На какие транспортные средства нужно ставить тахограф? Закон об установке тахографов на грузовые автомобили Марки тахографов разрешенных к использованию вг


Контрольные устройства необходимы для слежения за работой водителя, осуществляющего грузоперевозки. Установка этих приборов в кабину автомобилей, относящихся к определенным категориям (N2-3, M2-3), стала обязательной с июня 2016 года. Какими бывают тахографы и что за принцип лежит в работе устройств разных типов?

Виды приборов и их типоразмеры

Самые первые модели были аналоговыми: необходимая информация (параметры автомобиля, скорость движения машины) наносилась на бумажные диски. Они были покрыты краской и защищались прозрачным пластиком. На нем изображались символы и шкалы. Процесс фиксации данных происходил следующим образом: игла бортового самописца надавливала на тахокарту: под ее воздействием проступала краска и появлялись запрашиваемые сведения.

Размер таких приборов был разным: выпускались и круглые, и прямоугольные контрольные устройства. Первые занимали место спидометра, вторые могли устанавливаться на передней панели вместо магнитолы или помещаться в специальный короб для монтажа.

Аналоговые тахографы обладали несколькими недостатками. В их числе:

    Слабый уровень защиты данных: водители могли исправить или скорректировать информацию на диске.

    Сложности, возникающие при считывании сведений, их анализа для определения подделки.

    Входящие в состав аппарата механические части уменьшали надежность аппарата, становились причинами частых поломок.

Установка аналоговых тахографов на транспортные средства была запрещена еще в 2006 году.

Еще один вид приборов – цифровые контрольные устройства. Они работают со специальными носителями – картами, на которые фиксируется вся необходимая информация. Сведения могут храниться в течение года.

Достоинства подобных аппаратов:

    Все данные надежно защищены от удаления или подделки.

    На цифровом тахографе происходит накопление и сохранение информации о водителе и ТС за 365 дней.

    Легкий режим шифровки и дешифровки сведений.

    Отсутствие механических узлов становится гарантией надежности устройства.

Размер этих приборов не отличается от габаритов магнитолы. Они могут устанавливаться в специально отведенное для контрольных аппаратов место на передней панели автомобиля. Следует помнить о том, что оборудование должно располагаться рядом с водителем, чтобы тот мог увидеть всю информацию, выводящуюся на монитор и дотянуться до клавиш для управления тахографом.

К этим устройствам могут подключаться специальные блоки, использование которых значительными образом расширяет функционал аппаратов.

    Средство криптографической защиты данных или СКЗИ (НКМ). Это приспособление обладает встроенной памятью и запрограммировано на шифровку и дешифровку поступающей информации. Все действия водителя мгновенно фиксируются. Использование этого модуля помогает защитить сведения от подделки или удаления.

    GPS-приемник помогает определить местоположение транспортного средства во время пути.

    GPRS -модем – дополнительное приспособление, которое позволяет осуществлять беспроводную связь тахографа с ПК организации, производящей грузоперевозки. Таким образом могут передаваться важные данные или сигналы, свидетельствующие о возникновении аварийной ситуации.

    Термопринтер – специальный прибор, необходимый для распечатки данных. Он может использоваться только со специальной бумагой, меняющей цвет при нагревании.

Если вы работаете только в пределах РФ

Законодательная база Российской Федерации по тахографам постоянно развивается, пополняется и обновляется. Отследить все пользователю тахографа трудно, но ниже приводится ТОП-10 информации, знать которую нужно обязательно:

1. "Главный по тахографам" - Минтранс России

Компетентным органом в вопросах использования, установки и обслуживания тахографов на территории Российской Федерации является Минтранс России, который делегировал свои полномочия по этому вопросу ФБУ "Агенство автомобильного транспорта" Росавтотранс. На их сайте представлены все законодательные акты, связанные с применением тахографов в РФ.

2. Где написано, что тахограф обязательно нужен?

Основным документом, обязывающим иметь тахограф на транспорте является Технический регламент (Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств от 10.09.2010 г. Приложение №7, Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации пункт 8.1).

Компании, осуществляющие технический осмотр , не имеют право освидетельствовать автомобиль (предназначеный для перевозки грузов или пассажиров) не имеющий тахограф, на предмет годности для использования на дорогах общего пользования (на основании Технического регламента)

3. Где написано, что тахографы стали обязательны с 1 апреля 2013 года?

Федеральный закон 78-ФЗ от 14 июня 2012 года внес изменения в основополагающий закон для российских транспортников (№169-ФЗ "О безопасности дорожного движения") статьей №1 - где четко формулирует обязанность владельцев транспорта, осуществляющего перевозку пассажиров и грузов, оснащать его цифровыми тахографами начиная с 1 апреля 2013 года

4. График сроков оснащения тахографами транспортных средств

Дата введения

Категории транспортных средств

1 апреля 2014 N2, N3
Опасные грузы
1 июля 2014 M2, M3
N3 (свыше 15 т)
1 сентября 2014 N3 (от 12 до 15 т)
1 апреля 2015 N3 (от 3,5 до 12 т)
1 июля 2016 Министерство транспорта Российской Федерации опубликовало Приказ от 2 декабря 2015 г. № 348 "О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2013 г. № 273".
В документе скорректирован порядок оснащения транспорта тахографами: на транспортных средствах категорий N2, N3, М2, М3, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, цифровой тахограф, соответствующий приказу Минтранса России № 36, должен появиться до 1 июля 2016 года. Необходимо также получить карты водителей и предприятий.
Ранее сообщалось, что у перевозчиков есть время до 1 января 2018 года, чтобы переоснастить свои транспортные средства.

5. Штрафы за отсутствие тахографов

Сотрудники ГИБДД имеют право останаваливать транспорт для проверки наличия и работоспособности тахографов. С 1 апреля 2013 года также вступила в силу поправка в Административный кодекс, согласно которой за управлением транспортного средства без тахографа могут быть наложены следующие административные штрафы:
на граждан - в размере от 1 000 до 3 000 рублей
на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей
штраф за нарушение режима труда и отдыха - от 1 000 до 3 000 рублей

6. СКЗИ

Согласно Приказу Минтранса России №36 от 13 февраля 2013 года, тахограф "имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него... программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации". Полный текст Приказа №36 можно прочитать на сайте Минтранса России или на сайте "Российской газеты"
Блок СКЗИ (его второе название НКМ - навигационный криптозащитный модуль) - это специальная энергонезависимая память, которая хранит информацию в зашифрованном виде посредством специальной защитной программы, производящей шифровку и дешифровку данных на основании цифровой подписи. Блок СКЗИ вставляется внутрь всех допущенный к применению на территории РФ цифровых тахографов. Доставать, переставлять или производить какие либо операции с этим блоком пользователю запрещено!

Активировать блок СКЗИ может только инженер в мастерской, внесенной в перечень сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов.

7. ГЛОНАСС

В уже упоминавшемся выше Приказе №36 указано также, что все российские тахографы должны быть обязательно оснащены модулем ГЛОНАСС: "в состав тахографа входит бортовое устройство и следующие внешние компоненты: .... антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (далее - ГНСС).

8. Самостоятельно устанавливать тахографы запрещено

Список аккредитованных сервисных центров, имеющих право устанавливать, ремонтировать и калибровать тахографы, ограничен. Разрешение на такую деятельность выдает Минтранс России. Подразделение группы комапний "Оргтехцентр" - компания ООО "Оргтехника-РЕГИОНЫ" внесена в перечень аккредитованных сервисных центров с присвоением регистрационных номеров для опломбирования тахографов - РФ 0336 для тахографов на территории РФ и RUS 418 для тахографов на территории РФ и за ее пределами. Мастерская по установке и калибровке тахографов

9. Электронные карты для цифровых тахографов

Помимо тахографа вам необходимо будет получить карты водителя на всех лиц, управляющих ТС, для юридических лиц - электронную карту предприятия

10. Какие тахографы можно использовать в России?

  • Посмотреть самые популярные модели тахографов (на основании статистики обращений в нашу компанию) - можно внизу этой страницы
  • А посмотреть все модели тахографов, разрешенные к применению на территории РФ - можно на сайте Роставтотранса. Перечень моделей периодически обновляется, ищите самые свежие документы.

Если вы занимаетесь международными перевозками

1 июля 1970 года в Женеве было заключено Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), в котором четко определено, сколько водитель должен работать и сколько отдыхать, что ему можно, а что нельзя.С 24 апреля 1995 года все автотранспортные средства государств-участников ЕСТР, допускаемые к международным пассажирским и грузовым перевозкам, обязательно оборудуются тахографами.

Транспортные средства, подлежащие оснащению тахографами:

  • автотранспортные средства, используемые для перевозки грузов, разрешенный максимальный вес которых, включая вес прицепов или полуприцепов составляет более 3,5 тонн
  • автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, которые в силу своей конструкции и оборудования могут перевозить более 9 человек

В настоящее время в странах Евросоюза применение тахографа является обязательным не только для международных, но и для внутренних перевозок.

В соответствии с внесенной в ЕСТР поправкой, с 16 июня 2010 года все автотранспортные средства, подлежащие оснащению контрольными устройствами (см. выше), впервые вводимые в эксплуатацию, должны оборудоваться цифровым тахографом. Весь вновь производимый транспорт, который обязан быть оборудован тахографом, выпускается с завода только с цифровым тахографом (исключение составляет только транспорт, который продается в государства, не входящие в соглашение ЕСТР).

У водителя автомобиля, который пересекает границу Евросоюза и оснащенном аналоговым тахографом должны быть при себе дисковые диаграммы за последние 7 суток, а также диск в тахографе. Если автомобиль оборудован цифровым тахографом, то водитель должен иметь электронную карту водителя, установленную в тахограф.

Контрольные устройства необходимы для слежения за работой водителя, осуществляющего грузоперевозки. Установка этих приборов в кабину автомобилей, относящихся к определенным категориям (N2-3, M2-3), стала обязательной с июня 2016 года. Какими бывают тахографы и что за принцип лежит в работе устройств разных типов?

Виды приборов и их типоразмеры

Самые первые модели были аналоговыми: необходимая информация (параметры автомобиля, скорость движения машины) наносилась на бумажные диски. Они были покрыты краской и защищались прозрачным пластиком. На нем изображались символы и шкалы. Процесс фиксации данных происходил следующим образом: игла бортового самописца надавливала на тахокарту: под ее воздействием проступала краска и появлялись запрашиваемые сведения.

Размер таких приборов был разным: выпускались и круглые, и прямоугольные контрольные устройства. Первые занимали место спидометра, вторые могли устанавливаться на передней панели вместо магнитолы или помещаться в специальный короб для монтажа.

Аналоговые тахографы обладали несколькими недостатками. В их числе:

    Слабый уровень защиты данных: водители могли исправить или скорректировать информацию на диске.

    Сложности, возникающие при считывании сведений, их анализа для определения подделки.

    Входящие в состав аппарата механические части уменьшали надежность аппарата, становились причинами частых поломок.

Установка аналоговых тахографов на транспортные средства была запрещена еще в 2006 году.

Еще один вид приборов – цифровые контрольные устройства. Они работают со специальными носителями – картами, на которые фиксируется вся необходимая информация. Сведения могут храниться в течение года.

Достоинства подобных аппаратов:

    Все данные надежно защищены от удаления или подделки.

    На цифровом тахографе происходит накопление и сохранение информации о водителе и ТС за 365 дней.

    Легкий режим шифровки и дешифровки сведений.

    Отсутствие механических узлов становится гарантией надежности устройства.

Размер этих приборов не отличается от габаритов магнитолы. Они могут устанавливаться в специально отведенное для контрольных аппаратов место на передней панели автомобиля. Следует помнить о том, что оборудование должно располагаться рядом с водителем, чтобы тот мог увидеть всю информацию, выводящуюся на монитор и дотянуться до клавиш для управления тахографом.

К этим устройствам могут подключаться специальные блоки, использование которых значительными образом расширяет функционал аппаратов.

    Средство криптографической защиты данных или СКЗИ (НКМ). Это приспособление обладает встроенной памятью и запрограммировано на шифровку и дешифровку поступающей информации. Все действия водителя мгновенно фиксируются. Использование этого модуля помогает защитить сведения от подделки или удаления.

    GPS-приемник помогает определить местоположение транспортного средства во время пути.

    GPRS -модем – дополнительное приспособление, которое позволяет осуществлять беспроводную связь тахографа с ПК организации, производящей грузоперевозки. Таким образом могут передаваться важные данные или сигналы, свидетельствующие о возникновении аварийной ситуации.

    Термопринтер – специальный прибор, необходимый для распечатки данных. Он может использоваться только со специальной бумагой, меняющей цвет при нагревании.

Закон о тахографах – это основа для установки прибора на автомобиль, в нем описаны основные характеристики приборов, которые обязательны для автомобилей разных категорий и указаны транспортные средства, не попадающие под обязательную установку тахографов. Применение тахографов на территории РФ обязательно для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые передвигаются в на территории страны или ведут деятельность по международным перевозкам.

Тахограф – это прибор, позволяющий вести контроль и учет рабочего времени водителей, которые занимаются перевозками различных грузов или пассажиров. К тому же такой прибор осуществляет полный контроль соответствия правилам дорожного движения и служит существенной мерой предотвращения ДТП. Это не такое уж дешевое устройство, поэтому все, кто собирается установить такой прибор на автомобиль, прежде всего, должны узнать, какие тахографы разрешены в России.

Одним из первых законов, который упоминает о необходимости контроля маршрута, графика движения автомобилей, а так же учете рабочего времени водителя и времени отдыха, является ФЗ №196 от 10.06.1995 «О безопасности дорожного движения». Нормативный акт впервые озвучил такие требования, но еще не имел четких предписаний про использование конкретных приборов.

Автомобильный закон о тахографах № 78 ФЗ от 14.06.2012 (ст. 20, п.1) гласит, что: «физические и юридические лица, работающие на территории РФ, использующие в своей деятельности автомобили, обязаны выполнять ряд условий. А именно: установить на автомобили необходимые контролирующие технические средства (тахографы), которые смогут обеспечить непрерывную, не поддающуюся корректировкам фиксацию детальной информации позволяющей отследить маршрут движения автомобилей и скорость. Прибор так же должен фиксировать режим труда и отдыха водителей автомобилей. Требования к приборам контроля, разновидности транспортных средств на которые их установка обязательна, порядок оборудования приборами автомобилей, правила их использования и обслуживания, а так же контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ».

Автомобильный закон о тахографах гласит, что с 23.01.2012 обязательным условием при осуществлении перевозок пассажиров или опасных грузов стала установка тахографа. Подтверждением этому служит последняя редакция Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Установка цифрового тахографа стала обязательной уже с 01.04.2013г. на территории РФ, для всего колесного транспорта, который принадлежит юридическим лицам или частным предпринимателям, включая газели и такси. Федеральный закон о тахографах № 78-ФЗ от 14.06.2012 (ст.1, ст.12) подробно описывает все принятые нормы.

Приказ № 36 от 13.02.13 Министерства транспорта РФ (Приложение 2) гласит, что тахографами должны быть оборудованы определенные виды и категории автомобилей, которые эксплуатируются на территории РФ:

  • категория M2 – пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория M3 - пассажирские автомобили или автобусы, которые имеют свыше 8 сидячих мест, без учета места водителя. Максимальная масса таких автомобилей не больше пяти тонн;
  • категория N2 – грузовые автомобили весом 3,5-12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов;
  • категория N3 - грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, которые предназначены для перевозки грузов.

Одним из основных требований закона о тахографах так же стало наличие криптографической защиты (СКЗИ).

Закон трудового кодекса от 30.12.2001 №197 ФЗ подробно описывает условия труда наемного персонала. Режим работы водителя по тахографу очень легко отследить, таким образом, становится понятно, нарушает ли законодательство работодатель в отношении персонала.

Приказ № 273 Минтранса РФ от 21.08.2013 говорит об обязательной установке тахографов, оснащенных СКЗИ на все категории указанных ниже транспортных средств:

  • Тахографы на грузовые автомобили, которые осуществляют деятельность по перевозке опасных грузов (категории N2, N3), должны быть установлены до 01.04.2014.
  • Тахографы на автобусы пассажирские категорий M2, M3 и грузовики категории N3 с весом не выше 15 тонн, осуществляющие международные перевозки – до 01.07.2014.
  • Тахографы с 1 сентября 2014года с системой СКЗИ обязательно должны быть оборудованы на грузовики, относящиеся к категории N3 и осуществляющие перевозки неопасных грузов.
  • Тахографы на грузовые автомобили категории N2, осуществляющие перевозку неопасных грузов, должны быть установлены до 01.04.2015.

Положение о тахографах 2014 гласит, что для грузовиков и пассажирских автомобилей, которые были оборудованы приборами старого образца, необходимо осуществить замену на устройства с наличием СКЗИ до 01.01.2018.

Штрафы

Закон о тахографах 2014 с внесением поправок вступил в силу с 1 сентября. Предусмотрены штрафные санкции за отсутствие тахографа на автомобилях в установленном порядке.

Согласно ст. 11.23 КоАП РФ. Закон о тахографах 2014 предусматривает административный штраф за управление автомобилем без наличия тахографа или при неисправном приборе, в размере 1-3тыс. рублей физическим лицам, а юридическим лицам – 5-10тыс. рублей.

Закон о тахографах для грузовиков (приказ № 273) подробно описывает все нормы и вес всех автомобилей по категориям, которые подлежат обязательному оснащению приборами. А так же в документе четко прописаны конечные сроки первичной установки, для тех, у кого приборы старого образца, замену нужно осуществить до 01.01.2018.

Закон о тахографах для грузовиков имеет целый список автомобилей, которые не подлежат обязательному оснащению приборами, подробно представлен весь перечень транспортных средств, в приказе № 470.

Исходя из приказа №470 от 17.12.2013, существенно увеличен список категорий и видов автомобилей, которые не подлежат оборудованию тахографами:

  • Троллейбусы грузовые и пассажирские.
  • Автобетононасосы, автобетоносмесители, автогудронаторы, автокраны, а так же автомобили, оборудованные кранами-манипуляторами. Автомобили скорой мед. помощи, пожарные автомобили, автоэвакуаторы, для обслуживания нефтяных и газовых скважин, транспортные средства, используемые в коммунальном хозяйстве и для содержания дорог, для перевозки денежной выручки и ценных грузов, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, медицинские комплексы на шасси транспортных средств, автолавки, автобусы для ритуальных услуг, передвижные репортажные телевизионные студии, автомобили-дома, бронированные транспортные средства, самоходные сельскохозяйственные машины, передвижные лаборатории и мастерские.
  • Транспортные средства, которые зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
  • Автомобили органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.
  • Автомобили, которые попадают под нормы установки тахографов, но с момента их выпуска прошло уже 30лет и больше. Пассажирские автомобили и грузовики, не предназначенные для коммерческой деятельности, а так же имеют оригинальный двигатель, раму и кузов. А так же транспортные средства в оригинальном состоянии (реставрация или бережное хранение), за которые не осуществляется утилизационный сбор.

Нормативный документ в обязательно порядке предусматривает осуществление контроля приборов транспортными предприятиями и мастерскими.

С 1 апреля 2013 года вступила в действие новая редакция статьи 11.23 Кодекса об административных правонарушениях "Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля" (далее - тахограф). Статья закона о тахографах предусматривает наложение штрафа на частных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей и на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей в случаях отсутствия тахографа на груовом транспорте, его неработоспособность или нарушения правил эксплуапации. За нарушения считаются любые действия, искажающие реальные показания прибора, в том числе фальсификация данных путем некорректного/неправильного монтажа или доработки тахографа.

С 1 апреля 2014 года начинается контроль (а значит ШТРАФЫ) наличия правильно установленного тахографа. Важно, что в настоящий момент законодатедльство РФ предусматривает наличие тахографов во всех автомобилях категорий С, D и E на территории РФ. Установка тахографа на автобус или грузвой автомобиль на сегодняшний день обязательна. Также следует знать, что контроль соблюдения правил вождения посредством считывания данных с тахографа имеется у полиции.

Виды тахографов

В настоящее время Приказом Минтранса России №36 от 13 февраля 2013 года разрешены всего несколько моделей цифровых тахографов.

Наименование модели (марки тахографов) Номер версии программного обеспечения тахографа Наименование организации-изготовителя Адрес организации-изготовителя тахографа
«ШТРИХ-ТахоRUS » SM 10042.00.00-13 Основная плата: V 1172 Дополнительная плата: V 112 ООО «НТЦ Измеритель»
«КАСБИ DT-20M » 2.00 ОАО «КЗТА» 248002, г. Калуга, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 141
«Меркурий ТА-001 » 1.03.0106 ООО «АСТОР ТРЕЙД» 105484, г. Москва, ул. 16-я Парковая, д. 26
«DTCO 3283» 01.00.10 ООО «Континентал Аутомотив РУС» 111033, г. Москва, ул. Золоторожский вал, д. 34, стр. 6
«ТЦА-02НК» 02.52 ЗАО «Измеритель-авто» 214020, г. Смоленск, ул. Бабушкина, д. 5
«Drive 5» 1.03.1698 ООО «ПОС система» 117105, г. Москва, Варшавское шоссе, д. 35, этаж 3, ком. No13
«ШТРИХ-ТахоRUS» SM 100.42.00.00.14 Основная плата: V 1370 01.11.13г
Дополнительная плата: V 310 01.11.13 г
ООО «НТЦ Измеритель» 115280, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр. 4
«EFAS V2 RUS» 01.02 ООО «ИНТЕЛЛИК РУС» 238310, Калининградская обл., Гурьевский район, посёлок М. Исаково, ул. Мелиоративная, д. 7

Помимо того, что российские тахографы могут устанавливаться на любые виды транспорта, которые осуществляют коммерческие перевозки грузов и пассажиров, они дополняются криптографической защитой информации и функцией ГЛОНАСС. Благодаря этому во много раз увеличивается уровень контроля.