Как ук отразить в бухгалтерском учете предоставление коммунальных услуг жильцам. Бухучет в управляющей компании на усн проводки Бухгалтерский учет управляющих компаний жкх


Бухучет в ЖКХ имеет ряд особенностей: особенную структуру расходов, множество видов взаиморасчетов, и даже управление домами осуществляется как коммерческими, так и некоммерческими организациями, учет в которых различен. Рассмотрим нюансы ведения бухгалтерского учета в сфере ЖКХ.

Бухгалтерский учет в управляющих компаниях

Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.

Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.

Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.

Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2019)?» .

  1. Учет МПЗ.

Учет МПЗ ведется в соответствии с нормами ПБУ 5/01 и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.

  1. Учет затрат.

Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:

Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.

Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».

По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.

  1. Учет взаиморасчетов.

Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.

Проводки в данном случае будут следующими:

Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании

Выделен входной НДС

НДС принят к вычету

Начислены платежи в УК потребителям

Начислен НДС

Списаны издержки

Поступили платежи от собственников

Оплата услуг ресурсоснабжающей компании

Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».

Проводки:

  • Дт 50 (51) Кт 86 — получены целевые ДС из бюджета.
  • Дт 20 Кт 10 (60) — списаны материалы (получены услуги) на выполнение целевых работ.
  • Дт 86 Кт 20 — фактически понесенные издержки отражены в составе целевых средств.

Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.

С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.

С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.

Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.

УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».

Блок проводок будет следующий:

  • Дт 51 Кт 76.5 — ЕРКЦ перечислил ДС.
  • Дт 76.5 Кт 62 — оплата ЖКУ собственниками МКД.

При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.

  • Дт 20 Кт 60 — поступили услуги от компании ЖКУ.
  • Дт 60 Кт 76.5 — проведен взаимозачет в части произведенной ЕРКЦ оплаты ресурсоснабжающей организации.
  • Дт 76.5 Кт 62 — ЕРКЦ передал сведения об оплате ЖКУ населением.
  • Дт 62 Кт 90.1 — отражена выручка.
  • Дт 90.2 Кт 20 — списана себестоимость.

В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Особенности бухучета в ТСЖ

ТСЖ - некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.

Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:

  • как членские взносы участников ТСЖ;
  • целевое финансирование из бюджета;
  • коммерческая деятельность, осуществляемая с целью привлечения дополнительного дохода.

В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.

Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.

Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете

Закуплены материалы

Списаны материалы

Отражены затраты на закупку услуг, включая НДС

Затраты на управление ТСЖ

Заработная плата управленческого персонала ТСЖ

Поступили ДС от собственников МКД за потребленные услуги

Оплачены коммунальные услуги ресурсоснабжающих организаций

Взносы собственников направлены на погашение затрат за потребленные услуги

В вышеуказанном письме Минфина от 29.10.1993 № 118 для учета целевых средств рекомендуется использовать 96-й счет. Различия между счетами связаны с утверждением нового плана счетов приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н — 86-й является «правопреемником» старого 96-го счета.

Кроме уставной деятельности ТСЖ могут заниматься предпринимательством.

Бухгалтерский учет коммерческой деятельности ведется аналогично учету в УК, но прибыль от нее не распределяется между руководством или членами ТСЖ, а направляется на достижение целей создания товарищества (п. 4 ст. 50 ГК РФ). Проводка при этом составляется следующая:

  • Дт 99 «Прибыли/убытки» Кт 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Дт 84 «Нераспределенная прибыль» Кт 86 «Целевое финансирование».

Доходы и расходы от предпринимательской деятельности ТСЖ включаются в налогооблагаемую базу при налогообложении прибыли (или УСН).

Итоги

Бухгалтерский учет в сфере ЖКХ не регламентирован отдельными нормами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании самостоятельно разрабатывают порядок учета, основываясь на общих правилах и принципах ПБУ, инструкциях, методиках и поясняющих письмах Минфина и ФНС.

В предлагаемой вашему вниманию статье бухгалтер крупной управляющей компании излагает основы бухучета управляющих МКД. Этот материал будет особенно полезен начинающим бухгалтерам, поскольку он поможет организовать учет и содержит подсказки, на что следует обратить внимание при подведении итогов года.

Наверное, многие бухгалтеры устраивались на работу в новой для себя сфере. Хорошо, если бухгалтерский учет, который вел предшественник, является полным и не вызывает сомнений. А что делать, если учет запущен или если компания применяла УСНО и предыдущий бухгалтер не был знатоком бухгалтерского учета, потому и уволился? Или, к примеру, как поступить в ситуации, очень распространенной в нашей сфере, когда новый бухгалтер ни дня не работал в ЖКХ и поэтому сомневается в своих силах? Иначе говоря, как перестать бояться и разобраться в сложившейся ситуации?

Для начала нужно проговорить очень простую, но важную вещь. В бухгалтерском учете для предприятий ЖКХ нет ничего специфического, отраслевого. Есть особенности в начислении выручки за определенные коммунальные услуги, нюансы в налогообложении. Но мы не будем касаться этих вопросов в статье, а поговорим исключительно об основах бухгалтерского учета. Зная их, бухгалтер сможет с нуля организовать учет в компании или восстановить данные после своего предшественника, если это потребуется.

Пойдем по порядку. Сначала рассмотрим, условно говоря, расходную часть работы компании – расчеты с поставщиками и подрядчиками, учет затрат. Затем перейдем к “доходной” части, поговорим о расчетах с потребителями, в том числе через посредников.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

Сверка расчетов

Начнем с тех мероприятий, которые займут длительный период времени, потому что не зависят от бухгалтера предприятия. Это сверка расчетов. Предварительно изучив список контрагентов и договоров, начинаем рассылать запросы на акты сверки или свои акты. Исходя из практического опыта, целесообразно формировать или запрашивать акты сверок за три года. В нашем случае это будут 2012, 2013 и 2014 гг. Особенно актуально это для предприятий-“упрощенцев”. К несчастью, коллеги, работающие в ТСЖ и небольших УК, применяющих УСНО, составляли бухгалтерскую отчетность за 2013 г. не на основании данных бухгалтерского учета, а с опорой на налоговый регистр – книгу учета доходов и расходов. Поэтому баланс был сформирован частично кассовым методом, а частично методом начисления. Нам же нужно получить правильный баланс и удостовериться в реальности сравнительных показателей, указанных в отчетной форме бухгалтерского баланса по состоянию на 31.12.2013 и 31.12.2012.

Что делать с полученным актом сверки, знает каждый бухгалтер: проверяем наличие счетов-фактур, актов выполненных работ, накладных, актов приема-передачи, оплату, а также наличие актов зачета взаимных требований.

При этом не забываем проверить законность осуществления наличных расчетов: не приближается ли сумма наличной оплаты к 100 000 руб. по одному договору? Бытует мнение, что данное ограничение существует только в пределах одного календарного года. Это не так. Если внимательно прочитать Указание Банка России от 07.10.2013 N 3073-У “Об осуществлении наличных расчетов”, можно заметить, что в нем нет упоминаний о календарном времени действия данного ограничения. А значит, может появиться необходимость переходить только к безналичным платежам.

Если все документы по актам сверок с поставщиками получили свое подтверждение, достоверность остатков, указанных на счетах бухгалтерского учета, считается установленной. Если же обнаружены расхождения, не остается ничего иного, кроме как восстановить документы и обратиться к ПБУ 22/2010 “Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности” <1>. При этом расхождение может быть вызвано “опозданием” документа или ошибкой, в том числе существенной. Является ли это ошибкой или “опозданием” документа, а также существенно ли допущенное искажение, бухгалтер решает самостоятельно исходя из своего профессионального суждения в каждом конкретном случае (см. Письмо Минфина России от 24.01.2011 N 07-02-18/01).

——————————–

<1> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

В связи с тем, что отчетность за предыдущие годы (2013 и 2012 гг.) уже сдана, исправление соответствующих остатков по счетам учета расчетов в графах баланса необходимо только при наличии существенной ошибки. Если ошибка была несущественной, ее исправляют записями по соответствующим счетам бухгалтерского учета с использованием счета 91 “Прочие доходы и расходы”. В ТСЖ это будет запись в корреспонденции со счетом 86 “Целевое финансирование”, к которому можно открыть отдельный субсчет “Целевое финансирование прошлых лет”. Дело в том, что по неизрасходованным собранным средствам общее собрание собственников должно принять решение, куда эти остатки направить. Если в результате исправления ошибки образовался дефицит, необходимо увеличить сборы на содержание МКД. Если же это средства, собранные (израсходованные) по коммунальным услугам, нужно пересмотреть расчеты с собственниками по данным услугам.

Нюансы учета МПЗ

Анализируя акты сверок, бухгалтер обязательно столкнется с поставками материалов. Как показывает практика, в отношении управляющих компаний ошибки маловероятны: для учета МПЗ используется счет 10 “Материалы”, излишки или недостатки выявляются обычной инвентаризацией, тем более что сроки ее проведения уже подошли (инвентаризация проводится перед составлением бухгалтерской отчетности).

В бухгалтерском учете ТСЖ очень часто встречается такая ошибка: материалы списываются сразу же в момент покупки, минуя счет 10. Объяснения бухгалтеров из серии “мы работаем по смете, потратили деньги собственников квартир и должны отчитаться по данной оплате”, скорее всего, вызваны путаницей, связанной с применением УСНО (кассовый метод) и ведением бухгалтерского учета (метод начисления).

Книга учета доходов и расходов является регистром налогового учета, бухгалтерский же учет существует, что называется, параллельно. Учет материалов регламентирован ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов” <2>, Методическими указаниями по учету МПЗ <3>. Для ТСЖ, как и для управляющих организаций, списание материалов в момент покупки, а не в момент отпуска для оказания услуги (а тем более в количестве, превышающем фактически использованное) приводит к искажению строк баланса, в частности строки по оборотным активам.

——————————–

<2> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.

<3> Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

От редакции. Признавать материальные ценности в качестве расхода непосредственно в отчете о целевом использовании полученных средств Минфин разрешил некоммерческим организациям в п. 7 Информационного письма “Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)” (этот документ размещен на сайте финансового ведомства и рекомендован к применению в Письмах от 26.02.2013 N 03-05-05-01/5367, от 20.11.2012 N 03-05-05-01/67). Но так делать можно только исходя из требования рациональности ведения бухучета при отсутствии значительных остатков МПЗ и наличии эффективной системы оперативного контроля за расходованием таких ценностей. Злоупотребление предоставленным правом приводит к недостоверности показателей отчетности.

Выявленные ошибки подлежат исправлению в соответствии с ПБУ 22/2010. Если по итогам инвентаризации на складе выявлены остатки МПЗ, которые не числятся в учете, прежде всего, нужно попытаться соотнести данные расхождения с первичными документами от поставщиков и, если это возможно, сторнировать операции по списанию МПЗ непосредственно в момент их приобретения. Если исправление ошибки в таком порядке невозможно, нужно оприходовать излишки в общем порядке.

Итак, после проведения сверок взаимных расчетов бухгалтер проверяет правильность и точность проводок:

– Дебет 10 “Материалы” Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”;

– Дебет 20 “Основное производство” Кредит 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”, 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.

Последняя проводка связана с частым вопросом: какой счет лучше применять (счет 60 или 76)?

Счета учета расчетов с контрагентами

Чтобы ответить на заданный выше вопрос, необходимо обратиться к Инструкции по применению Плана счетов <4>. Приведем цитату.

——————————–

<4> Утверждена Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

– полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

– товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки)…

Организации, осуществляющие при выполнении договора строительного подряда… расчеты со своими субподрядчиками также отражают на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.

Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” независимо от времени оплаты.

Как видите, авторы нормативного акта как будто специально для предприятий ЖКХ перечислили коммунальные услуги, а также приобретение материалов и работы строительного характера (для нас это будут подрядчики, выполняющие текущий и капитальный ремонт). Здесь же нужно показывать услуги по содержанию общего имущества, приобретенные у третьих лиц (вывоз ТБО, обслуживание лифтов, уборка территории и пр.).

Счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 – 75. Получается, что все прочие услуги можно смело учитывать на счете 76. Для предприятий ЖКХ это будут услуги связи, аренда, подписка на периодические издания, страховые полисы и пр.

Стоит отметить, что организация аналитического учета по счетам 60 и 76 для предприятий ЖКХ не носит специфического характера. Порядок организации учета в разрезе поставщиков, счетов, договоров может быть обусловлен только удобством в работе и объемом поступающих документов.

Отражение НДС в балансе

Что делать, если бухгалтер проверил все остатки по актам сверок, не выявил недочетов либо нашел и исправил все ошибки, но обнаружил, что собранные цифры никак не сходятся с показателями, указанными в балансе? Нужно проверить еще один момент. Обратимся к Рекомендациям аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год (Приложение к Письму Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01). Согласно этому документу при заполнении бухгалтерского баланса дебиторская задолженность в части авансов, выданных поставщикам и подрядчикам, отражается в оценке за минусом суммы НДС, подлежащей вычету (принятой к вычету) в соответствии с налоговым законодательством. Возможно, что сумма в акте сверки и показатель в балансе различаются как раз на величину НДС.

Учет затрат

Подтвердив данные актов сверок, бухгалтер частично сформировал и проверил правильность сумм, отнесенных на затратные счета по услугам, материалам, “зарплатным” налогам, начислению зарплаты (предполагаем, что акт сверки с налоговым органом тоже был получен ранее в рамках инвентаризации расчетов перед составлением отчетности). Теперь мы подошли к очень распространенному вопросу: надо ли применять счета 25 и 26, а если да, то что на них учитывать? Чтобы ответить на него, снова обратимся к Инструкции по применению Плана счетов.

Счет 25 “Общепроизводственные расходы” предназначен для обобщения информации о расходах по обслуживанию основных и вспомогательных производств организации… Аналитический учет по счету 25 “Общепроизводственные расходы” ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Счет 26 “Общехозяйственные расходы” предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

Как видим, характеристики данных счетов разные, а самое главное, что и базы для распределения затрат, собранных на этих счетах, тоже будут различаться.

Общепроизводственные расходы

Данный счет необходимо использовать, если в структуре организации есть производственные подразделения – ЖЭУ. В каких-то ЖЭУ больше работников, в каких-то – меньше, какие-то занимают большую площадь производственных помещений, какие-то – меньшую, да и обслуживают они дома разной этажности, разной технической вооруженности. Поэтому собрать все расходы на административно-управленческий аппарат всех ЖЭУ воедино и распределить их на все обслуживаемые дома сразу будет неверно. Собирать затраты нужно по статьям расходов в разрезе ЖЭУ. На примере наиболее распространенной программы “1С: Предприятие” это будет выглядеть так:

– первое субконто “Производственное подразделение”. Название справочника говорит само за себя: это собственно подразделения (ЖЭУ);

– второе субконто “Статьи затрат”. Сюда относятся заработная плата, отчисления от фонда оплаты труда, арендные платежи, коммунальные платежи, амортизация. Это обычный набор затрат для аппарата управления подразделения. При маленьком штате и небольшом количестве обслуживаемых домов предприятие может не использовать в учете счет 25, организовав аналитику на счете 20.

Общехозяйственные расходы

Счет 26 необходим для распределения расходов на содержание управленческого аппарата по видам деятельности. Кстати, это важно не только для УК, но и для ТСЖ. Часто у бухгалтеров ТСЖ возникает вопрос: как уменьшить налог с дохода в ситуации, когда ТСЖ получает дополнительный доход, а расходной части нет? На самом деле расходы есть. Если они собраны на счете 26, то при распределении затрат между основным и дополнительным видами деятельности у налоговой инспекции не должно возникнуть вопросов об уменьшении налогооблагаемых доходов.

К тому же вполне возможно, что в связи с изменениями в жилищном законодательстве в платежных документах, выставляемых УК собственникам помещений, появится строка “Управленческие расходы”, а это не что иное, как затраты, собранные на счете 26.

От редакции. Представляется, что в платежном документе правильнее использовать формулировку “услуги по управлению МКД”, тем более что такой элемент платы прямо назван в п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ. Вопрос о том, соотносится ли стоимость услуг по управлению с общехозяйственными расходами, традиционно собираемыми на счете 26, остается дискуссионным. В случае применения пп. 29 и (или) 30 п. 3 ст. 149 НК РФ налоговые органы вряд ли согласятся с применением налоговых вычетов по общехозяйственным расходам. Подробнее об этом можно прочитать в статье Е.В. Емельяновой “Управление МКД: состав услуг и применение льготы по НДС” (2014, N 9, с. 51).

Стандартная версия программы “1С:Предприятие” предлагает одно субконто к счету 26 – “Статьи затрат”, этого вполне достаточно.

Затраты на основное производство

Теперь бухгалтер вплотную подошел к формированию, пониманию принципов формирования счета 20 “Основное производство”. И опять распространенный вопрос: как организовать учет на счете 20? Все будет зависеть от объема услуг и работ, который обусловлен количеством обслуживаемых домов. Перечислим наши расходы:

– расходы на приобретение коммунальных ресурсов;

– расходы на содержание общего имущества в МКД;

– расходы на благоустройство территорий;

– расходы на проведение текущего ремонта <5>;

– расходы на выполнение капитального ремонта;

– расходы на оказание дополнительных услуг.

——————————–

<5> Обособить в учете расходы на проведение текущего ремонта необходимо в ситуации, когда УК применяет освобождение от уплаты НДС, предусмотренное пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, когда относит плату собственников помещений за текущий ремонт к средствам целевого финансирования на основании пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ (особенно если создается фонд текущего ремонта, который используется на финансирование работ раз в три года – пять лет). В иных случаях операции по текущему ремонту можно присоединить к операциям по содержанию общего имущества в МКД.

Для УК, обслуживающих много домов, удобнее всего именно такая укрупненная группировка. Для небольших УК и ТСЖ группировка может быть более детальной, учитывающей адрес конкретного дома.

Типовая конфигурация программы “1С” предлагает к счету 20 два субконто: “Номенклатурные группы” и “Статьи затрат”.

Для крупных УК номенклатурными группами могут быть расходы, которые мы уже перечислили, либо стандартные статьи затрат – материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие расходы.

Для ТСЖ и небольших УК удобнее ввести в справочник номенклатурных групп адреса обслуживаемых домов, а перечисленные расходы – в справочник статей затрат. Последний справочник будет более подробным, например необходимо разбить расходы на приобретение коммунальных ресурсов по видам ресурсов, а расходы на содержание общего имущества – конкретизировать. Именно такое составление справочников позволит формировать затраты по определенному дому, не прибегая к дополнительным программным средствам.

Учет расходов ТСЖ

Встречаются советы для ТСЖ вести учет произведенных расходов на счете 96 “Резервы предстоящих расходов”, но они ошибочны. Снова обратимся к Инструкции по применению Плана счетов.

Счет 96 “Резервы предстоящих расходов” предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу.

Казалось бы, написано точно для ТСЖ. Но читаем дальше. Фактические расходы, на которые был ранее образован резерв, относятся в дебет счета 96 “Резервы предстоящих расходов” в корреспонденции, в частности, со счетами 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” – на суммы оплаты труда работникам за время отпуска и ежегодного вознаграждения за выслугу лет; 23 “Вспомогательные производства” – на стоимость ремонта основных средств, произведенного подразделением организации, и др. А это не что иное, как оценочные обязательства, отражаемые в учете по правилам ПБУ 8/2010 “Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы” <6>. Этот бухгалтерский стандарт не распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации. ТСЖ, как и все остальные организации, должно отражать оценочные обязательства на счете учета резервов предстоящих расходов. Выбрать для учета обычных расходов счет учета резервов нельзя.

——————————–

<6> Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, используется счет 86 “Целевое финансирование”. Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 “Целевое финансирование” в корреспонденции со счетом 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”. Использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 “Целевое финансирование” в корреспонденции со счетами 20 “Основное производство” или 26 “Общехозяйственные расходы” (при направлении средств целевого финансирования на содержание некоммерческой организации), 83 “Добавочный капитал” (при использовании средств целевого финансирования, полученных в виде инвестиций). Значит, ТСЖ собирает все затраты на уставную деятельность по управлению МКД на счетах 20 и 26 точно так же, как это делается в коммерческих УК. Но затем вместо признания выручки оно отражает использование средств целевого финансирования.

Практикующие бухгалтеры ТСЖ опасаются использовать счета учета затрат, обосновывая это тем, что товарищества ничего не производят и не реализуют, в результате учет организуется без использования счетов учета затрат – только на счете 86. Такой подход представляется методологически неверным.

Учет доходов

Расходы проверены и сформированы. Теперь рассмотрим учет доходов. Для их отражения используются счет “Продажи”, субсчет “Выручка”, в управляющей компании и счет 86 “Целевое финансирование” в ТСЖ.

Снова обратимся к субконто, которые предлагаются стандартной конфигурацией “1С”. К счету 90.1 можно ввести два субконто: “Номенклатурные группы” и “Номенклатура”. Мы видим, что один из справочников уже сформирован и доходная часть полностью по своим наименованиям соответствует расходной части счета 20 “Основное производство”. Но в справочнике “Номенклатурные группы” к счету 20 фигурировало слово “расходы”, из справочника к счету 90.1 его нужно удалить, ведь бухгалтеру не составит труда понять, где счета расходов, а где счета доходов. Остается справочник “Номенклатура”, который заполняется так, как удобно предприятию: может быть, это будут отдельные виды коммунальных услуг, может быть, номера квартир.

Таким образом, мы смогли добиться соблюдения требований ПБУ 9/99 “Доходы организации” <7> и ПБУ 10/99 “Расходы организации” <8> в части соответствия доходов и расходов.

——————————–

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

<8> Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

При закрытии счета 20 в корреспонденции с дебетом счета 86 бухгалтер ТСЖ увидит несовпадение справочников к указанным счетам. Обратимся к субконто к счету 86. В доходной части ТСЖ (кредит счета 86) есть субконто “Договоры” и “Движение денежных средств”. Лучше всего, если справочник “Договоры” будет организован так же, как и справочник счета 20 “Номенклатурные группы”. В ТСЖ это могут быть адреса домов (в случае с “многодомными” товариществами) или лицевые счета. Выбор опять же будет обусловлен удобством в работе и необходимым объемом информации, аккумулируемым в учете. Справочники “Статьи затрат” (счет 20) и “Движение денежных средств” (счет 86) тоже необходимо состыковать. Статьи движения средств будут называться так же, как и статьи затрат по счету 20. По своей сути дебет счета 86 отражает расходование средств по статьям затрат, а кредит – источник финансирования (согласно смете, утвержденной общим собранием членов ТСЖ), планируемые траты средств, а это не что иное, как их движение. При правильно организованном бухгалтерском учете по итогам года на счете 86 бухгалтер должен увидеть фактическое исполнение сметы доходов и расходов ТСЖ по уставной деятельности.

Счета учета расчетов с собственниками помещений

Для того чтобы получить доходы, необходимо их начислить в бухгалтерском учете. И тут возникает новый вопрос: какой счет использовать для начисления сумм, предъявленных собственникам помещений в МКД (счет 62 или 76)? Опять воспользуемся Инструкцией по применению Плана счетов.

Счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками. Счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” дебетуется в корреспонденции со счетами 90 “Продажи”, 91 “Прочие доходы и расходы” на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с дебиторами и кредиторами, не упомянутыми в пояснениях к счетам 60 – 75: по имущественному и личному страхованию; по претензиям; по суммам, удержанным из оплаты труда работников организации в пользу других организаций и отдельных лиц на основании исполнительных документов или постановлений судов, и др.

Таким образом, вывод должен быть однозначным: для расчетов с собственниками помещений УК должны использовать счет 62. Некоторые эксперты с этим не согласны, полагая, что УК не осуществляют реализацию коммунальных услуг, в связи с чем использовать счет 62 неправомерно. Однако правоприменительная практика на этот счет устоялась: УК реализуют все работы и услуги, связанные с управлением МКД, а не просто участвуют в расчетах.

По поводу ТСЖ следует сказать отдельно. Согласно Инструкции по применению Плана счетов для некоммерческих организаций счет 86 корреспондирует со счетом 76, а не со счетом 62. Одновременно с точки зрения налогообложения укрепился подход, согласно которому ТСЖ не осуществляют реализацию работ и услуг собственникам помещений (получают целевые поступления для целей налогообложения прибыли и согласно специальному мнению Пленума ВАС РФ (Постановление от 05.10.2007 N 57) не исполняют обязанности плательщика НДС, следуя статусу своих членов – граждан). В свою очередь, применение в бухучете ТСЖ счета 62 при начислении обязательных платежей налоговики могут использовать в качестве косвенного доказательства наличия реализации. Поэтому осторожные ТСЖ не вводят в рабочий план счетов счет 62 для учета расчетов по взносам и платежам, связанным с возмещением расходов на управление МКД. Представляется, что это не будет ошибкой.

Как проверить остатки по счету 62 (76) и организовать учет? Идеальный вариант – это акты сверок, но если собственников помещений много, то провести сверку расчетов с ними в полном объеме физически невозможно. Остановимся на том, что платежный документ имеет практически все реквизиты актов сверок: задолженность (переплата) на начало месяца, задолженность (переплата) на конец месяца, начисления и оплату. В случае если потребитель не согласен с задолженностью, он обязательно о ней заявит и мы проверим расчеты и оплату.

Аналитический учет по счету 62

В большинстве случаев начисления собственникам помещений производятся в отдельных программах или с помощью расчетных центров. Бухгалтеров интересует вопрос о том, как переносить данные в основную программу: по каждому лицевому счету, по каждому дому или по видам услуг. Чтобы ответить на него, снова обратимся к субконто.

К счету 62 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” в программе “1С” предлагается три субконто-справочника: “Контрагенты”, “Договоры”, “Документы расчетов с контрагентами”. Если лицевых счетов много, возникает загруженность и даже перегруженность не только счета 62, но и счета 90 “Выручка”. В связи с этим предлагаем внести в учетную политику такой пункт: “Для учета доходов в случае оказания услуг по обслуживанию многоквартирных домов принимается единый заказчик-плательщик “собственники помещений”. Соответственно, и начисления в бухгалтерском учете нужно производить плательщику – населению, а информацию необходимо брать из ведомостей за месяц из расчетной программы или по данным расчетного центра.

От редакции. В силу ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Федеральный закон N 402-ФЗ) учетную политику организации составляет совокупность способов ведения бухгалтерского учета. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухучета выбирается конкретный способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В п. 2 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета, таких как первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. Согласно Инструкции по применению Плана счетов порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из настоящей Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.). В комментарии к счету 62 четко сказано: аналитический учет по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками” ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами – по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным.

Сказанное означает, что организация сама может установить способ ведения аналитического учета по счету 62. Но она не вправе сокращать аналитический учет произвольно путем объединения множества контрагентов. Таким образом, предложенное автором условие учетной политики о введении единого контрагента вовсе не означает, что в бухучете не будет информации по каждому собственнику помещений и по каждому расчетному документу. В связи с этим предлагаем дополнить учетную политику пунктом об организации аналитического учета: в отдельной программе, используемой для начисления платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в аналитических таблицах, составляемых на основании отчетов расчетного центра или иных платежных агентов.

Есть только один нюанс: в доме могут быть и нежилые помещения, у которых тоже есть собственники. В данном случае необходимо производить начисления по каждому собственнику.

Если аналитический учет по счету 62 ведется в разрезе лицевых счетов (субконто “Контрагенты”), то в справочнике “Договоры” можно указать реквизиты договора, заключенного с собственником помещения, но лучше в обоих случаях (по лицевым счетам и по плательщику “Собственники помещений”) в справочнике договоров ввести наименования видов предоставляемых услуг, а по собственникам нежилых помещений – реквизиты договоров, это пригодится в дальнейшей работе. Последний справочник – субконто по документам расчетов будет заполняться постепенно в процессе работы при оформлении в бухгалтерском учете актов выполненных работ.

Бухгалтерская запись Дебет 62 Кредит 90.1 “Выручка” сформирует выручку и одновременно задолженность заказчиков точно так же, как и в любой другой отрасли оказания услуг.

Учет пеней

Особое внимание бухгалтеру следует обратить на расчеты с собственниками помещений в части пеней за несвоевременное внесение платежей. Нередко пени начисляются непосредственно в платежном документе, выставляемом должнику. По аналогии с отражением выручки на основную сумму платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги некоторые бухгалтеры пытаются начислить задолженность потребителя в сумме пеней. Пени должны быть или признаны должником (а это их уплата), или начислены по решению суда (отдельная проводка при наличии судебного решения: Дебет 62 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” Кредит 91 “Прочие доходы и расходы”). Поэтому записи по начислению пеней на счет 90 или 91 в соответствии с суммами, предъявленными в квитанции, в балансе не будет. Будет только проводка, связанная с уплатой пеней и одновременно с признанием прочего дохода.

Прямые расчеты потребителей за коммунальные услуги

Есть еще одна ситуация, часто вызывающая трудности у бухгалтеров. Она возникает, когда собственники помещений напрямую осуществляют платежи поставщикам коммунальных ресурсов (РСО). Это так называемые прямые платежи населения. Нужно ли отражать движение данных денежных средств в балансе УК (ТСЖ)? Ответ однозначный: нужно. Договор на поставку коммунальных ресурсов заключен между УК (ТСЖ) и поставщиком, соответственно, обязанность принять (купить) ресурс лежит на УК (ТСЖ). Поэтому бухгалтер делает проводку Дебет 20 Кредит 60 на основании счетов, выставленных поставщиками.

На УК (ТСЖ) также возлагается обязанность оплатить поставленный объем коммунальных ресурсов. Обоснование – условие заключенного договора ресурсоснабжения. Мы даже не будем спорить о том, что это все транзитные платежи, ведь из условий договора следует, что УК (ТСЖ) выступает в качестве абонента. В свою очередь, УК (ТСЖ) оказывает коммунальные услуги собственникам помещений, и у последних возникает обязанность оплатить их именно УК (ТСЖ).

В случае внесения платы собственниками напрямую поставщикам, что допускается на основании решения общего собрания согласно ч. 6.3 и 7.1 ст. 155 ЖК РФ, происходит исполнение обязательств третьими лицами (п. 1 ст. 313 ГК РФ) и одновременно погашается задолженность собственников помещений перед УК (ТСЖ). На основании данных об оплате, предоставленных поставщиком, бухгалтер должен сделать проводку Дебет 60 Кредит 62 по конкретному виду коммунальной услуги (справочник “Договоры”).

При заполнении баланса за 2014 г. необходимо помнить, что он должен быть распечатан на бумаге и подписан руководителем организации. Обратите внимание: подпись бухгалтера на отчетности не нужна согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ. Причем руководитель должен также проставить дату подписания отчетности (см. Информацию Минфина России N ПЗ-10/2012). Баланс и отчетные формы должны соответствовать Приказу Минфина России от 02.07.2010 N 66н “О формах бухгалтерской отчетности организаций”, а это не те формы, которые заполняет бухгалтер в системах электронного документооборота для налогового органа.

Для совместного управления общим имуществом многоквартирного дома собственники помещений могут объединяться в товарищества собственников жилья - ТСЖ (ст. 135 ЖК РФ). Как вести бухучет и платить налоги ТСЖ при УСН, расскажем в нашей статье.

Бухучет в ТСЖ на упрощенке в 2019 году: проводки

ТСЖ является некоммерческой организацией (пп. 4 п. 3 ст. 50 ГК РФ). Средства ТСЖ состоят из следующих (п. 2 ст. 151 ЖК РФ):

  • обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ;
  • платежи от собственников жилья, которые не являются участниками ТСЖ;
  • доходы от предпринимательской деятельности ТСЖ, направленной на выполнение целей, задач и обязанностей ТСЖ (ст. 152 ЖК РФ);
  • субсидии на эксплуатацию общего имущества, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иные субсидии;
  • прочие поступления.

Учет целевых средств ТСЖ ведет на счете 86 «Целевое финансирование». К счету 86 необходимо открыть субсчета в разрезе источников поступления средств. Рассмотрим бухгалтерский учет взносов ТСЖ, кроме платежей за жилищно-коммунальные услуги, учет которых будет рассмотрен ниже.

Операция Дебет счета Кредит счета
Начисление причитающихся к получению с членов ТСЖ взносов, включая взносы на капительный ремонт 86 «Целевое финансирование»
Поступление взносов (кроме взносов на капремонт, которые аккумулируются на специальном счете) 50 «Касса»,
51 «Расчетные счета»
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Поступление взносов на капитальный ремонт 55 «Специальные счета в банках» 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Отражение текущих расходов по управлению общим имуществом 20 «Основное производство»,
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»,
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Списание затрат по управлению общим имуществом за счет средств целевого финансирования 86 «Целевое финансирование» 20 «Основное производство»,
26 «Общехозяйственные расходы» и др.

Учет предпринимательской деятельности ТСЖ ведется в обычном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

Налогообложение ТСЖ при УСН в 2019 году

При определении доходов при УСН не учитываются, в частности, доходы, полученные в рамках целевого финансирования (пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 , пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) и целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним ТСЖ может, в частности, отнести:

  • вступительные и членские взносы участников ТСЖ;
  • пожертвования;
  • бюджетные средства на финансирование капремонта в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ и ЖК РФ;
  • средства собственников жилья, поступающие в ТСЖ на проведение ремонта.

Доходы эти не учитываются только в том случае, если ТСЖ ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам. Если раздельный учет отсутствует, то целевые поступления учитываются в доходах упрощенца на общих условиях.

Порядок ведения раздельного учета ТСЖ разрабатывает самостоятельно и закрепляет его в своей . В качестве примеров для разработки регистров учета поступления и использования целевых средств можно использовать образцы регистров, приведенные в Рекомендациях МНС РФ .

При этом в КУДиР ТСЖ на упрощенке не отражает доходы и расходы, которые не учитываются при расчете налога при УСН.

Коммунальные платежи ТСЖ: учет и налогообложение

А каков порядок учета сумм, поступивших товариществу в качестве оплаты жилищно-коммунальных услуг? Суммы, полученные от собственников (пользователей) жилья в счет оплаты коммунальных услуг, которые оказаны сторонними организациями, не включаются в доходы при УСН (пп.4 п.1.1 ст.346.15 НК РФ , Определение ВС от 11.05.2018 № 305-КГ17-22109 по делу № А41-86032/2016). Это при условии, что полученная за коммунальные услуги плата перечисляется в дальнейшем (Письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-11-06/2/40525):

Ресурсоснабжающей организации - за поставку ресурсов;
- региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами - за оказанные услуги.

Если между ТСЖ и собственником жилых помещений заключен посреднический договор, то доходом ТСЖ будет только соответствующее вознаграждение (Письма Минфина от 18.08.2017 № 03-11-11/53260 , от 27.01.2017 № 03-11-11/4260).

Таки образом, если ТСЖ выступает лишь в качестве посредника между собственниками жилья и ресурсоснабжающей организацией (оператором), то бухучет будет такой:

Если же ТСЖ самостоятельно оказывает услуги собственникам (пользователям) жилья, то плата за эти услуги включается в доходы ТСЖ. И бухучет коммунальных платежей будет выглядеть следующим образом:

Аналитический учет плательщиков коммунальных платежей на счетах 62,76 организуется в разрезе собственников жилья, чтобы получать информацию о состоянии расчетов с каждым собственником на отчетную дату.

Бухучет в управляющей компании на УСН

Управление многоквартирным домом может также осуществляться специализированной организацией на основании лицензии - управляющей компанией (п. 1.3 , пп. 3 п. 2 ст. 161 ЖК РФ). Бухгалтерский учет управляющей компании и ее налогообложение на УСН будут аналогичны рассмотренному выше порядку учета и налогообложения ТСЖ.

Команда «Бухгалтерия ПРОФ» предоставляет комплекс работ по ведению бухгалтерского и налогового учета для УК. Управляющая компания является юридическим лицом. Главная задача УК – это обслуживание многоквартирной недвижимости, в соответствии с договором, заключаемым с товариществом собственников жилья или с кооперативом.

Бухгалтерский учет в управляющей компании имеет некоторые особенности. В силу того, что работа организации направлена на реализацию ЖКУ, приобретенной у стороннего предприятия, бухгалтерский и налоговый учет управляющих компаний отражает в себе сводную задолженность клиентов по жилищно-коммунальным услугам.

Управляющая компания обязана предоставлять собственникам жилплощади ряд услуг:

  • Ремонтные и обслуживающие работы, направленные на поддержание имущественной части дома в исправном состоянии;
  • Контроль за бесперебойной реализацией жилищно-коммунальных услуг;
  • Осуществление различной деятельности для поддержания порядка в многоквартирном доме и придомовой территории.

Бухгалтерский учет в управляющей компании

Ведение бухгалтерского учета в управляющей компании состоит из нескольких элементов:

  1. Доходы-расходы;
  2. Финансовые и другие средства;
  3. Заработная плата сотрудникам, выплаты подрядчикам и пр.;
  4. Налоговые сборы и другие хозяйственные проводки.

Помимо всего прочего, бухучет включает в себя формирование плана, анализ финансовых процессов, ведение документооборота и бухотчетности. Отражение хозяйственных и финансовых операций в УК производится в зависимости от их направленности и внутренних процессов организации.

К учету необходимо подходить корректно и объективно, дабы избежать санкций со стороны контролирующих органов. Поэтому специалисты нашей фирмы готовы предоставить вам свой опыт, снизить финансовые риски и настроить документооборот.

Налоговый учет в управляющих компаниях

Учет налогов в управляющей компании состоит из 2 типов:

  1. Налог на прибыль;

Управляющая компания выплачивает налог на добавленную стоимость в двух ситуациях: при реализации коммунальных услуг и приобретение жилищно-коммунальных услуг у сторонних организаций. В данных случаях могут возникнуть существенные риски, которые поможет снизить сервис «Бухгалтерия ПРОФ».

Доверив налоговый учет управляющей компании в руки опытной организации, у вас появляется возможность сконцентрировать сэкономленное время и силы на первоочередных задачах, например строительно-ремонтные работы, обслуживание придомовой территории и обеспечение комфортной жизни жителей многоквартирного дома.

Сотрудничество с работниками «Бухгалтерия ПРОФ» дарит вам такие преимущества, как:

  • Оперативное формирование документации;
  • Невысокая стоимость, в отличие от содержания штатного бухгалтера;
  • Удобные условия сотрудничества, в том числе и дополнительные работы (при необходимости).

Нашим клиентам не нужно самостоятельно заниматься ведением документооборота, отражением финансово-хозяйственных операций, общаться с государственными контролирующими органами.

Если у вас ещё остались вопросы, то мы сможем ответить на них при личной консультации или по телефону.

Чтобы предоставить жильцам коммунальные услуги, управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов (п. 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Расчет платы за коммунальные ресурсы

Собственники помещений в многоквартирном доме вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение. Плату следует рассчитывать по формулам, приведенным в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354:

Тарифы устанавливает ресурсоснабжающая организация (п. 38 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

Ситуация: с какого момента у гражданина возникает обязанность вносить коммунальные платежи за квартиру, приобретенную по договору участия в долевом строительстве?

C момента передачи гражданину квартиры по передаточному акту.

По общему правилу обязанность оплачивать коммунальные услуги возникает у гражданина с момента получения права собственности на квартиру (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ).

Однако, как подтверждает судебная практика, моментом возникновения обязанности по оплате коммунальных услуг является не момент госрегистрации права собственности, а момент передачи квартиры гражданину при условии, что дом введен в эксплуатацию. Это подтверждено в определении Конституционного суда РФ от 18 июля 2006 г. № 373-О. Если дом введен в эксплуатацию, но по передаточному акту квартира не передана, обязанности оплачивать коммунальные услуги у гражданина нет (см., например, решение Арбитражного суда Красноярского края от 7 марта 2013 г. № А33-15279/2012).

Есть несколько вариантов внесения коммунальных платежей потребителем:

  • непосредственно управляющей организации или указанному ей платежному агенту (банковскому платежному агенту);
  • напрямую ресурсоснабжающей организации (за исключением платы за коммунальные ресурсы по общедомовым нуждам).

Чтобы применять второй вариант, собственники должны принять решение об этом на общем собрании.

Такой порядок установлен в пункте 63 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354, и части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.

Сроки, в течение которых управляющая компания должна выставить потребителям счета на оплату коммунальных услуг, а также сроки оплаты коммунальных услуг нужно указать в договоре на управление многоквартирным домом. Если такие сроки не предусмотрены, то:

  • платежный документ нужно выставить не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом;
  • плату потребители должны вносить ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Такой порядок предусмотрен пунктами 66 и 67 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Перечень сведений, которые нужно указать в платежном документе на оплату коммунальных услуг, можно найти в пункте 69 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Управляющая компания может заключить договор со специализированной организацией для:

  • снятия показаний счетчиков;
  • доставки платежных документов;
  • начисления платы за коммунальные услуги.

Об этом сказано в подпункте «е» пункта 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Уведомление потребителей об изменении тарифов и нормативов

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если в договоре о предоставлении коммунальных услуг не указан другой порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Ситуация: как управляющей компании уведомить потребителей об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг?

Составьте каждому потребителю уведомление в произвольной форме.

Информацию об изменении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющая компания должна донести до потребителя в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Это правило действует, если договор о предоставлении коммунальных услуг не регламентирует иной порядок. Об этом сказано в пункте 68 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

О необходимости направить письменное уведомление каждому жильцу и каждому собственнику нежилых помещений в многоквартирном доме в законодательстве прямо не сказано. Однако имеются судебные решения, подтверждающие, что размещения этих сведений в СМИ и на доске информации недостаточно (см., например, определение Верховного суда Чувашской Республики от 18 августа 2010 г. № 33-2872-10).

Бухучет

Порядок отражения в бухучете предоставления коммунальных услуг зависит от того, самостоятельно управляющая компания оказывает услуги или является посредником по агентскому договору.

Если управляющая компания оказывает услуги самостоятельно, сделайте следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 60
- отражены затраты на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса;

Дебет 19 Кредит 60
- отражен входной НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- принят к вычету входной НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 20 Кредит 19
- входной НДС отражен в составе затрат на услуги ресурсоснабжающей организации по предоставлению коммунального ресурса (если управляющая компания применяет освобождение от НДС);

Дебет 62 Кредит 90-1
- отражена реализация услуги потребителям;

Дебет 90-2 Кредит 20
- отражена себестоимость услуги;


- начислен НДС (если управляющая компания не применяет освобождение от НДС);

Дебет 51 Кредит 62 (76)
- получены денежные средства от потребителей (из бюджета);

Дебет 76 Кредит 62
- зачтена задолженность потребителей по оплате коммунальных услуг (при оплате услуг за счет средств из бюджета);

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены денежные средства ресурсоснабжающей организации.

Такой подход следует из Инструкции к плану счетов (счета 20, 90).

Если управляющая компания работает по агентскому договору, то операции отразите так:

Дебет 76 Кредит 60
- отражена задолженность жильцов за оказанные услуги ресурсоснабжающей организацией;

Дебет 76 Кредит 90-1
- начислено агентское вознаграждение по договору управления;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
- начислен НДС с суммы агентского вознаграждения;

Дебет 50 (51) Кредит 76
- поступили платежи от собственников жилых помещений;

Дебет 60 Кредит 51
- перечислены средства ресурсоснабжающей организации.

Это следует из Инструкции к плану счетов (счета 76, 90).