобы прогорели резко сразу все клапана, такого не может быть.

Почему ВАЗ 2105 не заводится хлопки в глушителе зажигание свечи сухие карбюратор?

Очень позднее зажигание, отрегулируйте зажигание.

Почему инжекторная машина не заводится после капитального ремонта движка?

Инжектор может не заводиться по многим причинам после ремонта, подскажу одну из причин которую допускают при установки двигателя. Бывает перепутывают бензопроводные шланги когда прикручивают к трубкам головки. Если точно не помните какой шланг был прикручен к какой трубке и прикрутили наобум инжектор не завелся, поменяйте их местами инжектор заведется.

ВАЗ 2108 карбюратор начала стрелять из глушителя и заглохла не заводится что делать?

Скорей всего проскочил ремень ГРМ на шестернях, либо перестала держать игла в карбюраторе, тем самым переливает бензин.

В ВАЗ 2109 инжекторная заменила высоковольтные провода загорелся индикатор аккумулятора машина не завелась что делать?

Скорей всего при смене проводов сдернули как-то провод или отошла фишка с модуля зажигания. Вспомните как меняли провода, и что могли случайно зацепить. Проверьте все соединения там где меняли провода.

Возможно, перепутали провода местами при замене.

Если не поменял масляный фильтр может ли из-за этого не заводиться двигатель?

Масляный фильтр не причем, ищите другую причину. Что старый что новый фильтр, двигателю на заводку не влияют, фильтр только очищает масло двигателя.

Может ли не заводится машина если топливный фильтр грязный?

Здесь нельзя однозначно ответить, конечно не один двигатель не заведется если забит топливный фильтр, так как он не дает подачи топлива. Но это дожжен быть ну очень уж забитый фильтр. Но в этом вопросе скорей всего фильтр не причем, так как машина перестала заводиться возможно из за мороза или другой причины, ведь она работала ее заглушили и вдруг забился топливный фильтр. Когда забивается топливный фильтр двигатель начинает плохо работать при движении машины, признаки на полный газ движок начинает тупить или глохнет (но такие признаки могут давать и другие неисправности в двигателе).

Ехал, был хлопок, машина заглохла и не заводится?

Точно сказать не могу, но скорей всего пропала искра, ищите неисправность в электрооборудовании если пропала искра, возможно что оторвался проводок от бобины или коммутатора, или штекер отошел, возможно вышло из строя какая-то деталь в системе зажигания. Либо порвался ремень ГРМ. Однозначного ответа здесь не дашь.

Почему бензонасос качает не останавливаясь в инжекторе, автомобиль не заводится?

Исходя из того что бензонасосом управляет компьютер инжектора, значит неисправность в компьютере или в бензонасосе. В инжекторе при запуске двигателя бензонасос накачивает давление, потом останавливается, только на заведенный двигатель насос качает постоянно.

Почему провалилась педаль газа и не заводится двигатель?

Значит сломалась сама педаль газа, либо тяга газа, трос газа, это зависит от модели машины. Единственный вариант поехать на такой машине, вытягивать подсос на половину, и так ехать до дома или мастерской. На инжекторе подсоса нет, придется искать новый трос, но если совсем в глухом месте, то можно накрутить посильней холостые обороты и так ехать, двигатель будет конечно работать в одной поре, но лучше так чем не как.

Последнее время машины стали делать с электрическим приводом газовой педали, здесь уже подсказать не могу, так как пока не сталкивался с такой проблемой.

Стартер - сложный электромеханический агрегат, без которого ваша машина не более чем груда железа. Нет, завести авто каким-нибудь альтернативным способом вам, конечно, удастся, однако это уже совсем другая история. Нередко стартер, задача которого запустить - дает сбой и выходит из строя, после чего либо стартер щелкает но не крутит, либо вообще стартер не крутит, что еще хуже.

Причины, по которым стартер щелкает но не крутит

Часто причиной становится экстренное или неправильное торможение, при котором стартер состоящий в зацепе с , получает ток большой силы. Сам стартер относится к электроагрегатам кратковременного действия, поэтому в случае его длительной работы он может выйти из строя, что в большинстве проявляется в виде, когда стартер не крутит или стартер щелкает, но не крутит.

Для того, чтобы понять, почему происходят щелчки и отсутствует вращение, нужно обратить внимание на то как устроен стартер.

В составе стартера есть так называемое тяговое или как его еще называют втягивающее реле, которое имеет вид небольшого цилиндра, прикрепленного к основанию стартера. Реле стартера, в свою очередь, оснащено втягивающей и удерживающей обмотками. Выход из строя происходит как раз в тот момент, когда возникает дефицит напряжения на удерживающей обмотке. Задача втягивающей обмотки втянуть сердечник, однако тот возвращается на исходную позицию, т. к. его не может удержать удерживающая обмотка. Именно это происходит в момент, когда вы пытаетесь завести машину, поворачивая ключ . А выглядит это явления для нас в виде щелчков, то есть когда стартер щелкает но не крутит.

Как вы уже знаете, щелчки издает втягивающее реле, причин по которым это происходит может быть несколько. Вот перечень наиболее вероятных причины, по которым стартер не крутит, но щелкает:

  1. Аккумуляторная батарея (АКБ). Вероятнее всего АКБ просто разрядилась, либо недостаточно заряжена, либо клеммы имеют плохой контакт с высоковольтными проводами. и попытайтесь снова запустить мотор.
  2. Плохая масса кузова с мотором. В данной ситуации рекомендуется взять другой массовой провод и повторить попытку.

Стартер не крутит и слышен один отчетливый щелчок. В таком случае рекомендую проверить массу двигателя, а также крепление тягового реле к корпусу стартера. Проблема может заключаться в плохих или перегоревших контактах на тяговом реле. Если же нет, то скорее всего, поломка кроется неисправности самого механизма стартера, здесь не обойтись без полной его разборки или замены.

Если вы убеждены, что причина когда стартер щелкает, но не крутит именно в самом стартере, вот несколько вероятных причин по которым это может происходить:

  1. Возможно перегорание силового провода, соединяющего обмотку стартера и тяговое реле.
  2. Критический износ щеток или втулок стартера.
  3. Обрыв обмотки стартера или замыкание на обмотке якоря.
  4. Деформация или разрушение вилки в приводе .

Подведем итоги

Заметив проблемы со стартером, не оттягивайте с ремонтом, иначе в один неподходящий момент он просто перестанет крутить, а это согласно "закону подлости" произойдет где-нибудь вдали от дома или тогда когда вы будете очень спешить... Проблему когда стартер щелкает, но не крутит можно решить самостоятельно. В сети в избытке всевозможных мануалов по ремонту и замене стартера своими руками. Однако если не уверены, лучше доверьтесь профессионалам, так вы сможете сэкономить свое время, нервы, а иногда и деньги.

Видео диагностика и ремонт стартера своими руками:

И последующего запуска мотора. Во время зацепления с маховиком (тормозной момент) автомобильный стартер принимает на себя электрический ток около 350 А.

Данное устройство рассчитано на непродолжительную работу, длительное вращение стартера значительно сокращает его ресурс. Отметим, что полностью исправный двигатель заводится от стартера практически сразу, без необходимости длительно вращать коленвал. В холодное время года допускается до 2 попыток запуска от стартера.

Читайте в этой статье

После поворота ключа зажигания стартер щелкает, мотор стартером не крутится

Если двигатель не заводится от стартера, тогда высока вероятность появления различных неисправностей данного устройства. Одной из частых поломок стартера является то, что стартер щелкает или жужжит, но не крутит двигатель. Другими словами, водитель поворачивает ключ зажигания и слышит отчетливые щелчки или гул стартера вместо запуска мотора (коленвал от стартера не крутится). Далее мы рассмотрим основные причины, по которым стартер щелкает, но двигатель не прокручивается.

Щелчки, которые слышит водитель при попытке завести двигатель, являются щелканьем тягового реле стартера. Указанное реле стартера конструктивно включает себя два типа обмотки. Одна из обмоток называется втягивающей, другая получила название удерживающей.

Щелканье стартера при запуске означает то, что щелчки исходят из тягового реле. Так происходит по причине того, что втягивающая обмотка осуществляет втягивание сердечника реле, но в результате сниженного напряжения на удерживающей обмотке происходит отпускание сердечника.

Чем дольше ключ в замке зажигания удерживается в положении «старт», тем большее количество раз втягивающая обмотка будет втягивать сердечник, а удерживающая обмотка будет его отпускать.

Такая неисправность сопровождается указанным щелканьем стартера, что фактически является щелчками тягового реле. Добавим, что тяговое реле (втягивающее) имеет похожую конструкцию и принцип работы на большинстве транспортных средств независимо от марки и модели автомобиля.

Стартер щелкает или жужжит, но двигатель не схватывает: основные причины неисправности

Если имеет место неисправность, которая проявляется в виде щелчков стартера в момент запуска двигателя, тогда анализ характера щелчков может указать на причины поломки. В том случае, если тяговое реле стартера щелкает постоянно:

  • аккумуляторная батарея разряжена, необходимо произвести проверку зарядного тока;
  • следует проверить затяжку клемм АКБ;
  • возникли проблемы с «массой», требуется проверка места контакта массы с кузовом или ДВС, возможно понадобится реализация дополнительной разминусовки;

Если стартер щелкает только один раз и не крутит двигатель, тогда возможно следующее:

  • недостаточное крепление тягового реле к корпусу стартера;
  • произошло подгорание контактов в тяговом реле стартера;
  • неисправность связана с плохим контактом «массы»;
  • произошла поломка стартера;

В том случае, если проверка крепления тягового реле не выявила отклонений от нормы, тогда реле стартера следует снять для проверки. Разборное реле означает, после разборки устройства необходимо произвести очистку силовых контактов. Неразборное тяговое реле подлежит однозначной замене при обнаружении поломки.

Отсутствие неисправностей тягового реле стартера укажет на то, что далее необходимо снять сам стартер для подробной диагностики. Отметим, что стартер щелкает, но не крутит как по причине поломок втягивающего реле стартера, так и в результате собственных неисправностей. Наиболее распространенными являются:

  • силовой провод, который идет от обмоток стартера к тяговому реле, может отгорать;
  • произошел критический износ щеток стартера. В таком случае щетки требуют замены;
  • возникает заклинивание якоря стартера по причине износа втулок стартера. Втулки стартера потребуется заменить;
  • происходит замыкание обмотки якоря стартера, а также обрыв или замыкание обмоток статора;

Также следует отдельно упомянуть такой элемент, как бендикс стартера. Бендикс может быть деформирован или имеет место поломка вилки привода бендикса. Еще одной проблемой, которая связана с бендиксом стартера, является повреждение его зубьев. Забой зубьев бендикса означает, что устройство не может войти в зацепление с зубьями на венце маховика.

Еще бендикс связан с сердечником втягивающего посредством специальной вилки. Отсутствие зацепления бендикса с зубьями венца маховика означает, что в этом случае не произойдет полного втягивания в обмотку тягового реле в момент включения. В результате так называемый «пятак» не сможет осуществить перемыкание силовых контактов реле для подачи питания на электромотор стартера.

Как самому проверить тяговое реле стартера

Проверить тяговое реле стартера своими руками можно при помощи автотестера. Для этого сначала необходимо осуществить замер напряжения от АКБ на контакте стартера. После этого щуп тестера подсоединяется к выходу стартера, после чего необходимо включить зажигание и повернуть ключ в положение «старт».

Во время замеров нужно обратить внимание на следующее: если замеры на входе показывают напряжение, которое соответствует нормальному заряду батареи, но во время срабатывания тягового реле на выходе напряжение падает в 2-3 раза, тогда высока вероятность подгорания силовых контактов втягивающего реле.

При неисправности тягового раздается щелчок стартера, который не крутит двигатель. Дело в том, что подгоревшие контакты не могут передать напряжение полностью по причине недостаточного контакта.

Если же напряжение на входе соответствует напряжению заряженной АКБ и аналогичный показатель напряжения отмечается на выходе тягового реле, тогда контакты тягового реле в полном порядке. Это говорит о том, что поломка произошла в стартере. В первом случае тяговое реле следует разобрать, после чего следует зачистить контакты, а также почистить перемыкающую пластину. Неразборное тяговое реле следует заменить на новое или заведомо исправное устройство. Во втором случае понадобится снятие стартера для подробной диагностики и выявления неисправностей устройства.

Читайте также

Почему стартер может не работать после поврота ключа в замке зажигания. Основные причины неисправностей стартера: бендикс, тяговое реле, щетки, обмотка.

  • Как снять блокировку запуска двигателя. Проверка случайной активации иммобилайзера и способы отключения. Диагностика возможных неисправностей сигнализации.
  • Какие функции выполняет реле бензонасоса, признаки поломки. Где устанавливается реле топливного насоса, как правильно проверять реле бензонасоса.


  • Каждому из водителей должна быть знакома ситуация, когда при повороте ключа силовой агрегат неожиданно не заводится, стартер не крутит, не слышно характерного щелчка, с которого начинается работа втягивающего реле. Поскольку эта проблема является одной из самых распространенных, крайне необходимо знать причины ее возникновения, способы диагностики и устранения.

    Характерные неполадки системы пуска автомобильного двигателя

    Основной причиной того, что не заводится двигатель, стартер не крутит, является низкий заряд аккумуляторной батареи. Это может проявляться следующим образом:

    1. Датчики на панели приборов и силовой агрегат перестают реагировать на включение зажигания. Вполне возможно, что на каком-то из участков электросети автомобиля отсутствует контакт, либо на батареи питания ненадежно закреплены клеммы. Как правило, после устранения этих неполадок, мотор транспортного средства легко запускается.
    2. Если не срабатывает стартер, а на приборной панели отсутствует подсветка, и нет отклика ее датчиков, это является свидетельством низкого заряда либо полной разрядки АКБ.

    Бывает и так, что втягивающее реле щелкает при автозапуске, при этом стартер не срабатывает и не крутит коленвал силового агрегата из-за неправильного положения клемм на реле, либо залипания контактов. В первом случае достаточно просто их поправить, а во втором – очистить нагар, грязь и удалить собравшиеся окисления с их поверхности. Далее стоит вновь попробовать запустить двигатель. Если это не удалось – вероятнее всего, что заряда источника питания не хватает для прокручивания стартера.

    Необходимо рассмотреть ситуацию, в которой зажигание включается, а стартер не крутит, но при этом аккумулятор заряжен полностью. Большинство современных транспортных средств имеют специальные противоугонные устройства – иммобилайзеры, назначение которых заключается в отключении цепей, отвечающих за запуск мотора. Стоит удостовериться, в том, что они отключены либо их нет на автомобиле. В противном случае без помощи автоэлектрика решить проблему не получится. Особенно часто подобная неполадка встречается на современных иномарках, начиная с 2008 года выпуска.

    Проблемы со стартером

    Когда АКБ имеет хороший заряд, а иммобилайзер отключен, при этом запуск двигателя невозможен – это является прямым свидетельством неисправности стартера. Если при включении зажигания электродвигатель стартера не запускается, при этом слышны характерные щелчки, это говорит о том, что срабатывает лишь его тяговое реле. Появление звонкого стука в подкапотном пространстве указывает на то, что втягивающее реле стартера неисправно, из-за чего бендикс и маховик не зацепляются друг с другом, делая невозможным запуск автомобильного двигателя. Диагностировать эту неисправность втягивающего, и запустить силовой агрегат можно замкнув при помощи мощной отвертки с хорошо изолированной ручкой оба контакта на реле.

    Важно! Перед выполнением этой процедуры на автомобиле необходимо обязательно включить нейтральную передачу.

    Если запуск удался – значит втягивающее неисправно. Возможно, причина кроется в подгорании его пятаков. Большинство автовладельцев думают, что этот элемент стартера не ремонтопригоден, и в случае выхода его из строя ситуацию спасет лишь замена. Достаточно снять реле, после чего разобрать и извлечь круглые пятаки, которые необходимо зачистить наждачной бумагой, устройство собрать и установить обратно. Заметим, что пятаки имеют специальное антикоррозионное покрытие, поэтому их зачистка на наждаке является исключительно временной мерой.


    Если не работает стартер, вероятно на его клеммы не поступает напряжение. В системе запуска двигателя большинства транспортных средств предусмотрено специальное реле, назначение которого заключается в снижении пускового тока. Оно может внезапно перестать функционировать, что сделает невозможным подачу напряжения на клеммы стартера. Временным решением этой проблемы в пути станет установка любого аналогичного элемента, например, реле обогревателя заднего стекла.

    Износ щеток стартера также является причиной, по которой невозможен запуск двигателя, либо он будет включаться через раз. Подгорание либо замыкание витков обмотки полностью выводит элемент из строя. В этом случае без его замены не обойтись. Также может заклинить вал детали, к примеру, из-за выработки его подшипников либо нарушении центровки.

    Проблемы с втягивающим реле

    Иногда при включении зажигания сразу срабатывает лишь это реле, соответственно, цепь остается не замкнутой. Можно опробовать замкнуть контакты тягового, однако это помогает не во всех случаях. Появление в области моторного отсека стороннего хрустящего шума является свидетельством неисправности бендикса. Этот элемент выполнен в виде шестерни небольшого размера, и расположен на валу ротора. Втягивающее реле срабатывает при подаче напряжения на него, управляя движением бендикса, в результате чего он зацепляется с маховиком. Износ этой детали приводит к невозможности выполнения этой процедуры, поскольку ее выработанные части не могут агрегатировать с зубьями маховика, а это является причиной появления сильного хруста.

    Что делать, если автомобиль заглох на ходу, и не заводится, стартер не крутит


    Каждый владелец транспортного средства встречался с этой неприятной ситуацией. Сложность еще заключается в том, как понять причину невозможности пуска мотора без нахождения машины в гаражном боксе. Часто выходом из этой ситуации является банальный запуск силового агрегата с толкача автомобиля, но если это не помогло, без дорогостоящих услуг эвакуатора не обойтись, либо самостоятельно устранять неполадку в пути.

    Если машина заглохла во время движения, при запуске силового агрегата необходимо обратить внимание, насколько увеличилась скорость вращения стартера. Особенно это актуально для моторов с ременной передачей газораспределительного механизма, и в некоторых случаях применимо к цепной передаче. Если же скорость вращения стартера увеличилась, при этом силовой агрегат автомобиля не запускается, возможная причина этого – обрыв ремня или цепи ГРМ.

    Рассмотрим ситуацию, в которой стартер жужжит, но не крутит двигатель. Самыми распространенными неисправностями этого принято считать проблемы с проводкой тягового реле, повреждение шестерни и износ ее зубьев, некорректная работа бендикса.

    Опишем особенности этих неисправностей:

    • повреждение шестерни, вследствие чего проявляются отклонения в ее работе. Поскольку шестерня изнашивается со временем, ее зубья уже не могут нормально агрегатироваться с маховиком. Повышенную выработку элементов стартера помимо естественного старения металла, вызывает неправильный процесс эксплуатации узла (когда водитель продолжительное время безуспешно активирует стартер), несоответствие типа моторного масла в зимний период, рекомендованного производителем транспортного средства. Из-за этого смазка внутри двигателя становится слишком густой, препятствуя нормальной работе всех частей агрегата. Как только износ зубьев достигнет критического предела, они уже не будут входить в зацепление с маховиком, при этом появится треск во время пуска двигателя, и завести его не удастся;
    • перекос шестерни, из-за которого рабочая часть привода стартера не входит в полное зацепление с маховиком. Это характеризуется возникновением металлического скрежета в области моторного отсека, а во время длительного воздействия на стартер из строя выходят его элементы;
    • не заводится машина, стартер не крутит еще и из-за наличия неисправности вилки. Если эта деталь повреждена, ведущая шестерня при активации втягивающего реле останется неподвижной, следовательно, ее сцепления с коленчатым валом не будет, и силовой агрегат не запустится;
    • отсутствие электрического питания, которое возникает из-за нарушения целостности проводки в автомобиле, выходе из строя щеток стартера, окислении и подгорании контактов и клемм. Все это препятствует маховику набрать необходимые обороты. Об этом свидетельствует перемена скорости вращения стартера.

    Подобные неисправности характеризуются различными звуками, издаваемыми стартером в процессе его работы. Например, характерный металлический звон, переходящий через определенный промежуток времени в потрескивание, говорит о наличии проблем в месте соединения шестерни и маховика. Если шестерня изношена – замене подлежит весь узел. При ее удовлетворительном состоянии, причина неполадки находится внутри блока (например, износ подшипника, наличие неисправностей в проводки, выход из строя вилки, и т. д.).

    Коротко о написано выше


    Как видно, причин, почему не крутит стартер не так уж и много, при этом все они практически не зависят друг от друга. Неполадки пускателя автомобильного двигателя могут быть вызваны как естественным процессом старения металла, из которого изготовлены его элементы, неправильной эксплуатацией, так и сторонними факторами, заключающимися в правильности выбора моторной смазки.

    Стартер не относится к категории дорогостоящих автозапчастей. Но это вовсе не говорит о том, что в случае его поломки необходимо обязательно приобретать новый элемент. Можно значительно сэкономить, определив причину его неисправности и устранив это. Идеальным вариантом станет диагностика работоспособности стартера на специальном стенде.