Самодельный регулятор коллекторного двигателя или тюнинг для советской "нивы". Расположение электроники и механики в корабле на радио Особенности подключения регуляторов хода


Все радиоуправляемые автомодели с электромоторами оснащаются устройствами, позволяющими регулировать скорость перемещения вашей машинки, иначе говоря – изменяют частоту вращения вала двигателя по вашему желанию. Эти устройства называются регуляторами оборотов или регуляторами хода.

Раньше изменение оборотов электродвигателя выполнялось с помощью механического регулятора. Такие устройства имеют простую конструкцию, но «поедают» слишком много энергии батарей и, к тому же, не отличаются хорошей надежностью. Сегодня же используются прогрессивные электронные регуляторы хода, избавленными от недостатков своих предшественников.

Соответственно и регуляторы оборотов бывают «для коллекторных моторов» и «для бесколлекторных электродвигателей». Также существуют регуляторы для бессколлекторных электродвигателей, которые можно применять в работе с коллекторными моторами (но не наоборот!).


Профессиональные регуляторы хода могут иметь ряд дополнительных функций (кроме стандартного изменения оборотов вращения мотора). Это в первую очередь функция торможения (осуществляется замыканием обмоток электромотора через регулятор хода). Ряд регуляторов хода могут выполнять плавное торможение, которое снижает нагрев обмоток и нагрузки на коллектор. Также некоторые регуляторы хода реверсируют направление вращения электродвигателя, тем самым обеспечивая модель функцией заднего хода. В этом случае на мотор машинки подается не полное расчетное рабочее напряжение, так как вся мощность в данном случае не нужна.

Также ряд регуляторов оснащают так называемой ВЕС-системой (используется чаще всего на регуляторах для низковольтных электромоторов). Эта система позволяет уйти от необходимости установки на модель аккумулятора для радиоаппаратуры и управления (при наличии этой системы радиоуправление запитывается от силового аккумулятора модели).

Мощные регуляторы хода, работающие с повышенным напряжением (от 15 до 36 элементов батарей) имеют гальваническую развязку, предотвращающие попадание импульсных помех на чувствительные входные цепи радиоприемников.

Некоторые регуляторы оборотов оснащаются функцией POR (сброс при старте).



Эта функция предотвращает мгновенный набор мотором оборотов при подключении батареи (так сказать, защита от забывчивости). При наличии такой системы регулятор автоматически переводит электродвигатель в режим «Стоп» при подключении батареи. Отсутствие такой функции нередко приводило к травмам.

Полезна также и функция PCO (Power Cut Off). Она отключает электромотор от цепи при разряжении силовой батареи ниже установленного уровня. Функция PCO защищает ваш силовой аккумулятор от переразряда. Наличие такой функции крайне желательно для радиоуправляемых летающих моделей (при разряде силовой батареи вы успеете безопасно посадить свою модель до того, как у вас просто исчезнет питание).

Функция ТОР (Thermal Overload Protection) защищает силовые ключи от перегрузки по току, предотвращает тепловое разрушение полупроводников.

От перегрева регуляторы защищает функция TP (Thermal Protection). TP подразумевает наличие термодатчика, который отключает регулятор хода при перегреве.

Система RVP (Reverse Voltage Protection) предупреждает переполюсовку источника питания. Эта функция применяется не часто, так как ее наличие сильно удорожает регулятор и одновременно негативно влияет на его рабочие характеристики.

Подбирая регулятор хода для своей модели, обязательно учитывайте его рабочие характеристики. Выбранный вами регулятор должен (по паспорту) подходить к имеющемуся у вас электромотору и батареям (по типу). Часть регуляторов хода могут работать с аккумуляторами различных типов (тип используемой батареи устанавливается в настройках регулятора).


Обращайте внимание на значения максимального допустимого тока, которое регулятор может выдавать продолжительное время, а также максимальный ток, на который рассчитаны силовые ключи регулятора. Помните об «узких» местах: это проводка и плата. Они, как правило, выходят из строя в первую очередь.

Следует также учитывать и значение максимального пикового тока (возникает в мгновение старта, например). В паспорте регулятора хода указывается, с какими моторами (по количеству витков) он совместим.

Еще один важный параметр – максимальное рабочее напряжение. Нельзя подавать на регулятор напряжение, выше установленного производителем.

Для расчета потерь энергии важно также знать и внутреннее сопротивление регулятора. Конечно, такие расчеты больше нужны для профессиональных гонщиков, но помните – эта характеристика указывается в паспорте изделия и чем ее значение меньше, тем лучше.

Популярные модели регуляторов хода рассчитаны на работу с многими радиоуправляемыми моделями, поэтому производители предусматривают возможность их регулировки по определенным параметрам.

Настраивается чаще всего:

Положения джойстиков передатчика по режимам;

Подключение-отключение режимов тормоза и реверса;

Изменение частоты импульсного регулирования при работе с различными моторами;

Изменение фаз трехфазного тока относительно положения ротора.

Кроме этого, следует помнить, что существуют регуляторы хода, конкретно нацеленные на автомодели, авиамодели, модели судов. Их не рекомендуют применять для других типов радиоуправляемых моделей.

Регуляторы оборотов подключаются к силовой батарее и электромотору проводами. Для эффективной долговременной работы очень важно качество этих самых проводов.

Для токов до 20 А – 1 мм.кв.;

Для токов до 30 А – 1.5 мм.кв.;

Для токов до 50 А – 2.5 мм.кв.;

Для токов до 80 А – 4 мм.кв.

Нельзя занижать сечение проводов! Это приводит к потере мощности и отдачи, а нередко – и к пожару!

На профуровне провода между мотором и регулятором хода припаиваются. В любительских моделях эти провода часто крепятся на разъемах.

В силовые провода выключатель, чаще всего, не устанавливается. Как правило, выключатель ставится в цепи питания на приемник и сервомашинки.

Современные регуляторы хода выделяют достаточное количество тепла, поэтому их оснащают теплоотводящими радиаторами и даже кулерами для более эффективного охлаждения.

При использовании моделей, оснащенных несколькими электромоторами, устанавливают или такое же количество регуляторов хода, или один регулятор, обслуживающий несколько электромоторов. В этом случае важно помнить, что максимальный допустимый ток регулятора не должен быть больше, чем суммарный потребляемый ток всех электромоторов, подключенных к регулятору. В любом случае, необходимо ознакомиться, допускается ли такое подключение к регулятору производителем.

Регуляторы хода высокого уровня стоят значительных средств. Поэтому, при выходе регулятора из строя не спешите его выбрасывать, а обратитесь в специализированную мастерскую. Часто сломанные регуляторы можно восстановить, заменив сгоревшие компоненты.

P.B.> Регуляторы у меня автомодельные, промышленного изготовления. К самодельным регуляторам с функцией "враздрай", в силу ряда причин, отношусь скептически.

Вы просто не пробовали нормальные регуляторы с раздраем. Самодельный регулятор ни чем не отличается от заводского, он да же лучше, смотря кто его делает!
И самодельный регулятор намного больше имеет возможностей чем китайский. И потом самодельный регулятор намного надежнее.

Например у китайских регуляторов НЕТ защиты от переполюсовки. Они не дают никаких гарантий на свои изделия. У них нет защиты от воды.

Например вот ознакомтесь:

Продам регуляторы хода для судомоделей

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь. Вы здесь » Форум Новосибирской Федерации Судомодельного Спорта » Барахолка » Продам регуляторы хода для судомоделей Теперь есть группа В контакте: Подписываемся! Отредактировано RA9UBD (2016-02-04 10:55:30) 0 Разработана новая прошивка V 6.4.5 V-Tail микшер, для моделей где есть два гребных винта, и нет руля поворота. Прошивка предназначена для моделей где нет рулят поворота, где управление осуществляется только моторами. Так же регулятор, оснащенный такой прошивкой, может использоваться на моделях с гусеничным приводом - Танки, вездеходы и т.д. // Дальше -

Сегодня рассмотрим самодельный , он предназначен для судомоделей класса копии.

Регуляторы такого типа фабричного производства, лично я, пока не встречал. В сети попадалось несколько схем на подобные устройства, но были слишком сложные или же печатные платы к ним были очень сложны в изготовлении. Так же надо было самостоятельно разбираться в программировании для прошивок. Сейчас некоторые моменты не помню, но возпроизвести предлагаемые регуляторы как-то не сложилось. Несколько лет назад, в Сети, я познакомился с человеком, профессионально разбирающимся в электронике и понимающим специфику судомоделей. По моей просьбе он разработал довольно не сложный и не очень дорогой в производстве регулятор хода для моделей с раздраем .

Устройство собрано на микроконтроллере PIC16F628a, управляющие ключи выполнены на полевых транзисторах IRF7416 и IRF7413 в корпусе SO-8. Этот регулятор имеет функцию калибровки под любую радиоаппаратуру и отсечки для Li-PO аккумуляторов. Размеры регулятора 71х22х15мм, рабочее напряжение устройства 7-12вольт, максимальный ток 6А на один мотор, что вполне достаточно дня небольших судомоделей из пластмассы, например класса F4A или F4C.


Если Вам необходимы более высокие максимальные значения по току, то имеется возможность установить в H-мосты более мощные транзисторы. Схема такого регулятора и печатная плата под него тоже разрабатывалась. Этот регулятор хода не имеет защиты от переполюсовки и перенапряжения. Будьте очень внимательны при его подключении. Данное устройство собиралось личной мной и проверялось на модели фирмы Revell Schnellboot S-100 в масштабе 1:72. Вот так выглядит регулятор, установленный в модель этого катера.




Вы можете посмотреть видео в HD качестве, как ведет себя модель на воде оборудованная данным устройством.

Если Вы заинтересовались регулятором хода для моделей с раздраем , то по вопросам его приобретения или приобретения документации и прошивки к нему, обращайтесь к разработчику Сергею aka RA9UBD по e-mail: [email protected]

Сегодня, наверное, ни одна современная радиоуправляемая модель не обходится без регулятора хода.

Это устройство, в отличие, от приемника и рулевых машинок появилось сравнительно недавно. Регулятор хода или англоязычное название Electronic Speed Controller сокращенно ESC предназначен для управления частой и направлением вращения вала электродвигателя. Раньше эту функцию выполняли устройства выполненные на основе рулевых машинок и микропереключателей. В принципе, при качественном исполнении они показали достаточную надежность и работоспособность. Но эти устройства не могли обеспечить плавную регулировку оборотов двигателя и механические элементы конструкции устройства нуждались в тщательной подгонке. Но сегодня с развитием радиоэлектроники и элементной базы появились электронные регуляторы хода для моделей . На рынке компонентов радиоуправляемых моделей их огромное количество. Так же некоторые электронные устройства данного типа, даже при наличии начальных знаний и навыков в радиоэлектронике, можно собрать в домашних условиях. Для начала классифицируем регуляторы хода. Их можно разделить на две группы - для коллекторных электродвигателей (brashed) и безколлекторных двигателей (brashless). Еще они отличаются наличием заднего хода (revers) или его отсутствием. Например, для авто и судомоделей задний ход необходим, а для авиамоделей он не нужен. На фото представлен регулятор хода с реверсом для коллекторных электродвигателей.

А на этих фото представлен регулятор хода для моделей с безколлекторным двигателем без реверса, он установлен на радиоуправляемую модель самолета.


Очень важные параметры, они очень критичны для любого электронного устройства, это максимальное напряжение и максимальная сила тока. Если их превысить Ваша электронная схема выйдет из строя. Поэтому при выборе, покупке, а затем и установке любого радиоэлектронного устройства будьте очень внимательны и не превышайте указанных производителем значений напряжения и силы тока. При подключении обязательно соблюдайте полярность электропитания. Не правильное подключение питания может привести к поломке устройства.

К отдельной группе стоит отнести самодельные регуляторы хода для моделей , на сегодняшний день их огромное множество. В Сети можно найти принципиальные схемы и прошивки для таких устройств. Некоторые из них вполне возможно собрать самостоятельно в домашних условиях. Такие устройства разрабатывают и коллеги-моделисты, имеющие хорошие знания в радиоэлектронике. Плюс этих устройств состоит в том, что их моделисты изначально разрабатывают под определенную группу требований или могут под заказ разработать интересующее конкретно Вас устройство. Например, ни один из известных мне производителей, не выпускает регулятор хода для моделей с функцией раздрая для судомоделей-копий. Устройства подобного типа, фото представлены ниже, разработаны одним из наших коллег.

При постройке радиоуправляемых судомоделей, в которых используются электродвигатели, предусматривают специальные приборы управления скоростью и направлением вращения ротора. Обычно применяют контактные устройства, устанавливаемые на рулевые машинки, или электронные регуляторы оборотов («спид-контроллеры»).

Регуляторы промышленного производства весьма дороги и часто не являются оптимальными. Предлагаю несколько простых схем, совместимых со стандартной аппаратурой радиоуправления, предназначенных для использования на судомоделях классов F2, FSR-ECO и радиоуправляемых игрушках. Типовая блок-схема реверсивного регулятора оборотов малой мощности приведена на рис. 1. Она работает следующим образом.

Импульс с приемного устройства поступает на вход опорного ждущего мультивибратора и передним фронтом запускает его. Входной и выходной импульсы ждущего мультивибратора следуют на схему сравнения, имеющую два выхода, и в случае несовпадения длительностей на том или другом выходе (в зависимости от того, какой импульс больше) формируется разностный импульс.

Далее он «растягивается» по времени на интеграторах, формируется в виде широтно-импульсного сигнала на пороговых устройствах и усиливается на мостовом выходном каскаде. Регуляторы, имеющие описанную блок-схему, просты, не требуют сложной регулировки, но имеют небольшую выходную мощность. Их рабочее напряжение, как правило, не превышает 12 В, рабочий ток - нескольких ампер. Ждущий мультивибратор и схема сравнения собраны на микросхеме К561ЛЕ5, содержащей четыре логических элемента типа 2ИЛИ-НЕ (рис. 2).

Разностные импульсы через диоды и ограничительные резисторы подаются на RC-цепочки, использующиеся в качестве интеграторов. Пороговые устройства и мостовой усилитель мощности выполнены на микросхеме ТА7291. Она разработана фирмой TOSHIBA для управления электродвигателями загрузки кассет в видеомагнитофонах и вполне подходит для небольших моделей класса F2A.

Эта микросхема имеет большое входное сопротивление (150 кОм), схему защиты от одновременного срабатывания и защиту от перегрузки. Максимальный рабочий ток ее - 2 А (при токе нагрузки 1 А), падение напряжения - 1,2 В. Допускается параллельное включение до четырех таких микросхем, что позволяет увеличить выходной ток регулятора. ТА7291 выпускается в двух вариантах корпуса - Р и S. Отличие заключается в размерах и рассеиваемой мощности, которая у Р в четыре раза больше, чем у S.

Микросхему в корпусе варианта Р можно устанавливать на радиатор тепло-отвода. Для небольших моделей и игрушек в качестве порогового устройства и усилителя мощности можно использовать микросхему LB1638. Она отличается миниатюрными габаритами и малым падением напряжения; максимальный рабочий ток ее - 1 А, напряжение - 12 В. Для моделей с более мощными двигателями подойдет регулятор оборотов, блок-схема которого показана на рис. 4.

В этом регуляторе, в отличие от предыдущего, имеются две схемы сравнения: детектор длительности, который задает направление вращения, и схема выделения разностного импульса, которая «растягивает», ограничивает и подает импульс на усилитель мощности. Выходная мощность регулируется транзистором, а направление вращения - реле, управляемым детектором длительности. Регулятор, выполненный по такой блок-схеме, не имеет теоретического ограничения выходной мощности.

На практике выходной ток ограничивается характеристиками транзистора (современные полевые транзисторы допускают более 100 А) и контактов реле (автомобильные работают и при токах более 30 А). Рабочее напряжение ограничивается только характеристиками реле. Ждущий мультивибратор и детектор длительности мощного регулятора (рис. 5) построены на микросхеме К561ТМ2, представляющей собой два независимых D-триггера с динамической записью.

Схема сравнения и пороговое устройство собраны на микросхеме К561ЛП2, в ее состав входят четыре элемента типа «Исключающее ИЛИ». Выходной транзистор КТ829 (КТ827) должен иметь коэффициент усиления не менее 1000 и устанавливаться на радиаторе тепло-отвода. Максимальный выходной ток регулятора 4 А (КТ829) или 8 А (КТ827). Такие токи способно надежно выдерживать реле типа РЭС9. Принципиальная электрическая схема простейшего регулятора оборотов для моделей класса FSR-ECO представлена на рис.6.

Она работает так же, как и схема, приведенная на рис. 2, но без реверса. Напряжение питания подается на приемник через регулятор. В качестве оконечного каскада усилителя мощности используются полевые транзисторы BUZ100, выпускаемые фирмой PHILIPS для применения в мощных ключевых устройствах. Максимальный импульсный ток регулятора - 100 А, максимальный в течение 5 с - 50 А, максимальный ток длительного включения - 20 А.

Максимальное напряжение питания - 18 В. Падение напряжения на регуляторе не более 0,3 В при токе 20 А. Выходные транзисторы должны устанавливаться на радиаторах теплоотвода. При снижении напряжения питания до уровня менее 7,2 В максимальный выходной ток уменьшается. Для его увеличения допускается параллельное подключение дополнительных транзисторов.

Транзисторы BUZ100 можно заменить на аналогичные производства других фирм или на менее мощные, но с параллельным подключением. Во всех описанных регуляторах допускается применение любых типов резисторов и конденсаторов, рабочее напряжение последних должно быть не менее 20 В. Электродвигатели необходимо оборудовать системой гашения помех.

Рис. 1. Типовая блок-схема маломощного реверсивного регулятора оборотов: 1 - мультивибратор ждущий; 2 - схема сравнения; 3,5 - интеграторы; 4,6 - устройства пороговые; 7 - усилитель мощности мостовой; 8 - устройство исполнительное (электродвигатель).

Рис. 2. Принципиальная электрическая схема (а) и временные диаграммы (б) маломощного регулятора оборотов.

Рис. 3. Обозначение выводов микросхем ТА7291 и LB1638.

Рис. 4. Блок-схема мощного регуляторов оборотов: 1 - мультивибратор ждущий; 2 - детектор длительности; 3 - схема сравнения; 4 - интегратор; 5 - устройство пороговое; 6 - реле реверса; 7 - усилитель мощности выходной; 8 - устройство исполнительное (электродвигатель).

Рис. 5. Принципиальная электрическая схема мощного регулятора оборотов.

Рис. 6. Принципиальная электрическая схема простейшего регулятора оборотов для моделей класса FSR-ECO.