Штерн в язык детей 1907. Персонологическое направление. Смотреть что такое "Вильям Штерн" в других словарях


Немецкий психолог В. Штерн получил образование в Берлинском университете, где он учился у известного психолога Г. Эббингауза. После получения докторской степени его приглашают в 1897 году в университет в городе Бреслау, где он проработал в должности профессора психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине институт прикладной психологии и одновременно начинает издание «Журнала прикладной психологии», в которых он, вслед за Мюнстербергом развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать преемником известного детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гамбургском университете и редактора «Журнала по педагогической психологии». В это время он также является одним из инициаторов организации Гамбургского психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а в 1934 году переезжает в США, где ему предлагают должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поставившим в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее формирования было целью разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в тот период, то есть в десятых годах XX века, так как исследования детского развития в то время сводились преимущественно к изучению познавательного развития детей. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако с самого начала он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, но формирование целостной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность - это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходит из того, что психическое развитие - это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов-наследственности и среды в психическом развитии. Влияние этих двух. факторов анализируется Штерном на примере некоторых основных деятельностей детей, главным образом игры. Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять, в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов (как считал известный психолог К. Гросс), но и для социализации детей.

Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. При этом, говоря о дифференциации, он, как и представители гештальтпсихологии, понимал развитие как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному отражению окружающего проходит через несколько этапов, преобразований, которые характерны для всех основных психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию, но и к самосохранению, то есть к сохранению индивидуальных, врожденных особенностей каждого ребенка, прежде всего сохранения индивидуального темпа развития.

Штерн является одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая данного конкретного ребенка. Он также был одним из инициаторов экспериментального исследования детей, тестирования и, в частности, усовершенствовал способы измерения интеллекта детей, предложенные А. Бине измерять не умственный возраст, а коэффициент умственного развития (IQ).

Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря тому, что механизмом психического развития является интроцепция, то есть соединение ребенком своих внутренних целей с теми, которые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение для его развития, так как именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей и служит стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию, заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что именно нужно ему хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей и развитию у них рефлексии.

Целостность развития, проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов одинаково - от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание (восприятие), затем представление (память), а затем мышление, то есть от смутных представлений они переходят к познанию сути окружающего.

Штерн считал, что в развитии речи ребенок делает одно значительное открытие - открытие значения слова, открытие того, что каждый предмет имеет свое название, которое он делает примерно в полтора года.

Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив 5 основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не только детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет, но и постарался выделить основные тенденции, определяющие это развитие, главным из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению. Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления, его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также его анализ роли рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является открытие Штерном роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Это идея Штерна помогла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического или модельного мышления, на основе которого и разработаны многие современные концепции развивающего обучения детей.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В. Штерн повлиял практически на все области детской психологии - от развития когнитивных процессов до развития личности, эмоций или периодизации детского развития, так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами развития психики ребенка.

Литература

Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
Штерн В. Язык детей. 1907.
Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.

Цитаты : 1. Индивидуальность всегда означает единичность. Каждый идивид это картина это картина, нигде и никогда больше не существующая в единичной форме. 2. Я оцениваю, следовательно… я имею ценность (Ich werte, also bin ich . . .Wert). 3. Под «индивидуальностостью» мы понимаем индивида как целое в его уникальности. 4. Нет гештальта без личности, его производящей.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Выдающийся немецкий психолог и философ.
Основной вклад (чем известен): Основатель персоналистической психологии и европейского направления психотехники, считается одним из пионеров дифференциальной, детской, педагогической и юридической психологии. Создатель концепции интеллектуального коэффициента (IQ)
Вклады:
1. Персоналистическая психология. Штерн определял психологию как «науку о личности, обладающей опытом или способной приобретать опыт ».
1.1. Штерн рассматривал личность как центральную категорию, как уникальное, живое и подлинное целое, наделенное стремлением к цели, как первичное, реальное, самодостаточное и самоценное единство, внутренне- детерминированное и открытое миру.
1.2. Личность образует тот смыслообразующий контекст, в котором сама психика и все психические процессы обретают смысл. «Нет гештальта без личности, его производящей» (Keine Gestalt ohne Gestalter). Сама психология предстает только как часть персонализма.
1.3. Он ввел понятие «мир личности» (gelebten Welt) (1935), в котором человек действительно существует и который отличается от «мира опыта» (erlebten Weltn) и «объективного мира»(objektiven Welt).
1.4. Он заявил, что развитие личности не является механическим обменом между человеком и его окружаюшей средой, но включает в себя готовность реализовать значения, которые предлагаются внешним миром.
При рассмотрении мотивационной сферы, Штерн подчеркивал значение воли, которая предполагает сознательное представление цели.
1.5. Он предложил «теорию конвергенции», согласно которой личность формируется в результате взаимодействия между наследственностью и социальной средой, а также ввел понятие интроцепции , понимаемой как превращение внешних целей в собственной цели личности.
2. Дифференциальная психология. В своей книге «Дифференциальная психология» (1900), Штерн одним из первых обратился к систематическому изучению индивидуальных различий и заложил основы одноименной дисциплины.
В 1897 Штерн изобрёл вариатор тона, что позволило ему существенно расширить возможности изучения звукового восприятия человека.
3. Понятие коэффициента интеллекта. Он одним из первых начал проводить тестирование интеллекта и ввел понятие коэффициента интеллектуальности, или IQ (1912), высчитываемого как отношение умственного возраста к хронологическому. Он развивал теорию одаренности и был инициатором использования тестов для профессиональной ориентации и отбора одаренных детей.
4. Детская и педагогическая психология. Штерн особо известен своим вкладом в детскую психологию, особенно своими исследованиями развития языка у детей (так, он говорил, что ребенок, в возрасте около 1,5 лет, делает одно значительное открытие – то, что каждая вещь имеет свое название, а каждое слово свое значение). Штерн впервые поставил в центр исследовательских интересов развитие целостной личности ребенка. Начиная с момента рождения их первого ребенка в 1900 году, Штерн вместе с его женой Кларой, начали записывать результаты наблюдений психологического развития своих собственных детей. Позже, на основе этих дневников, были изданы две монографии. Он выделил 5 основных этапов в развитии речи у детей, и определил основные тенденции, определяющие ее развитие.
Теория игры. Он впервые выделил содержание и форму детской игры, и рассмотрел ее как необходимое условие для развития личности ребенка.
Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам.
5. Правовая (судебная) психология. Штерн известен своими исследованиями достоверности свидетельских показаний и психологии судебных процедур. Он отмечал, что воспоминания свидетелей могут быть неточны и зависеть от времени.
6. В философии Штерн разрабатывал концепцию персонализма, представляющего собой всеобъемлющее мировоззрение основывающееся на различии между человеком и вещью. В своей теории он попытался интегрировать естественные и гуманитарные науки, сознание и тело, причинность и телеологию, ассоцианизм и холизм. Штерн рассматривал мир как иерархию «личностей» различных ступеней (взрослый человек, ребенок, животное, растение, кристалл). Он отличал личность, как некую внутренне активную и целенаправленную целостность, от вещи, представляющей собой сумму частей, детерминированной извне. Личность способна оценивать, вещи могут быть оценены, человек ценен сам по себе, а вещи таковыми не являются.
7. В 1906 году Штерн основал в Новом Бабельсберге недалеко от Берлина Институт прикладной психологии (совместно со своим студентом Отто Липманом), а в 1907 году «Журнал прикладной психологии» , в котором он развивал концепцию психотехники. В 1919 году Штерн основал Психологическую лабораторию в Гамбургском университете, где он также издавал «Журнал по педагогической психологии и экспериментальной педагогики».
Основные труды: О психологии индивидуальных различий (дифференциальная психология) (1900), Детская речь «Die Kindersprache» (с Кларой Штерн) (1907), Воспоминания, высказывания и ложь в раннем детстве (с Кларой Штерн) (1909), Методологические основы дифференциальной психологии (1911), Психологические методы тестирования интеллекта (1912), Психология раннего детства до шестилетнего возраста(1914), Психология и персонализм (1917), Основы персоналистической философии (1918), Личность и вещь: Систематическое философское мировоззрение личности человека (1918), Философия значения (1924), Автобиография «Selbstdarstellun» (1927), Постижение науки о личности (1930), Общая психология с точки зрения персоналистики (1935, 1938).

Жизнь:

Происхождение: Внук немецко-еврейского философа реформатора Сигизмунда Штерна. Отец Сигизмунд Штерн (владелец небольшого бизнеса), мать Роза Штерн (двоюродная кузина своего мужа).
Образование: Он окончил Берлинский университет им. Фридриха-Вильгельма (1888-1893) (ныне Университет Гумбольдта), где в 1893 году он получил докторскую степень по психологии (Докторская диссертация «Аналогии в народном мышлении «.
Оказали влияние: Штерн был студентом Эббингауза, на него оказал влияние Альфред Бине, основатель первой во Франции Лаборатории экспериментальной психологии.
Основные этапы профессиональной деятельности: Преподавал в университете Бреслау (Вроцлав) (1897-1916), в Гамбургском университете (1916-1933), где он также до 1933 года работал директором Психологической лаборатории. В 1931 году он был избран президентом немецкого психологического общества.
В 1933 году, спасаясь от нацистского режима, эмигрировал сначала в Голландию, а затем в США, где преподавал в университете Дьюка (1933-1938).
Основные этапы личной жизни: В. Штерн был женат на Кларе Жозефи, психологе. У них было 3-е детей: Хильда, Ева и Гюнтер, который стал известным немецким писателем и философом.
Изюминка : Штерн был отцом немецкого писателя и философа Гюнтера Андерса.

Основной предмет Развитие психики

исследования

Методы исследования Наблюдения

Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность

Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-

ления, речи и других сторон психики ребенка

Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды

Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие,

взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз-

Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний

фактор, проявляющий уже изначально данное направление

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей. Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения. Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития - переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению. Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской

психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Штерн Вильям Луис (Stern, William Louis 1871-1938) - нем. психолог, специалист по генетической и дифференциальной психологии, психотехнике, общей и судебной психологии. Разрабатывал концепцию персонализма.

Ввел понятие «коэффициент интеллекта» (1912) и ставшую общепринятой нотацию возраста (напр., 3;4 означает 3г. 4мес). В противоположность теориям развития, отдающим предпочтение одному из 2 факторов развития - среде или наследственности, Ш. защищал т. зр., называвшуюся им «теорией конвергенции», которая составляет ядро его философии личности (см . Конвергенции теория ).

Наибольшую популярность и признание получили исследования Штерна в области детской и педагогической психологии. Пользуясь методом тестов, он вводит понятие коэффициента умственной одаренности (IQ), в книге "Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста" (М., 1915). В вышедшей вслед за этой книге "Психология раннего детства до шестилетнего возраста" (М." 1915) Штерн излагает теорию психического развития ребенка.

Штерн Вильям изучал также речевое и перцептивное развитие детей. 3-я глава работы Л.С. Выготского «Мышление и речь» называется «Проблема развития речи в учении В. Штерна». Это одна из самых коротких глав, что указывает на ее незавершенный характер. Свою критику взглядов Ш. на развитие речи и восприятия Выготский подкрепил экспериментами, с которыми лично ознакомил Ш. во время его посещения М. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» Выготский подверг критике персонализм Штерна за его превращение в очень общую философскую концепцию. (Б. М.)

Литература

  • Воспоминания, показания и ложь в раннем детстве, - Спб., 1911.
  • Штерн В. Дифференциальная психология. 1911.
  • Штерн В. язык детей. 1907.
  • Штерн В. Личность и вещь. 1906-1924.
  • Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста / Пер. с нем. - СПб.: Союз, 1997.

назад в раздел .

Вильям Штерн (1871-1938) - немецкий
психолог и философ, считается одним из
пионеров дифференциальной психологии и
психологии личности. Оказал большое влияние
на зарождающуюся детскую психологию.

Штерн был одним из первых психологов,
поставивших в центр своих исследовательских
интересов анализ развития личности ребенка.
Главная задача: изучение целостной личности,
закономерностей ее формирования.
Это было особенно важно в начале века, так как
исследования детского развития в то время сводились
преимущественно к изучению познавательных
процессов. Штерн также уделил внимание этим
вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи.
Результаты этой работы нашли отражение в книге
Штерна «Язык детей " (1907). Однако он стремился
исследовать не изолированное развитие отдельных
когнитивных процессов, а формирование целостной
структуры, персоны ребенка.

Теория конвергенции

Штерн считал, что личность - самоопределяющаяся,
сознательно
и
целенаправленно
действующая
целостность, обладающая определенной глубиной
(сознательным и бессознательным слоями).
Он исходил из того, что психическое развитие – это
саморазвитие, которое направляется и определяется той
средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила
название теории конвергенции, так как в ней учитывалась
роль двух факторов - наследственности и среды - в
психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн
анализировал на примере некоторых основных видов
деятельности детей, главным образом игры.

Развитие
Штерн
понимал
как
рост,
дифференциацию и преобразование психических
структур. При этом он понимал развитие как переход
от смутных, неотчетливых образов к более ясным,
структурированным и отчетливым гештальтам
окружающего мира. Этот переход к более четкому и
адекватному отражению окружающего проходит
через несколько этапов, характерных для всех
основных психических процессов. Психическое
развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию,
но и к самосохранению, т.е. к сохранению
врожденных особенностей каждого индивида,
прежде всего индивидуального темпа развития.

Дифференциальная психология

Штерн доказывал, что существует не только
общая для всех детей определенного возраста
нормативность,
но
и
нормативность
индивидуальная, характеризующая конкретного
ребенка.
В числе важнейших индивидуальных
свойств он как раз и называл индивидуальный
темп
психического
развития,
который
проявляется и в скорости обучения. Нарушение
этого индивидуального темпа может привести к
серьезным отклонениям, в том числе к
неврозам.

Штерн также был одним из инициаторов
экспериментального исследования детей,
тестирования.
В
частности,
он
усовершенствовал
способы
измерения
интеллекта детей, созданные А. Вине,
предложив измерять не умственный возраст,
а коэффициент умственного развития - IQ.

Сохранение
индивидуальных
особенностей возможно благодаря тому, что
механизмом психического развития является
интроцепция, т.е. соединение человеком своих
внутренних целей с теми, которые задаются
окружающими.
Фрустрация, задерживая интроцепцию,
заставляет ребенка всмотреться в себя и в
окружающее для того, чтобы понять, что именно
нужно ему для хорошего самоощущения и что
конкретно в окружающем вызывает у него
отрицательное отношение.

Целостность развития проявляется не
только в том, что эмоции и мышление тесно
связаны между собой, но и в том, что
направление развития всех психических
процессов идет одинаково - от периферии к
центру. Поэтому сначала у детей развивается
созерцание
(восприятие),
потом
представление (память), а затем мышление.

Большое значение имело исследование
Штерном
своеобразия
аутистического
мышления, его сложности и вторичности по
отношению к реалистическому, а также
анализ роли рисования в психическом
развитии детей.
Главным здесь является обнаружение
роли схемы, помогающей детям перейти от
представлений к понятиям. Эта идея Штерна
помогла открытию новой формы мышления наглядно-схематического, или модельного.

Работа В. Штерна представлена в его книге
«Умственная одаренность: Психологические
методы испытания умственной одаренности в их
применении к детям школьного возраста»
(1997).
В ней говорится о том, что в юношеском
возрасте
возникает
новое
качество
самосознания. Штерн приписывает данному
возрасту следующие характеристики:
самонаблюдение,
самооценка,
самооформление,
самоизбежание.