Толкование на Евангелие от Матфея (Блаженный Феофилакт Болгарский). Евангелие от Матфея Евангелие от матфея глава 20 толкование


20:1-15 Притча о работниках в винограднике
Притча о работниках в винограднике в связи с Царством небесным (с системой вещей Иеговы, где будет небесное правительство и подданные - жители Земли) открывает иудеям 1 века важные сведения: скоро их "рабочий день" закончится и, Бог, производя с ними расчёт, поступит необычным образом: выдаст расчёт, начиная не с первых, как принято в обычной практике, а с последних работников.
Как помним,
все израильтяне были первыми "работниками" Бога по В.З. (Исх.4:22). Но вскоре В.З. должен был закончиться, и Богу предстояло сменить работников - "нанять" христиан, ведь именно христианам было поручено распространять слово Бога и рассказывать о роли Его сына - по всей Земле (Де.1:8). Эти перемены и показывает притча. Разберём значения её образов.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
Хозяин дома - это Бог Иегова, Его виноградник - это весь Израиль, к 1 веку - Иудея (Ис.5:1,2 ; Сев. Царство Израиль было завоёвано Ассирией). Так как у Хозяина "есть, чем платить", Он по Своему усмотрению вправе установить продолжительность "трудового периода" Своим работникам и размер "заработной платы" для каждого из них.
Факт, что Он
Сам проявил инициативу и стал искать работников на торжище говорит о том, что Бог избирает тех, кто Ему нужен, а не люди - Его (не от нашего желания, а от решения Бога).

Торжище - это символ потребности работников трудиться для Бога или духовная потребность поклоняться Богу: Бог может призвать только имеющих духовную потребность, кто её не имеет, тот и не станет служить Ему (Матф.5:3).

Первые работники
- это весь Израиль, призванный на служение Богу через заключение В.З. (Исх.4:22) . Род их деятельности описан Иисусом для христиан, но то же самое должны были делать и служители В.З.: обрабатывать виноградник - означает заботиться о том, чтобы в целом народ Бога мудростью, праведностью и другими хорошими плодами прославил своего небесного Правителя (Второз.4:5-8; Ин.15:8;16).

Рабочий день
- это эра действия В.З., но урок продлевается и для христианства (в эре Н.З. и до конца этого века, так как трудиться христиане по спасению людей через распространение слова Бога будут до конца этого века, Мтф.24:14; 1Тим.2:3,4).

3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
Остальные нанятые работники - по ходу служения Всевышнему в эпохе В.З. к Израилю, приняв иудаизм, присоединялись люди из других народов и становились прозелитами, служа Иегове вместе с Израилем (Руфь 1:16; Есф.8:17; Чис.15:14-16; Иез. 47:21-23). Говоря образно, Бог и их "нанимал" Себе на службу в эпохе В.З.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Последние работники - это "последние" по времени найма на работу в эпохе В.З. - те, кто стал христианином: действие В.З. заканчивалось со смертью Иисуса Христа, В.З. - это лишь временное руководство - детоводитель ко Христу (Рим.10:4; Гал.3:24).

8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. 9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. 10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
Вечер - это конец рабочего дня - времени действия В.З. Иисус показывает, что после его смерти Бог сделает нечто нестандартное: Он произведёт расчёт, начиная с последних, хотя в обычной практике работодателей так не принято.

Динарий
- все работники, согласившиеся работать у Бога доработавшие у Него до конца рабочего дня , получат одинаково - один динарий, независимо от того, когда были призваны и сколько времени и сил они затратили на "служение" Ему.
Динарий или награда от Бога Своим служителям - это в конечном итоге жизнь вечная в Царстве Бога - на небе или на земле, она обещана как служителям В.З., так и христианам (Быт.17:8; Псал.36:29; Марк.10:29,30). "
Получить динарий " - означает в конечном итоге получить эту жизнь через а) первое воскресение и б) второе воскресение.
Для 1 века это означало получить "пропуск" в вечную жизнь - залог святого духа: именно этот расчёт Бог произвёл со Своими работниками по завершении действия эры В.З. - в Пятидесятницу (Де.2гл).

Необычная последовательность расчёта - начиная с "последних" : первыми "расчёт" получили христиане. Это выяснилось в Пятидесятницу: иудеи, особенно духовная элита, знающая слово Бога, по первенству призвания имели право первыми вступить в Новый Завет и получить право занять небесные престолы (стать участниками первого воскресения, Откр.20:6). Но так как они отвергли Иисуса Христа, это право получили ученики Иисуса Христа. Помазание святым духом120ти христиан из простого люда показало, что "расчёт" произведён нестандартно (Де.2:1-4). То есть, никто из участников В.З., отвергших Христа (оставшихся при В.З. служении) не получил святой дух - залог "кандидатства" на первое воскресение для жизни на небе. Однако, те из знати иудеев, кто позже принял Иисуса Христа - тоже через какое-то время получили свой "динарий" (Де.6:7).

Иегова планировал эту схему расчёта изначально, так как В.З. - это лишь детоводитель ко Христу (Гал.3:19,24). Так Иисус показал, что, хотя иудеи и ветхозаветное служение для Бога важно как служение первенцев (Исх.4:22), но для Своего итогового замысла (дать сначала жизнь вечную 144000 небесных соправителей Христа, а позже - великому множеству людей после Миллениума, Откр.20:6; 21:3,4) - преимущество в одобрении Бога получат христиане: хотя они последние по призыву (позже иудеев), однако, не иудеи, а лишь христиане для Него имеют итоговое значение.
И если иудей не станет христианином, то он не то, что на небесные престолы призван не будет, но и, получив шанс попасть в Миллениум (как искупленный вместе с Авраамом, Ис.29:22) - не сможет попасть в вечность Иеговы.

11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Нестандартная последовательность расчёта вскрыла причину преимущества христианства, в котором действует главный принцип - возлюби Бога и ближнего своего (Мтф.22:37-40).
Ветхозаветное служение разделило общество на привилегированную "касту" правительственной знатной элиты и на народ, ничего не значащий для знати (Иоан.7:49). Вся элита считала себя единственными и главными тружениками Бога в Иудее, ведь они без устали трудились для Бога, обходя море и сушу. Однако, но при этом - они не любили людей (Матф.23:15). Почему?
Социальное разделение сформировало в "первых работниках" негативные качества (высокомерие, зависть, самоуверенность, презрение к тем, кто трудится меньше и т.д., Лк.18:10-12) и неправильное представление о
награде.

Иисус же притчей показал, что награда зависит не от количества заслуг и усилий человеческих, а исключительно от милосердия Творца. Христианство в этом смысле даёт лучшие духовные установки на то, чтобы служители Бога формировались в любящих и добросердечных людей. И в помощь для обновления личности Он даёт святой дух.

Конечно, речь не идёт о том, что для одобрения Бога достаточно быть бедняком из простого народа и мало трудиться для Бога: для одобрения Бога нужно быть верным Ему христианином.
Но ирония ситуации в 1 веке была в том, что как раз те, кого элита иудеев считала последними ничтожествами - быстрее приняли Христа, и поэтому в Пятидесятницу они первыми получили "пропуск" в Царство Бога:
Матф.21:31 истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас (фарисеев) идут в Царство Божие
Таким образом, притча о винограднике не только показала грядущую смену иудаизма на христианство, но и - вскрыла злые сердца в иудеях 1 века, кичившихся своей показной праведностью и благочестием, показав, что такими, как они - быть в христианстве недопустимо(((

13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
Нестандартная последовательность расчёта послужит "первенствующим" труженикам уроком: так Бог научит их тому, что:
1) к Нему нельзя относиться потребительски и что-то у Него требовать для себя. Он ни с кем не советуется и ничего никому не должен (Ис.40:13; Рим.11:35). Но желает проявить милость по Своему усмотрению, отыскивая нечто доброе в наших сердцах (3Цар.14:13; Пс.102:8-11).
2) Если есть желание получить награду Всевышнего, следует анализировать качества своего сердца и избавляться от злости, зависти, высокомерия, самовлюблённости и самоуверенности - независимо от национальности, трудозатрат и "долевого" участия в деле Царства, а также - положения в собрании.
3) иудеи должны были понять: если Бог запланировал сделать Своим народом христиан, дав иудеям шанс стать ими первыми (язычникам дверь открылась позже) - то у тех иудеев, кто ими в этом веке не станет, не должно быть никаких обид: таков замысел Иеговы, чтобы иудаизм заменить на христианство. Иудеи, если не примут Христа в этом веке, смогут получить свой "динарий" в последнюю очередь - после Миллениума (да и то при условии, что они примут Христа хотя бы в Миллениуме).

А какие уроки из этой притчи могут извлечь христиане?

Поскольку рабочий день христиан длится до завершения этой системы вещей, все они тоже должны извлечь уроки из итога этой притчи, подведённого Иисусом Христом:

20:16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных .
1) Кто о себе думает, что он первый по количеству трудозатрат в деле Царства и усилий - может оказаться последним: вместо того, чтобы попасть в 144000 и получить жизнь вечную в первую очередь - он может оказаться на Земле и получит доступ к древу вечной жизни только после Миллениума;
2) награда зависит не от количества заслуг и усилий человеческих, а исключительно от милосердия Творца;
3) потребительское отношение к Иегове - недопустимо, Он ничего никому не должен (Римл.11:35), но желает проявить милость по Своему желанию, отыскивая нечто доброе в наших сердцах;
4) следует анализировать качество своего сердца и избавляться от злости, зависти, высокомерия, самовлюблённости, самоуверенности и не считать себя лучше других - независимо от национальности, трудозатрат и "долевого" участия в деле Царства, а также - положения в собрании.

По большому счёту эти слова Христа следует относить также к жизненной позиции - в принципе: не возвышать себя пред другими, не только в среде собраний соверующих, но и в мире. Ибо можно самовозвеличиться потому, что считаешь себя частью народа Божия, (как иудеи 1 века, к примеру), но в глазах Бога - оказаться хуже мирских грешников (как фарисеи, к примеру, оказались в глазах Бога хуже мытарей и блудниц).
Подробнее о применении этой притчи к служителям Бога современности -

Однако ученики пока что слышат слова Христа поверхностно, не познавая всего трагизма ситуации с их учителем, потому и суетятся о личном, о своём, а не о Божьем: не время было ещё им познать смысл слов Христа о страданиях от Иерусалима.

20:20-22 Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. 21 Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22 Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
Слова Христа о скорой смерти и воскресении были восприняты некоторыми учениками весьма практически с намерением заранее благоустроить себе главенствующие места рядом с Христом, ибо нет ближе места, чем сидеть от него за престолами по правую и левую стороны от него.

не знаете, чего просите . Ни мать–просительница, ни сыновья её на самом деле не представляли, ЧЕГО они просят у Христа, выпрашивая всего лишь места рядом с Христом, хотя и сказали, что «можем пить чашу твою».

Путь тех, кто хочет быть рядом с Христом - не лёгкий, не позавидуешь, ибо кому много дано, с того много и спросится, и испытания серьезней будут, ибо чем ближе человек подходит ко Христу, тем лакомее он для сатаны, чтоб прельстить его. Потому и немного насобирается с земли приближённых Христа для небесных престолов, ибо сказано о том, что на небесном Сионе со Христом - только 144000 рядом стоящих, прошедших земной путь свой по следам Христа, ибо они следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл –Откр. 14:1-5

20:23 И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим.
Хотя и сказал Христос: дана Мне всякая власть на небе и на земле - Матф.28:18 - Иисус знал, что рассаживать соправителей на небесах - будет не он, а Отец его.
Этот текст Писания показывает всем, кто отстаивает равенство Иисуса и Иеговы - в СУЩНОСТИ. Выходит, что нет равенства: даже воскресший Иисус - меньше Отца своего, не только будучи во плоти, а меньше - в принципе и настолько, насколько сын меньше отца.

И ещё заметим: первые места на небесных престолах - Бог для кого -то определил. То есть, назначение это - не случайное, не сможет человек локтями туда пробиться, расталкивая всех и расчищая себе дорогу, идя по головам; не силой человеческой места на небесных престолах заниматься будут. Значит, Бог обеспечит самое оптимальное правительство, поставив на ответственные места самых подходящих людей, искупленных с земли для небесной жизни.

20:24,25 Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев.
25 Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете,
Здесь описывается конфликтная ситуация и выход из неё, найденный Христом, без потерь и трагедии для участников негодования. Из всех возможных вариантов решения такой ситуации - Иисус не стал:
1) Осуждать двух братьев, просившихся к нему поближе.
2) Занимать сторону справедливо негодующих на них.
3) Промолчать, дав этим возможность 10-ти "разобраться" с этими 2-мя - самим.
4) Упрекать их мать, сказав: "Это ты виновата, женщина, ибо ты - зачинщица конфликта!"

Он принял единственно правильное решение. Воззвал к их разуму, найдя общую платформу, основание ДЛЯ ВСЕХ - фразой: "Вы знаете...."

что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
А дальше Христос привёл замечательный пример, не переходя на личности конфликтующих сторон. Вот она, небесная дипломатия в действии! Если бы решали эту проблему по-земному, шишек "набили" бы друг другу немало, перейдя на личности.

20:26,27 но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; Иисус показывает сущность глав мира сего: желание господствовать, командовать, притеснять подданных и иметь их у себя на побегушках ради собственного блага и своего удовольствия - вот что является целью занять правительственные места в мире. У христиан же не должно быть так:

27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;

кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою
Если на этот момент кто-то из апостолов имел представление о том, что соправители Христа будут такими же главами, как и главы в мире, то им было необходимо исправить своё представление об этом: не ради престолов и не ради статуса надлежит стремиться быть рядом с Христом, а ради того, чтобы иметь возможность больше сделать для людей и в большем - им послужить самим.
То есть, цари - как раз «на побегушках» у подданных Христа, а не наоборот; цари трудятся над тем, чтобы подданным жилось хорошо, а не наоборот.

20:28 так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
Кто из современных, к примеру, ЛЮБЫХ правителей способен отдать жизнь за своих поданных? Никто. Наоборот, практически всегда подданные расстаются со своим жизнями ради правителя и его идей, а правители ещё и помогут им в этом...
А Иисус пришёл как будущий царь вовсе не для того, чтобы искать здесь слуг для себя, но чтобы самому послужить жизнью своей для искупления множества людей. Вот смысл Христова царствования: не в своё удовольствие жить, а ради блага других. Этого значения христианства - его ученики пока что не могли вместить.

20:29-34 Исцеление двух слепых.
И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.
Народ же заставлял их молчать . Есть у человечества склонность такая странная: отвечать ЗА КОГО-ТО. В данном случае пытались ответить вместо Христа и, причём, были уверены, что поступают правильно, заставляя слепых замолчать, и - из лучших побуждений: дескать, не отвлекайте Христа, он и без вас утомлён и загружен. Хотя слепые не к народу обращались за исцелением, а к Иисусу. Иисуса и надо было просить ответить им.

Для себя сделали вывод: если спрашивают НЕ МЕНЯ, и тот, кого спрашивают - находится рядом и вполне может ответить сам за себя, то вмешиваться в разговор двоих не стоит. Разве что есть что сказать, но тогда прежде, чем своё мнение сказать - не помешает спросить на то разрешения у обеих сторон.

но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
Слепые, однако, проигнорировали совет народа замолчать и дождались ответа у того, у кого спрашивали. И за усердие своё в желании получить ответ от Христа - были вознаграждены и прозрели.
Так же и в духовной слепоте: многие от имени Христа его точку зрения на многие вопросы спешат высказать, но разумно было бы удостовериться из Писания, а точку ли зрения Христа - они говорят или, может, свою? –Деян.17:11. А вдруг они не так говорят, как Христос бы сказал?
Кто желает получить ответ от Христа, тот не станет спешить воспринимать любые ответы, но станет искать ответ от Христа, сравнивая то, что ему говорят - со словом Божьим, проверяя по Писанию, точно ли это так по примеру Верийцев.

И ещё мысль: порой нам говорят в собраниях соверующих: «терпи и молчи свои немощи». В принципе, двое слепых тоже могли терпеть и молчать. И ждать воскресения, ибо по воскресении получили бы исцеление, как и все остальные. Но они не стали ждать, а настойчиво взывали к тому, кто был способен им помочь. Так и мы можем поступать: Богу и Христу не безразлично, что происходит с христианами. И молитвы взывающих к ним - они слышат. И помочь - способны, если посчитают нужным.

Синодальный перевод. Глава озвучена по ролям студией «Свет на Востоке».

1. Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2. и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3. выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4. и им сказал: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам». Они пошли.
5. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: «что вы стоите здесь целый день праздно?»
7. Они говорят ему: «никто нас не нанял». Он говорит им: «идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите».
8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11. и, получив, стали роптать на хозяина дома
12. и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
13. Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?»
16. Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.
17. И, восходя в Иерусалим , Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им:
18. вот, мы восходим в Иерусалим , и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть;
19. и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет.
20. Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него.
21. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем.
22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем.
23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим.
24. Услышав сие, прочие десять учеников вознегодовали на двух братьев.
25. Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими;
26. но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою;
27. и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом;
28. так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.
29. И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа.
30. И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31. Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
32. Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня?
33. Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши.
34. Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним.

Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой

и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;

выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,

и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли.

Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же.

Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно?

Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, полýчите.

Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

и, получив, стали роптать на хозяина дома

и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе;

разве я не властен в своем делать, чтó хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?

Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.

Толкование Феофилакта Болгарского

Царство Небесное есть Христос. Он уподобляется человеку, потому что принял наш образ. Он домовладыка, так как господствует над домом, то есть церковью. Сей-то Христос исшел из недр Отца и нанимает работников в виноградник, то есть для изучения Писаний и исполнения заповедей, содержащихся там. Можно и так понимать: Он нанимает всякого человека возделывать виноградник, то есть совершенствовать во благом собственную душу. Он нанимает одного утром, то есть в детском возрасте, другого – около третьего часа, то есть в отроческом возрасте, иного около шестого и девятого часа, на двадцать пятом или тридцатом году, вообще, в мужском возрасте, и около одиннадцатого часа – старцев, ибо многие уверовали, будучи уже старцами. Или иначе: под днем разумеется настоящий век, ибо в течение его мы работаем, как в течение дня. В первом часу дня Господь призвал Эноха, Ноя и их современников, в третьем – Авраама, в шестом – Моисея и живших вместе с ним, в девятом – пророков, а в одиннадцатом, под конец веков, – язычников, у которых не было ни одного доброго дела: их «никто не нанимал», то есть ни один пророк не был послан к язычникам.

Мф.20:8. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.

Мф.20:9. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.

Мф.20:10. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;

Мф.20:11. и, получив, стали роптать на хозяина дома

Мф.20:12. и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.

Мф.20:13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?

Мф.20:14. возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе;

Мф.20:15. разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?

Мф.20:16. Так будут последние первыми и первые последними; ибо много званных, а мало избранных.

Вечер есть кончина века; при кончине все получают по динарию; динарий – это благодать Святого Духа, которая преобразует человека по образу Божию, делает его причастником Божеского естества. Более понесли труда жившие до пришествия Христова, так как тогда еще не была разрушена смерть, не был сокрушен дьявол, и был жив грех. Мы же, благодатью Христовой оправдавшись в крещении, получаем силу побеждать своего врага, уже прежде низложенного и умерщвленного Христом. По первому толкованию, те, которые в юности уверовали, несут более труда, чем пришедшие ко Христу в старости. Юноша переносит «тяготу» гнева и зной похоти, а старик спокоен от этого. Тем не менее, все сподобляются одинакового дара Святого Духа. Притча научает нас, что можно и в старости чрез покаяние получить Царство Небесное, ибо старость и обозначается одиннадцатым часом. Но, согласно притче, не будут ли святые завидовать получившим равные с ними награды? Никоим образом. Здесь показывается только то, что блага, уготованные праведным, так обильны и высоки, что могли бы возбудить зависть.

Матф. 20:1-16 . В продолжение этого разговора Иисус рассказал притчу о хозяине дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, наняв их, пообещал заплатить им по динарию - обычную в таких случаях сумму. Позже, уже около третьего часа (примерно в 9 часов утра), хозяин дома снова пошел на торжище (на рыночную площадь) и договорился с другими стоявшими там без дела поработать у него в винограднике; он не уточнил, сколько заплатит им, а лишь пообещал заплатить, что следует.

И новых работников нанял хозяин - уже в шестом часу (примерно в полдень), и еще - в девятом (около трех часов дня); даже и около одиннадцатого часа (в пять часов пополудни) нанял он работников, которым оставалось работать всего один час, и эти были последними из нанятых им. Когда же наступил вечер (шесть часов пополудни), хозяин стал рассчитываться со всеми, кто работали в его винограднике, причем начал с тех, кто работали меньше других, и заплатил каждому из них по динарию.

Видя это те, кто проработали полный день, подумали, что… получат больше, но, когда подошел их черед, получили и они по динарию. И стали они роптать, говоря хозяину: ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Они получили однако ту сумму, за которую согласились работать (стих 13). Хозяин ответил на их ропот, что волен распоряжаться своими деньгами, как хочет. И посоветовал "обиженным" не терзаться завистью из-за того, что он - добр и к тем, кто работали малое время.

На этом примере Иисус показал ученикам, что распределение наград - дело "Верховного Домохозяина", т. е. Бога, и что возможна такая ситуация: трудившиеся много и трудившиеся мало получат одинаковую "плату", ибо "начисление" ее зависит от доброты и благости Хозяина. Посему "первым" не следует гордиться своим "первенством" - ведь может случиться, что их сравняют с "последними", или что "последние" даже получат преимущество перед ними; "делателям в винограднике Христовом" надо руководствоваться именно этим принципом, не забывая, что последние могут оказаться первыми, а первые последними. Ибо в конечном итоге решающим окажется то, как оценит человека Бог. (Последние слова 16 стих: ибо много званных, а мало избранных - считают позднейшей вставкой, по-видимому, перенесенной сюда из Матф. 22:14. - Ред.)

12. НАСТАВЛЕНИЕ В СВЯЗИ С ПРИБЛИЖЕНИЕМ ЕГО СМЕРТИ (20:17-19) (МАР. 10:32-34; ЛУК. 18:31-34)

Матф. 20:17-19 . Никто не мог бы сказать, что Иисус не подготовил учеников к Своей смерти. Прежде Он по меньшей мере три раза возвестил им о том, что должен умереть (12:40; 16:21; 17:22-23). И вот теперь они направлялись в Иерусалим (проследите маршрут передвижений Иисуса -4:12; 16:13; 17:24; 19:1; 21:1). На пути туда Он снова сказал Своим ученикам о том, что в этом городе Его ожидает смерть.

Но только тут Он впервые заговорил о предстоящих Ему поругании и распятии. Опять напоминает Он, что все это не означает однако конца, потому что в третий день Он воскреснет (сравните 16:21; 17:23). Ученики ничего не ответили на слова Господа. Может быть, они просто не могли поверить, что все это действительно произойдет с Ним.

13. ОБ АМБИЦИЯХ (20:20-28) (Мар. 10:35-45)

Матф. 20:20-23 . Возможно, инцидент, описанный в этих стихах, был вызван недавним упоминанием Иисуса о "пакибытии" (19:28). Мать сыновей Зеведеевых (полагают, что ее звали Саломия) была в числе женщин, сопровождавших Иисуса Христа и служивших Ему в Галилее (Матф. 27:56). И вот она приступила к Нему… с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. На вопрос Иисуса, чего она хочет, женщина ответила: …чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Вероятно, она слышала слова Господа о том, что ученики "сядут на престолах" (19:28), и, одержимая естественной материнской гордостью за своих сыновей, решила, что они заслуживают самых почетных мест

Иисус не стал говорить с ней о сути Своего грядущего Царства, но обратился с вопросом к ее сыновьям, которые, может быть, и подговорили мать, чтобы попросила Учителя о них. Он спросил Иакова и Иоанна, могут ли они пить чашу, которую Он будет пить. Иисус имел в виду грядущее Свое страдание и смерть на кресте (26:39,42).

Сыновья Зеведеевы ответили: Можем. И тогда Иисус подтвердил, что они и в самом деле разделят с Ним чашу страданий и смерти (подразумевая, что путь этот отнюдь не является путем к мирскому владычеству, о чем, видимо, мечтали в то время Иаков и Иоанн), и будут креститься крещением, которым Он крестится.

Так все и случилось: Иаков погиб от рук Ирода Агриппы вскоре после создания Церкви (Деян. 12:1-2), а Иоанн, согласно преданию, был казнен в конце первого столетия.

Однако, продолжал Иисус, дать сесть по правую и по левую сторону от Него не от Него зависит. Ибо места эти уготованы Отцом Небесным для тех, которые избраны Им как милостивым и праведным Судией (в этой связи Матф. 20:1-16).

Все это место несомненно свидетельствует о том, что сыновья Зеведеевы не вполне понимали, о чем просили, как и о том, что характер Царства был еще не ясен им. Говорит оно и о том, что учение Иисуса о смирении не было еще усвоено учениками (18:1-6). О том же свидетельствует и вопрос Петра (19:27). Всех их заботили тогда мысли о высоком положении, в некоем сугубо земном царстве, и вопрос этот они продолжали обсуждать до самой смерти Иисуса.

Матф. 20:24-28 . Когда остальные десять учеников услышали о просьбе матери Иакова и Иоанна, то вознегодовали на двух братьев. Возможно, им стало обидно, что не догадались первыми попросить о том же для себя! (18:1). Иисус, конечно, знал о трениях между учениками. А потому, собрав их всех вместе, Он изложил им некоторые основополагающие принципы Царства.

Тогда как некоторые люди (князья… и вельможи) господствуют над другими, сказал Он, между Его учениками так быть не должно. Ибо величие в Царстве Божием определяется не силою и властью, а готовностью служить другим (20:26-27). Итак, не управлять должны они стремиться, а служить. Именно таковые среди них, будучи кроткими и смиренными, удостоются высших почестей.

Мир не знает более яркого примера этому, чем Сам Иисус, Который пришел в мир не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. Неоднократно говорил Христос ученикам об ожидавшей Его смерти. Однако до сих пор не говорил о том, для чего она нужна. Теперь же Он ясно указал, что умрет "для искупления многих". Его смерть должна была совершиться, вместо множества смертей, ибо только ею мог быть искуплен грех (Иоан. 1:29; Рим. 5:8; 1-Пет. 2:24; 3:18). Смерть Иисуса Христа была заместительной, а жертва - совершенной.

14. ИИСУС ЯВЛЯЕТ СИЛУ СВОЮ И ВЛАСТЬ (20:29-34) (МАР. 10:46-52; Лук. 18:35-43)

Матф. 20:29-34 . Перед тем, как войти в Иерусалим, Иисус в последний раз явил силу Свою и власть, исцелив неподалеку от Иерихона двух слепых. Авторы синоптических Евангелий излагают эту историю с некоторыми расхождениями. Так, Матфей пишет о двух слепых, а Марк и Лука - об одном. Причем Марк приводит имя слепого - Вартимей. По всей видимости, слепых было двое, но Вартимей более привлекал внимание.

По Матфею и Марку исцеление это произошло по выходе Иисуса из Иерихона, Лука же пишет, что это случилось, когда Господь подходил к Иерихону. Это можно объяснить тем, что в то время существовало два Иерихона - старый и новый. Христос совершил это чудо, когда вышел из старого Иерихона (Матфей и Марк) и направлялся к новому (Лука).

Услышавши, что Иисус идет мимо, слепые стали взывать о помощи, веруя в то, что Он - Господь, Сын Давидов. Прежде двое других слепцов тоже обращались к Иисусу с этими словами - "Сын Давидов" (Матф. 9:27 сравните с 15:22). То есть и в том и в другом случаях нуждавшиеся в исцелении обращались к Нему как к Мессии.

Слепцы были упорны в своей мольбе и не реагировали на попытки народа заставить их замолчать. И когда Иисус спросил у них, чего они хотят, то они ответили просто и коротко: Господи! чтобы открылись глаза наши. Умилосердившись над ними, Иисус еще раз явил Свою власть Мессии: слепые тотчас прозрели. Интересно отметить, что этот довольно протяженный раздел (17:14 - 20:34), в котором Иисус поучает Своих последователей относительно того, что им необходимо будет знать и помнить после Его смерти, завершается описанием явления Им Его сверхъестественной силы и Божественной власти.