Как выставить зажигание на камазе евро 0. Схема зажигания камаз. Основные элементы СЗ


Как правильно выставить зажигание на автомобиле КамАЗ.

С одной стороны, устройство дизельного двигателя крайне простое, с другой – узлы топливной аппаратуры двигателя КамАЗ – это высокоточные узлы, поэтому монтаж ТНВД V-образного типа должен осуществляться при идеальной установке угла момента впрыска горючего форсункой в рабочий цилиндр на такте сжатия. В случае некорректной установки даже в один градус возможна поломка и дальнейший капремонт силового агрегата.

Ниже приведен алгоритм монтажа ТНВД (топливного насоса высокого давления) с выставлением угла момента впрыска:

Поднимите кабину. Защелкните фиксатор на опорной стойке.

Найдите на кожухе маховика устройство в левой части двигателя. Приподнимите шток устройства. Поверните на 90 градусов. Опустите в паз в корпусе.

Выверните два болта на кожухе маховика с помощью ключа на 17 мм. Снимите защитный щиток.

Вставьте металлический стержень через паз кожуха в отверстие маховика. Проверните коленчатый вал двигателя слева направо, пока шток фиксатора сверху не заблокирует его движение.

Проверьте расположение вала привода топливного насоса в развале блока цилиндров.

Совместите нулевую метку привода и риску на фланце топливного насоса, когда приводная муфта повернута установочной шкалой вверх. Затяните крепежные болты.

Установка зажигания на Камаз

Установка зажигания на Камаз происходит последовательно и безошибочно. В первую очередь фиксируется положение поршня в ВМТ.
Так как дважды поршень в положение ВМТ проходит два раза за только один оборот вала ТНВД, а необходимо установить положение ВМТ в период сжимания топлива в первом цилиндре.
При условии, что высшего давления топливный насос не снимают, в полне достаточно отрегулировать метку муфты ТНВД в отношении указательной стрелки. Опустить в таком месте стопор и добиться его попадания в паз.

Имея данное положение поршень будет в ВМТ в необходимый момент. Далее следует произвести ослабление болтов ТНВД и совмещение метки с указательной стрелкой.
Когда происходит установка зажигания на Камазе, то при деле такое расположение метки - оптимальный угол опережения зажигания. Иное положение метки неизбежно приведёт к нарушению в работе двигателя. При таком раскладе возможно дымление и плохое развитие оборотов.
Очень не просто с определением момента ВМТ поршня в период сжатия, когда ТНВД подвергался съёмке с двигателя и подлежит необходимой установке.Сущности сложности в определении момента ВМТ у поршня первого цилиндра в период сжатия.
Потому что совершая один оборот коленчатый вал привода ТНВД совершает два оборотных движения и в следствии этого поршень два раза проходит положение ВМТ, а необходимость состоит в моменте происхождения сжатия топлива.
Возможно снятие форсунки и закрытие отверстия бумажной заглушкой. Компрессия, созданная в цилиндре, в момент сжатия вытолкнет заглушку. Как раз в данный период стопор в фазе попадания в паз маховика. Это как раз становление поршня первого цилиндра в период сжатия топлива.
Данный способ нельзя назвать достаточно хорошим. Потому как он характеризует себя с трудоёмкой стороны и требует не малое количество времени.
Предпочтительнее совершать ориентировку по средствам положения клапанов. При свершении момента сжатия клапана, устанавливается неподвижность до осуществления поршнем ВМТ. Даже в последствии прохождения ВМТ клапана по прежнему в закрытом состоянии. Когда второе положение поршня в ВМТ, то один клапан в состоянии закрытия. Затем второй клапан, при прохождении ВМТ, становится в состоянии открытия. Необходимо открыть крышку клапана цилиндра для убеждения в этом.

Большинство грузовых машин Камского производства укомплектованы дизельными моторами, которые не могут обеспечить появление электроискры для воспламенения топливовоздушной смеси в цилиндрах. Автоматическое зажигание происходит не через свечи, а через топливное сжатие и нагрев. Поэтому считается, что установка зажигания на КамАЗе, отвечающая за запуск двигателя, его дальнейшую работу в оптимальном режиме, — это регулировка и выставление поршня в такое положение, при котором обеспечивается впрыск горючего в цилиндры.

Когда и зачем нужна регулировка

Во время работы системы поршень подходит к верхней мертвой точке, в камере образуется высокое давление и подается топливо. Если угол опережения впрыска выставлен неправильно, топливная смесь загорается с опозданием (поздний впрыск) или опережением (ранний впрыск). Это приводит к неполному сгоранию горючего и неисправностям в работе цилиндров, соответственно, к снижению эффективности мотора и повышению износа деталей.


При сгорании смеси с опережением поршень еще не доходит до верхней точки, в это время горючее поступает в камеру. Происходит излишняя трата энергии на его поднятие, выделяющиеся газы и сгорающая смесь оказывают сопротивление. При позднем зажигании горение завершается при такте расширения и закрывающемся выпускном клапане. В результате поршень не получает импульса, энергия распределяется между толкателем и блочными стенками, что приводит к перегреву.

Признаки раннего и позднего воспламенения:

  • невозможность запустить двигатель;
  • большой расход топлива;
  • понижение приемистости и мощности;
  • неравномерная работа мотора на холостых оборотах;
  • неисправности регулятора количества горючей смеси.

Поэтому необходимо производить регулировку системы зажигания (СЗ).

Как выставить зажигание на КамАЗе

Для проверки состояния СЗ разработаны специальные обозначения — метки, или градусы.

Если систему отрегулировать точно по отметкам, агрегат будет работать на номинальном режиме и иметь стандартные характеристики топливного насоса высокого давления (ТНВД), силового мотора и топлива.

Для проверки СЗ необходимо:

  • детали выставить по меткам;
  • затянуть приспособления для фиксации;
  • запустить двигатель.


Наличие неисправности механизма указывает на нарушение расстановки узлов. Детали ставятся правильно так:

  • ТНВД — с боковой части коробки передач на шпонку;
  • муфта — в 2 положениях, отличающихся на 180° друг от друга;
  • прижимной приводной винт — сверху;
  • отметки ТНВД и муфты — противоположно друг другу.

Для исправления ситуации все элементы откручивают, выставляют на 180° и повторно включают двигатель.

Евро-1

Настройки, установленные на заводе, больше относятся к позднему впрыску. В качестве примера для Евро-1 рассмотрим КамАЗ-740. Если необходимо поставить ТНВД и установить угол момента впрыска, выполняют следующее:

  • поднимают кабину и защелкивают фиксаторы на опорах;
  • находят шток, приподнимают его, проворачивают на 90° на кожухе маховика и отпускают в прорезь корпуса;
  • отпускают 2 болта для фиксации ключом на 17 мм;
  • изымают защитный щиток;
  • вставляют стальной стержень размером 10х400 мм сквозь прорезь кожуха в маховик;
  • коленвал вращают по часовой стрелке до блокировки;
  • проверяют состояние приводного вала ТНВД в блочно-цилиндровом развале;
  • при расположении муфты ТНВД шкалой вверх соединяют исходную точку с отметкой и скрепляют 2 болтами;
  • при обратном состоянии механизма приподнимают стопорное устройство, проворачивают коленчатый вал на 1 оборот и повторяют процедуры.


Евро-2

Для КамАЗа Евро-2 процедура установки зажигания аналогична предыдущей. Разница заключается в завершающей фазе. После крепления болтами стопор поднимают, поворачивают на 90° и устанавливают в паз для посадки детали. Снизу кожуха маховика осуществляется монтаж грязезащитного щитка. Кабина занимает исходное состояние. Фиксаторы располагают сверху.

Евро-3

Евро-3 характеризуется наличием замка зажигания (ЗЗ) — коммутирующего выключателя двигателя и всей бортовой системы.

Эксплуатационные особенности ЗЗ:

  1. Активация бортовой сети к аккумулятору и генератору, отключение выполняется после запуска мотора.
  2. Включение-отключение СЗ, первичной цепи с малым током к источнику.
  3. Усиление стартерного узла при проворачивании ключа.
  4. Функция противоугонного механизма.
  5. Наличие нескольких позиций во время работы:
    • начальное — все механизмы отключены, бортовая система обесточена;
    • положение 1 — включение отдельных узлов при отключенном двигателе;
    • конечное — запуск мотора.


Моторы грузовых авто российского производства отличаются повышенной чувствительностью в отношении неправильного регулирования зазора, поэтому важное значение имеет корректное выставление максимального угла. Иначе работа двигателя становится неправильной.

  1. Вначале требуется установка метки на ТНВД таким образом, чтобы топливо впрыскивалось на 4 миллиметра до входа поршня в позицию ВМТ. Для этого нужно поставить отметку на краю указателя-стрелки, которая установлена на насосе. То есть требуется осуществлять вращение двигателя во время движения до совмещения риски с меткой указателя, а в момент этого совмещения подаётся топливо.
  2. Затем отметка передвинется далее. Поршень входит в позицию мёртвой верхней точки во время совмещения риски с краем стрелки. Во избежание ошибки на данной стадии позиция поршня в этой точке закрепляется специальным стопором, местом расположения которого является картер маховика.
  3. Во время одного поворота вала ТНВД поршень входит в мёртвую точку дважды. Требуется определить позицию, в которой осуществляется сжатие внутри цилиндра. Если во время настройки угла опережения насос не снимается, можно просто подвести на муфте риску, ведущую к стрелке-указателю. Стопор может быть опущен, затем нужно осуществлять разностороннее вращение маховика для вхождения стопорного элемента в паз. Требуется совершать это вращение, пользуясь рычагом, который установлен в особое отверстие, имеющееся на торце маховика.
  4. После выполнения вышеописанных действий можно достичь установки поршня в точку момента сжатия. Затем требуется ослабление винтов, с помощью которых крепится насосный привод, и совмещение после этого отметки с краем стрелки. Именно эта позиция - самая оптимальная. При смещении метки мотор работает неправильно, с плавающими оборотами.

Регулировка зажигания КАМАЗ на слух

В случае, когда неизвестно, как выставляется зажигание, может использоваться способ установки на слух.

Чтобы найти искру зажигания по такой методике, следует завести двигатель, после чего он прогревается. Затем следуют такие действия:

  1. Вначале необходимо ослабление гайки, крепящей распределитель, потом требуется осуществлять разностороннее вращение узла.
  2. В момент максимальных оборотов ДВС нужно прибавить газу. Если в момент нажатия на газовую педаль перебои, хлопки и выстрелы отсутствовали, это говорит об успешном нахождении правильной позиции.
  3. От этой точки требуется выполнить небольшой поворот трамблера в направлении часовой стрелки, после чего он фиксируется в этой позиции.

Регулировка зажигания КАМАЗ по лампочке

В случае, когда Вам неизвестно, как установить зажигание, и одновременно с этим в автомобиле нет усилителя искры, возможна регулировка зажигания КАМАЗ по лампочке. Чтобы установить зажигание этим способом, нужно прежде всего установить цилиндровый поршень в позиции ВМТ. Для установки зажигания таким методом может использоваться любая двенадцативольтная лампа для распределителя и автомобильного кузова.

  1. Для регулирования применяется контрольная лампа.
  2. При помощи этой лампы настраивается трамблер.

После включения зажигания нужно осуществлять разностороннее вращение трамблера до момента начала горения лампы. Когда данный момент наступит, требуется прекратить вращение трамблера, закрепив последний. Если мотор демонстрирует хорошую работу при наличии значительных несовпадений отметок, можно подозревать неправильную сборку двигателя или растяжение цепи ГРМ.

Турбированные V – образные двигателя Камаз очень чутко реагируют на установку угла опережения зажигания. Метка на топливном насосе высокого давления (ТНВД) должна быть установлена таким образом. Что бы впрыск топлива происходил раньше на 4 мм, до того как поршень достигнет верхней мёртвой точки (ВМТ). Практически это можно точно определить, установив метку по краю указательной стрелки, зафиксированной на ТНВД.То есть если вращать двигатель по ходу, и метка совмещается с пиком указательной стрелки, в этот момент происходит впрыск топлива в камеру сгорания.

Затем метка продолжает двигаться, и в момент совмещения с краем указательной стрелки, поршень достигает положения ВМТ в момент сжатия топлива в первом цилиндре.

А теперь более подробно хотелось бы рассказать, как на практике это сделать безошибочно. Положение поршня в ВМТ фиксируется при помощи стопора расположенного на картере маховика.

Но так как за один оборот вала ТНВД поршень дважды проходит в положение ВМТ, а нам нужно определить положение ВМТ в момент сжатия топлива в первом цилиндре. Если вы не снимаете топливный насос высокого давления, то достаточно просто подвести метку на муфте ТНВД к указательной стрелке, отпустить где то в этом месте стопор, и вращая маховик в ту или другую сторону добиться чтобы стопор попал в паз маховика. Маховик удобнее всего прокручивать при помощи рычага, который необходимо вставить в отверстия, расположенные в торце маховика.

В этом положении поршень будет иметь положение ВМТ в момент сжатия топлива первого цилиндра. Ослабив болты муфты привода ТНВД, совмещаем метку с краем указательной стрелки. На практике проверено данное положение метки является оптимальным углом опережения зажигания. Смещение метки в ту или иную сторону приводит к неправильной работе двигателя, он начинает дымить и плохо развивать обороты. Гораздо сложнее определить положение ВМТ поршня в момент сжатия, если ТНВД снимался с двигателя и его необходимо вновь установить. Сложность заключается в том, чтобы определить положение ВМТ поршня первого цилиндра в момент сжатия. Так как коленчатый вал за один оборот вала привода ТНВД делает два оборота в связи с этим поршень дважды приходит в ВМТ а нам необходим момент, в котором происходит сжатие топлива. Можно конечно снять форсунку и заткнуть отверстие бумажной заглушкой, компрессия создаваемая в цилиндре при сжатии вытолкнет заглушку. В этот момент стопор попадёт в паз маховика, что и будет являться положением поршня первого цилиндра в момент сжатия топлива. Но этот способ не достаточно хорош, так как занимает много времени и трудоёмок. Лично я ориентируюсь по положению клапанов. В момент сжатия клапана становятся неподвижно до достижения поршнем ВМТ, и после прохождения ВМТ клапана также закрыты. При втором положении поршня в ВМТ один клапан закрывается, а при прохождении ВМТ второй клапан начинает открываться. И что бы в этом убедиться, достаточно просто открыть клапанную крышку первого цилиндра.