Военно воздушные силы великобритании. Безрадостное будущее ввс великобритании. Истребители ВВС Великобритании


Обзор армий стран НАТО: Великобритания, 3/III March 6th, 2015

Военно-воздушные силы
Британские ВВС повторяют судьбу Сухопутных сил. Они реорганизовываются в штатах и оптимизируются в технике. В составе военно-воздушных сил страны имеются три авиационные группы.

- 1-я авиационная группа тактической авиации включает в себя ударные машины. Ее основой должен был стать многоцелевой истребитель-бомбардировщик Typhoon FGR4 совместной британо-германо-итало-испанской разработки. В части современной боевой авиации Великобритания уже более 20 лет как утратила сколько-нибудь значимые позиции. Изначально эту машину проектировали под стандарт "F2 модель 1", предполагавший ее использование только для воздушного боя и задач ПВО. Однако война в Афганистане выявила необходимость получения прежде всего универсальной машины, способной работать и по наземным целям. С июля 2008 года "Тайфун" стал "мультизадачным" (многоцелевым) истребителем-бомбардировщиком (модификация FGR4). Все ранее выпущенные машины модели F2 прошли модернизацию до уровня FGR4.

Royal Air Force Eurofighter Typhoon FGR.4 ZJ911

В будущем, предполагается перевооружение истребителей новыми системами, такими как: ракетами «воздух-воздух Метеор», Пэйввэй IV (Paveway IV), «Шторм Шедоу» (Storm Shadow), «Бримстон» (Brimstone), «Бомбы Небольшого Диаметра» (Small Diameter Bomb), а также новыми активными направленными электронными сканерами.

Всего планировалось приобрести 250 этих машин. Но позднее по финансовым соображениям заказ был сокращен до 232 штук, а потом и до 160. На сегодняшний день ВВС получили всего 114 Typhoon FGR4, в том числе 22 - учебно-боевых, и еще три находятся на хранении. Судьба остального заказа сегодня неизвестна. Вероятнее всего, минимум до 2020 года дополнительных закупок не будет. Во всяком случае, в бюджете на период до 2018 года таких расходов не предусмотрено.

RAF Panavia Tornado GR4

Кроме указанных, в составе ВВС числятся 88 истребителей-бомбардировщиков (по ТТХ скорее бомбардировщиков и совсем чуть-чуть истребителей) Tornado GR4 и одни перехватчик Tornado F2 - последние машины чисто британской разработки. Еще 44 «Торнадо» GR и 16 «Торнадо» F3 находятся на хранении, но 30 и 12 из них соответственно предназначены для разборки на запчасти либо уже находятся в ее процессе), их количество постепенно сокращается. Кроме того, на хранении числятся до 65 штурмовиков «Ягуар».

RAF SEPECAT Jaguar

2-я авиационная группа вспомогательной и обеспечивающей авиации включает в себя 6 самолетов ДРЛО Е-3 (плюс один находится на хранении) и 12 разведчиков (5 «Сентинел-R1», 5 «Шэдоу-R1», 1 BN-2, 1 RC-135W). В будущем планируется закупить еще два RC-135W. Кроме них сюда же относятся транспортные самолеты и заправщики - восемь С-17, семь «Тристар», два КС2, пять КС3, шесть Вае125, шесть Вае146, 24 С-130 «Геркулес» (еще 24 на хранении).


Sentinel R1 RAF

22-я авиационная группа подготовки имеет 392 различных учебных и учебно-боевых самолета (в том числе 98 "Хок", 119 "Тьютор" и 41 "Тукано"). Еще 26 самолетов находятся на хранении.


Учебно-боевой самолет Hawker Siddeley Hawk ("Хок"), Пилотажная группа Red Arrows (Красные стрелы) Королевских ВВС Великобритании

Вертолетный парк ВВС насчитывает 45 "Чинук", 24 "Пума" (плюс 12 на хранении), 27 "Мерлин" НС3, 25 "Си Кинг" HAR3, 5 А-109Е.

Кроме упомянутых, на вооружении ВВС Великобритании состоят 10 БПЛА MQ-9 "Рипер".

Пять новых беспилотных систем MQ-9 Reaper Королевских ВВС начали применяться в Афганистане

На территории Великобритании остаются две действующие военно-воздушные базы США - Лейкенхит и Мидлденхолл. На первой базируется 48-е истребительное авиакрыло (около 50 самолетов F-15C/D/E), на второй - 100-е заправочное авиакрыло и 352-я группа специальных операций (заправщики КС-135, разведчики RC-135, самолеты спецназа МС-130Р/Н). Ядерное оружие США с территории Великобритании полностью выведено.

Aerospatiale SA.330 Puma, RAF

Военно-морские силы
На данный момент организационно военно-морские силы Великобритании состоят из собственно флота, морской пехоты и военно-морской авиации. Руководство ВМС осуществляет Первый морской лорд, адмирал флота, начальник штаба обороны. Он отвечает за боевое оснащение и строительство новейших кораблей, за обучение командного и рядового состава, повышение боевой подготовки и совершенствование структуры организации штабного руководства. В общую организацию входят отдельные штабы, располагающиеся в базах флота отдельных городов и Гибралтарский военно-морской район.

Британский флот по сей день рассматривается как важнейшая, после ВМС США, часть морской мощи НАТО, хотя по фактическому составу такое позиционирование вызывает множество обоснованных вопросов.

Основой ВМС Великобритании считаются авианосцы, которых у нее по факту нет. Еще числящийся в списках авианосец "Илластриез" уже не имеет авиагруппы и может рассматриваться только номинально. Все самолеты с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП) «Харриер» (как корабельного, так и наземного базирования) в 2011 году проданы в США на запчасти. Соответственно, «авианосность» «Иластриеса» является формальностью, он может нести только вертолеты. Тем более, что планы реорганизации в рамках программы "Армия 2020" предусматривают его списание к 2017 году.

HMS Illustrious

ВМС строят два новейших атомных авианосца типа "Куин Элизабет", но с ними пока наблюдаются серьезные проблемы. Первый вскоре должен выйти на ходовые испытания, в то время как судьба второго находится под вопросом. Парламент уже дважды обсуждал предложение по прекращению строительства в виду дефицита средств в бюджете страны. Кроме того, вооружать новые корабли планируется американскими самолетами F-35 модификации "В", т.е. вертикального взлета и посадки. Но из 138 запланированных пока закуплены всего три такие машины и дальнейшая судьба контракта остается туманной. Как по причине резкого удорожания цены самолета у производителя, так и в виду ряда проблем технического характера, которые он все еще не сумел решить у этой модификации. Да и имеющихся у ВМС Великобритании эскортных кораблей недостаточно для формирования полноценного ордера сопровождения.

Британский атомный авианосец "Куин Элизабет"

В состав британского флота только что введены шесть новейших эсминцев типа «Дэринг». На вооружении ВМС состоят 13 фрегатов типа «Норфолк». В неопределенном будущем предполагается заменить их на аналогичное количество фрегатов нового проекта 26, но пока данная программа находится на уровне обсуждения. Минно-тральные силы включают 15 тральщиков: восемь типа «Хант», семь типа «Сэндаун».

Эскадренный миноносец HMS Daring

При общем значительном сокращении британского флота в последние два десятилетия его десантные возможности за этот период возросли. На вооружении имеются один универсальный десантный корабль (УДК) «Океан» (сегодня это крупнейший корабль ВМС Великобритании), два десантных вертолетоносных корабля типа «Альбион», три десантных транспортных дока (ТДК) типа «Бэй», кроме того, ТДК «Сэр Тристрам» используется как учебный. В составе морской пехоты - три батальонные группы, одни группа защиты объектов ВМС, одна десантно-штурмовая группа и ряд подразделений обеспечения.

УДК HMS Ocean

В подводный флот Ее Величества поступают многоцелевые атомные подводные лодки типа «Эстьют». Уже введены в строй две такие лодки, еще три строятся, две заказаны. Остаются в строю также пять ПЛА типа «Трафальгар». Кроме того, выведены из боевого состава ВМС четыре ПЛАРБ типа «Резолюшн», две ПЛА типа «Трафальгар», шесть ПЛА типа «Свифтшур» и шесть ПЛА старых типов. Командование ВМС объявило конкурс на наиболее дешевый вариант их утилизации.

АПЛ "Эстьют", контрактная стоимость 1,3 млрд. фунтов стерлиногов.

В морской авиации после продажи «Харриеров» не осталось самолетов, есть только вертолеты - 38 «Мерлин» (еще четыре на хранении), 55 «Си Кинг» (еще 27 на хранении).

Вертолет «Мерлин» / Merlin HC3

Британский флот остается единственным носителем национального ядерного оружия. Оно размещено на четырех ПЛАРБ типа "Вэнгард". Формально каждая из них имеет на борту по 16 баллистических ракет "Трайдент-2", но фактически Лондон располагает всего 58 такими ракетами. Великобритания является единственной страной в мире, официально обнародовавшей размер своего ядерного арсенала: 160 развернутых и 65 неразвернутых БЧ для указанных 58 БРПЛ. В стране идет активная дискуссия, чем заменять «Вэнгарды» и стоит ли это делать вообще.

ПЛАРБ типа "Вэнгард"

Выводы
В существующем виде Вооруженные силы Великобритании своей официальной задаче - обороне Британских островов - соответствуют в достаточной мере. Ни одна из стран - потенциальных противников, не располагает армиями и флотами, атаку которых на Метрополию британцы бы не сумели успешно отразить. Конечно, тот же Китай имеет большие сухопутные силы, но не имеет достаточного флота. Серьезный флот есть у США, но Америка является стабильным геополитическим союзником Лондона, а значит военной угрозы для него не представляет. Аргентина, с которой, не смотря на победу в войне за Фолкленды, до сих пор у Великобритании сохраняются политические трения, к сегодняшнему дню в военном отношении серьезно деградировала и возможностью потягаться с Лондоном силами не располагает.

Однако и сама британская армия сейчас сколько-нибудь серьезно способна воевать лишь с заведомо слабыми государствами "третьего мира". Где-нибудь в Африке или на островах Океании. Ввязываться в любую войну в Европе Лондон не имеет ни возможностей ни, что еще важнее, желания. Не смотря ни на какие воинственные высказывания британских политиков. По крайней мере, до тех пор, пока победа в такой войне не будет достижима силами всего 20 - 30 тыс. штыков за 3 - 4 месяца. Причем, желательно, чтобы она еще и обошлась вообще без потерь. Что совершенно невозможно в текущей реальности.

Королевские ВВС Великобритании созданы в 1918 году для защиты рубежей Соединенного Королевства. подчиняются Министерству обороны и выполняют задачи, которые определяет высшее военное руководство страны.

Авиация и экономика

Самолеты ВВС Великобритании никогда не участвовали в военных компаниях, эскадрильи годами не обновляют парк летательных аппаратов. По причине малой активности ведомство в 1990 году начало сокращение личного состава, которое за двенадцать лет, с 1990 до 2002 года, уменьшилось с 92 до 54 тысяч человек. Финансовые расходы на содержание ВВС были существенно урезаны. В 2007-м численность командного состава, летчиков и обслуживающего персонала составила 47 712 человек, а техническая база включала в себя 828 самолетов и вертолетов. Устаревшую технику списали, новые самолеты законсервировали.

В 2010 году возникла необходимость обновления парка самолетов, как боевого назначения, так и вспомогательного. Расширение материальной базы было связано с непростой политической обстановкой сразу в нескольких странах, прежде всего в Ливии и Марокко. Парламент Великобритании принял ряд рекомендаций, стимулирующих приобретение новой техники, самолетов, вертолетов и аэродромного оборудования.

Были закуплены модернизированные "Торнадо GR4" и "Тайфуны". Дополнительные транспортные самолеты поставила фирма "Виккерс", модель VC-10, которая отличается длинным фюзеляжем. "Десятка" вмещает до трехсот человек личного состава и может быть очень полезна при транспортировке людей на дальние расстояния.

Структура

В настоящее время ВВС Великобритании состоит из трех авиагрупп. Первая включает в себя все штурмовики, истребители и бомбардировщики. В группе есть несколько собственных учебных высокоскоростных штурмовиков, на которых летчики отрабатывают новые маневры. Определенное количество боевых машин совмещают две функции - истребителя и бомбардировщика. Такая универсальность позволяет свести к минимуму количество самолетов, вылетающих на задание.

Истребители ВВС Великобритании

В первую авиагруппу входят 12 эскадрилий, дислоцированных в разных регионах страны. Основной костяк штурмовой авиации составляют самолеты "Торнадо GR4". Задачей истребителей являются боевые действия в воздухе и поражение наземных объектов. Эффективность "Торнадо" очень высокая. Их в 1-й авиагруппе насчитывается 95 единиц и все они являются истребителями-бомбардировщиками. Также в группе числятся 22 самолета разведчика "Торнадо".

Истребителей F1 многоцелевого назначения в эскадрильях 1-й авигруппы насчитывается 100 единиц.

Командующим 1-й группы является вице-маршал авиации Кристофер Харпер. В его аппарате функционируют 12 старших и младших офицеров.

Вторая авиагруппа

В это авиационное соединение входят двадцать две эскадрильи, включающие в себя самолеты обеспечения. Машины в ангарах стоят как суперсовременные, так и видавшие виды, выпуска прошлых лет. Работы достаточно и для тех и для других. В настоящее время экскадрильи второй авиагруппы укомплектованы самолетами и вертолетами следующих марок:

  • "Чинук НС2".
  • "Си Кинг НАР3".
  • "Геркулес С4".
  • "Мерлин НС3".
  • "Пума НС1".
  • "Гриффин НТ".
  • "Глоубмастер III".
  • VC-10.

Группа номер 22

В состав ВВС Великобритании также входит авиагруппа 22, учебно-тренировочное подразделение для повышения летного мастерства пилотов. В группе имеются самолеты, оснащенные специальным оборудованием.

Это модели:

  • "Домини Т1".
  • "Скьюрелл".
  • "Тукано".
  • "Хок ТА";

Лучшие самолеты ВВС Великобритании

Эскадрильи Соединенного Королевства комплектуются различными боевыми машинами. Среди них могут быть американские и французские марки, немецкие и шведские. Однако самая распространенная модель боевого самолета - это "Торнадо GR4", детище немецкого концерна "Мессершмидт". На втором месте - истребитель "Тайфун", эффективная машина для ведения воздушного боя. Оба самолета стоят на вооружении НАТО, Великобритании, Германии, Италии и Саудовской Аравии.

Самолет "Торнадо" ВВС Великобритании зарекомендовал себя как безотказный истребитель-штурмовик. В случае участия английских в каком-либо международном конфликте, истребители и штурмовики-бомбардировщики передислоцируются на авиабазу НАТО, расположенную в непосредственной близости от театра военных действий. После проведения рекогносцировки эскадрилья начинает боевые вылеты, и при этом "Торнадо" ВВС Великобритании всегда в первых рядах атакующих.

"Торнадо GR4"

Турбореактивный боевой самолет Panavia Tornado представлен в двух модификациях: истребитель-бомбардировщик, индекс GR4, и разведчик-перехватчик - GR4А.

К особенностям конструкции можно отнести крылья с изменяемой геометрией, что является важным преимуществом в условиях воздушного боя. Двухместный "Торнадо" всегда готов к выполнению любых задач по уничтожению противника, независимо от погодных условий и времени суток. Самолет оснащен специальным сканером, который выдает информацию о приближении к поверхности земли. Практически "Торнадо" способен летать вслепую.

Машина оборудована электронными средствами разведки и обнаружения цели, это в первую очередь система "Раптор". Из самых последних достижений - это лазерное наведение на цель и система LRMTS, способная отыскать ранее помеченную цель.

Боевое применение:

  • 1991 год, участвовал 41 самолет;
  • 1998-2011 гг., военная компания в Ираке;
  • 1999-й, война в Косово; 2011 год, военный конфликт в Ливии;
  • 2012-й, война в Афганистане, продолжается по настоящее время;

Истребитель "Тайфун"

Разработка боевой машины была начата в 1988 году корпоративно, сразу в нескольких странах. В 1998-м Великобритания приобрела для своих ВВС 53 истребителя. Первоначально самолеты предполагалось использовать только в воздушных боях, но по мере необходимости, во время боевых действий в Афганистане истребители стали использовать, как бомбардировщики, для уничтожения наземных целей.

В 2008 году "Тайфун" был официально признан как многоцелевой истребитель.

Технические характеристики:

  • длина самолета - 16,8 метра;
  • высота - 6 метров;
  • размах крыльев, максимальный - 13,9 метра;
  • грузоподъемность - 9 тонн;
  • масса - 14 100 кг;
  • силовая установка - два марки "Роллс-Ройс" с тягой 7620 кг/см;
  • скорость, близкая к максимальной - 2340 км/час;
  • потолок - 15 тысяч метров;
  • взлетно-посадочная полоса - 760 метров;

Вооружение:

  • пушки системы "Маузер", два ствола;
  • ракеты ALARM, до девяти штук;
  • ракеты "воздух-воздух" ASRAAM;
  • ракеты "Бримстон" и "Шэдоу Шторм";
  • бомбы "Пэйвэй 2" и четырехсоткилограммовые "Пингвин";
  • комплекс систем наблюдения и разведки;

Транспортные самолеты

ВВС Великобритании обеспечиваются помимо боевых машин еще и грузовыми. Транспортные тяжеловесы, такие как Globmaster III, "Боинг С17А", "Локхид 1011" американского производства, "Виккерс VC-10" британского, закупались в большом количестве.

Учитывая необходимость постоянной передислокации, грузовые самолеты были незаменимыми помощниками, обеспечивая перевозку многотонного вооружения и имущества на огромные расстояния в течение нескольких дней. Важность транспортных операций трудно переоценить, эскадрилья снабжалась всем необходимым бесперебойно и в кратчайшие сроки.

Немаловажную роль играли тяжелые вертолеты типа "Мерлин НС3", "Чинук С2", "Вестлэнд Пума". Эти машины перевозили грузы интендантского назначения в пределах базы и аэродрома.

Великобритания, являясь активной участницей агрессивного блока НАТО, постоянно наращивает мощь своих военно-воздушных сил, которые, по мнению иностранных специалистов, занимают одно из ведущих мест среди ВВС капиталистических государств Западной Европы. Военное руководство страны отводит им важную роль в своих далеко идущих замыслах и предусматривает активные меры, направленные на дальнейшее наращивание их боевой мощи путем оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием, совершенствования организационной структуры, повышения качества боевой подготовки и улучшения тылового обеспечения.

Согласно натовским планам, о чем неоднократно писала западная пресса, силы и средства ВВС Великобритании предназначены для проведения воздушных операций с применением как обычного, так и ядерного оружия. Их основная задача - оказать необходимую авиационную поддержку сухопутным войскам и ВМС как своей страны, так и союзников по блоку на различных ТВД, и в первую очередь в Центральной Европе и Восточной Атлантике. Силы и средства ПВО ответственны за осуществление противовоздушной обороны территории Великобритании. По мнению экспертов НАТО, при обострении обстановки и в военное время она станет транзитным пунктом переброски войск из США и Канады в Европу, а в будущей войне явится также базой снабжения и обеспечения боевых действий войск на европейских ТВД.

Усилия Великобритании в рамках блока,НАТО сосредоточены в трех основных регионах: в Восточной Атлантике и зоне пролива Ла-Манш, где сконцентрирована крупная группировка боеготовых сил, а также в Центральной Европе - там содержится основная часть ударных сил блока.

Согласно сообщениям зарубежной печати, некоторые дислоцирующиеся в метро-соединения и части ВВС Великобритании входят в стратегический резерв верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, а другие выделены для усиления английских войск, находящихся в ФРГ, а также войск союзников на Северо-Европейском ТВД. Оставшиеся силы и средства предназначены для действий в районах Восточной Атлантики и в зоне пролива Ла-Манш.

За последние годы в ВВС Великобритании и в вооруженных силах в целом были проведены реорганизационные мероприятия. К наиболее крупным из них западная пресса относит упразднение департаментов видов вооруженных сил, в том числе ВВС, и создание единого органа управления, в который вошли представители всех видов вооруженных сил. По взглядам английских военных экспертов, это дало возможность сократить количество управлений центрального подчинения и численность личного состава, повысить оперативность в руководстве и планировании. Кроме того, в ВВС была расформирована 38-я авиационная группа. Ее силы и средства организационно вошли в состав 1-й авиационной группы. Проведены были и другие мероприятия по совершенствованию структуры военно-воздушных сил.

Организация и боевой состав . В военно-воздушных силах имеются два боевых командования - ВВС в Великобритании (часто называется командованием английских ВВС в метрополии) и английских ВВС в ФРГ , а также командование тыла. Все они непосредственно подчине­ны начальнику штаба ВВС (командующему). На последнего возложена ответственность за строительство этого вида вооруженных сил, составление планов использования авиации во время войны, организацию и проведение боевой подготовки частей, их материально-техническое обеспечение, а также за обучение и тренировку летного и технического состава.

Командование ВВС в Великобритании (штаб в Хай-Уиком) располагает силами и средствами для ведения боевых действии как самостоятельно, так и во взаимодействии с силами союзников для осуществления противовоздушной обороны территории страны и прилегающих к ней районов (Атлантическая зона ПВО НАТО), оказания поддержки сухопутным войскам и BMС. Командование включено в структуру Североатлантического блока и подчиняется верховному главнокомандующему ОВС НАТО в Европе, хотя силы его размещены в метрополии. В его составе имеются три авиационные группы (1, 11 и 18-я), а также отдельные части и подразделения, базирующиеся на заморских территориях: Фолклендские (Мальвинские) о-ва, о. Кипр, Гонконг, Белиз. В каждую группу входят авиастанции с приданными им авиационными эскадрильями.

1-я авиационная группа (штаб в Айпевон) включает следующие части и подразделения:
- Авиастанция Хонингтон: 9-я боевая и 45-я учебно-боевая эскадрильи так­тических истребителей «Торнадо-GR.l». Последняя входит в учебный центр боевого применения (22 машины).
- Марем: 27 и 617 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l»; 55 аэ самолетов-заправщиков «Виктор-К.2» и 232-я учебно-боевая эскадрилья («Виктор-К.2»).
- Колтисхолл: 6-я и 54-я тактические истребительные и 41-я разведывательная авиационные эскадрильи (все они вооружены самолетами «Ягуар-GR.l»).
- Уиттеринг: 1-я и 233-я (учебно-боевая) эскадрильи тактических истребителей «XappHep-GR.3».
- Брайз-Нортон: 10 аэ стратегических транспортных самолетов VC-10, 101 аэ самолетов-заправщиков VC-10K.2 и 3, 216 аэ самолетов-заправщиков «Тристар-K.l» и 241-я учебно-боевая эскадрилья (VC-10).
- Лайнем: 24, 30, 47, 70-я транспортные и 242-я учебная авиационные эскадрильи (все оснащены самолетами «Геркулес-С. 1 и 3»).
- Коттесмор: объединенный учебный центр подготовки экипажей самолетов «Торнадо» (от ВВС Великобритании в его составе имеется одна эскадрилья этих самолетов - 23 машины).
- Лоссимут: 226-я учебно-боевая эскадрилья тактических истребителей «Ягуар».
- Нортхолт: 32-я эскадрилья связи (самолеты «Андовер-C.l», HS-125 и вертолеты «Газель»).
- Бенсон: 155 аэ РЭБ (самолеты «Андовер-Е.З», которые используются для калибровки радиотехнических средств), «королевское звено» (самолеты «Андовер-СС.2» и вертолеты «Уэссекс-НС.4»; на них осуществляются перевозки членов королевской семьи, других высокопоставленных государственных деятелей и иност­ранных гостей).
- Броуди: 79-я и 234-я эскадрильи самолетов «Хок» 1-го учебного центра боевого применения.
- Чайвинор: 63-я и 151-я эскадрильи самолетов «Хок» 2-го учебного центра боевого применения.
- Альдегров: 72 аэ транспортных вертолетов «Уэссекс-НС.2».

11-я истребительная авиационная группа (штаб в Станмор):
- Авиастанция Бинбрук: 5 и 11 аэ, а также учебно-боевое подразделение истребителей-перехватчиков «Лайтнинг-Р.6».
- Льючарс: 43 и 111 аэ истребителей «Фантом-FG.l и -FGR.2», 228 учебно-боевая эскадрилья самолетов Фaнтом-FGR.2» и 27-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уоттисем: 56 и 74 аэ истребителей Фaнтом-FGR.2».
- Конингсби: 29 аэ истребителей Фантом-FGR.2» и 229-я учебно-боевая эскадрилья самолетов «Торнадо-Р.2».
- Лоссимут: 8 аэ самолетов ДРЛО «Шэклтон-АЕW2», 48-я эскадрилья ЗУР «Рапира».
- Уайтон: 25-я эскадрилья ЗУР «Бладхаунд-2» (ее отряды базируются в Баркстоун-Хит, Уайтон и Уоттисем).
- Уэст-Рейнем: 85-я эскадрилья «Бладхаунд-2» (ее отряды, кроме Уэст-Рейнем, находятся в Норт-Коутс и Боудси).

18-я авиагруппа береговой авиации (штаб в Нортвуд):
- Авиастанция Лоссимут: 12, 208 аэ и 237-я учебно-боевая эскадрилья легких бомбардировщиков «Буканир-5.2».
- Кинлосс: 120, 201 и 206 аэ базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Сент-Моган: 42 аэ и 236-я учебно-боевая эскадрилья базовых патрульных самолетов «Нимрод-MR.2».
- Финнингли: 22-я и 202-я поисково-спасательные эскадрильи (оснащены специально оборудованными вертолетами «Уэссекс-НС.2» и «Си Kинг-HAR.3»). Их звенья несут дежурство на девяти аэродромах (Чайвинор, Льючарс, Валлей, Леконфилд, Манстон, Боулмер, Броуди, Колтисхолл и Лоссимут).
- Уайтон: 51 аэ РЭБ, оснащенная самолетами радиотехнической разведки «Нимрод-R.l», 100-я буксировочная эскадрилья, 360 аэ РЭБ, 231-я учебно-боевая эскадрилья (все они вооружены самолетами «Канберра» различных модификаций).

Части подразделения на других территориях:
- На Фолклендских (Мальвинских) о-вах: 23-я тактическая истребительная авиационная эскадрилья (Фантом-FGR.2), 1312-й отряд транспортно-заправочных самолетов «Геркулес-C.IK» и 1564-е звено вертолетов «Си Kинг-HAR.3», 1310-e звено вертолетов «Чинук-НС. 1» (недавно из последних двух звеньев была сформирована 78-я вертолетная эскадрилья).
- В Гонконге (аэродром Сек Конг): 28 аэ вертолетов «Уэссекс-НС.2».
- На Ближнем Востоке (о. Кипр, аэродром Акротири): 84 аэ вертолетов «Уэссекс-Н11.2С».
- В Белизе: 1417-е звено тактических истребителей «Xappиep-GR.3» и 1563-е звено вертолетов «Пума-НС.1».

Командование английских ВВС в ФРГ (штаб в Рейндален) предназначено для действий на Центрально-Европейском ТВД в составе 2 ОТАК объединенных ВВС НАТО. В нем имеется 11 боевых авиационных эскадрилий, одна - самолетов связи, две - транспортных вертолетов и четыре - ЗУР «Рапира», а именно:
- 3 и 4 аэ тактических истребителей «XappHep-GR.3» (авиабаза Гютерсло);
- 14, 17 и 31 аэ тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и «Ягуар-GR.l» (Брюгген);
- 15, 16, 20-я эскадрильи тактических истребителей «Торнадо-GR.l», 2 аэ самолетов «Ягуар-GR.l» в разведывательном варианте (Лаарбрух);
- 19 и 92 аэ истребителей ПВО (Фантом-FGR.2» (Вильденрат);
- 60 аэ самолетов связи «Пемброук» (Вильденрат);
- 18 и 230 аэ вертолетов «Чинук-НС. 1» и «Пума-НС. 1» (Гютерсло);
- 16, 26, 37 и 63-я эскадрильи ЗУР «Рапира» (Вильденрат, Лаарбрух, Брюгген и Гютерсло соответственно).
Командование тыла отвечает за материально-техническое обеспечение (МТО) частей и подразделений ВВС страны, организацию связи, подготовку летного и технического состава, ремонт и поддержание систем вооружения в боеготовом состоянии. В командование входят: главный центр управления МТО, специализированные части и периферийные органы МТО; штаб связи, учебные заведения и центры по подготовке личного состава для военной авиации страны.

Главный центр управления МТО (расположен в Хендон) является центральным органом, координирующим снабжение авиационных частей и подразделений средствами МТО. Он оборудован автоматизированной системой учета предметов снабжения, объединяющей до 600 устройств ввода данных, которые размещены в двух специализированных частях МТО и в периферийных органах - примерно на 100 авиационных станциях (базах) и пунктах снабжения.

Специализированные части МТО (Карлайл и Стаффорд) состоят из подразделений учета средств МТО и имущества, сбора заявок потребителей, технического обслуживания и ремонта, складирования и выдачи запасных частей и имущества. Кроме того, к ним относятся крыло снабжения передовых аэродромов и автотранспортная эскадрилья, предназначенная для перевозки средств МТО.

Ремонтные части (Сант-Атан, Кембл и Абингтон) выполняют ремонт самолетов и обеспечивают их складирование, а 431-я (Брюгген) отвечает за техническое обслуживание боевых самолетов командования английских ВВС в ФРГ.

Учебные заведения и центры. Подготовка летного и технического состава для ВВС Великобритании осуществляется в шести летных школах (1, 2, 4, 6, 7-я и центральная) и трех технических (1, 2 и 4-я), в авиационном и штабном колледжах, двух учебных центрах боевого применения (1-й и 2-й), учебном центре «полка наземной обороны», центральной школе управления воздушным движением, а также в 16 университетских эскадрильях и кадетском корпусе.

Летная школа № 1 (Линтон) осуществляет начальную летную подготовку лиц, вступивших в ВВС без предварительного обучения в университетских эскадрильях. На ее вооружении состоят самолеты «Джет Провост-Т.З и -Т.5». Курс обучения в ней длится 36 недель. Средний налет на каждого курсанта 60 ч.

Летная школа № 2 (Шоубери) готовит летный состав для вертолетных час­тей и подразделений. Она оснащена вертолетами «Газель-НТ.З» и «Уэссекс-НС.2». Срок обучения 20 недель, налет 90 ч. После ее окончания слушатели направляются в 240-ю учебно-боевую эскадрилью (вертолеты «Чинук-НС.1» и «Пума-НС.1», авиастанция Одигэм) или в учебное подразделение службы поиска и спасения.

Летная школа № 4 (Валлей) имеет в своем распоряжении три эскадрильи самолетов «Хок-T.l». На них летный состав обучается полетам на больших скоростях и малых высотах в ходе прохождения курса основной подготовки.

Летная школа № 6 (Финнингли) оснащена самолетами «Домини-T.l», «Джет Провост-Т.5» и «Джетстрим-T.l». Кроме летчиков, в ней обучаются штурманы, бортмеханики и другие члены экипажей многоместных самолетов.

Летная школа № 7 (Черч-Фентоц) готовит дополнительный контингент летчиков по программам начального обучения. В ней имеются две эскадрильи самолетов «Джет Провост-Т.З и -Т.5».

Центральная летная школа (Крануэлл) осуществляет подготовку инструкторов. Ее подразделения оснащены учебными самолетами «Буллдог-T.l», «Джет Провост-Т.З и -Т.5» (Скэмптон), «Хок-T.l» (Валлей) и вертолетами «Газель-НТ.З» (Шоубери). В ее состав входит также демонстрационная эскадрилья высшего пилотажа «Ред эрроу», оснащенная самолетами «Хок-T.l» (Скэмптон).

Технические школы № 1 (Халтон), № 2 (Косфорд) и № 4 (Сент-Атан) гото­вят младший технический персонал (техники, механики, слесари и т. д.) по различным авиационным специальностям. К ним относятся и имеющаяся в составе командования так называемая радио-школа, в которой личный состав учится обслуживать и ремонтировать авиационную (наземную и бортовую) радиоэлектронную аппаратуру.

Авиационный колледж (Крануэлл, самолеты «Джет Провост-Т.5») занимается начальной летной подготовкой слушателей, которые ранее приобрели навыки полетов в кадетском корпусе и университетских эскадрильях. Курс обучения длится 28 недель, средний налет на курсанта 75 ч. После этого летчики направляются в учебные заведения (центры) ВВС для прохождения курсов основной и повышенной подготовки.

Штабной колледж является основным высшим военно-учебным заведением по подготовке командных кадров ВВС (до уровня командира эскадрильи и ему равных). Учебные центры боевого применения (1-й в Броуди, 2-й в Чайвинор) предназначены для обучения летных экипажей практическому бомбометанию, воздушным стрельбам и другим видам боевого применения самолетов и вертолетов на заключительном этапе их подготовки перед направлением в строевые части. Центры вооружены учебно-боевыми самолетами «Хок» различных модификаций. В случае необходимости, то есть в угрожаемый период или в ходе боевых действий, на базе этих центров планируется развернуть четыре боевые эскадрильи, а именно: из самолетного парка, инструкторов и наиболее подготовленных слушателей 1-го учебного центра - 79-ю и 243-ю, а 2-го учебного центра - 63-ю и 151-ю. Эти четыре так называемые «теневые эскадрильи» предназначены для решения следующих основных боевых задач: оборона объектов от налетов воздушного противника на малых высотах, ведение воздушной разведки и борьба с надводными целями в прилегающих к Британским о-вам морских акваториях.

Учебный центр «полка наземной обороны» занимается подготовкой личного состава для подразделений обороны аэродромов, расчетов зенитных ракетных комплексов «Рапира» и военной полиции, обеспечивающей наведение порядка на авиационных базах и других объектах ВВС.

Центральная школа управления воздушным движением (Шоубери) готовит авиационных диспетчеров и других специалистов службы УВД. В ней они изучают теоретически и получают определенные практические навыки по организации, способам и методике управления воздушным движением в районе аэродромов, на трассах и в определенных воздушных районах. Для отработки таких задач, кроме комплекса необходимого наземного оборудования, в школе имеются самолеты «Джет Провост-4». Кроме того, для предварительной подготовки кандидатов в ВВС используются 16 учебных эскадрилий, созданных при основных высших учебных заведениях страны, - так называемые университетские эскадрильи. Все они оснащены учебно-тренировочными самолетами «Буллдог-T.l» и дислоцируются на авиабазах, аэродромах, аэропортах и посадочных площадках, расположенных в непосредственной близости от высших учебных заведений, в частности Лыочарс, Косфорд, Филтон, Тивершам, Тернхауз, Ньютон, Абботиш, Вудвейл, Абингдон, Лиминг, Финнингли и т. д. Для привлечения молодежи в ВВС широко используется упомянутый выше авиационный кадетский корпус . Он представляет собой разветвленную по всей стране организацию ВВС (штаб ее находится в Ньютон), в которой насчитывается 13 отдельных авиационных подразделений (звеньев и отрядов), оснащенных самолетами «Чипмунк-Т.10» и «Буллдог-T.l», до 30 планерных школ и других организаций.

Всего , как свидетельствует зарубежная печать, в составе ВВС Великобритании насчитывается около 100 эскадрилий, в том числе: 16 истребительно-бомбардиро-вочных, 9 истребительных (ПВО), 7 разведывательных (включая 4 эскадрильи базовых патрульных самолетов), 7 транспортных, 3 заправочные, 14 учебно-боевых, 7 вертолетных и 11 зенитных ракетных. На их вооружении находятся почти 1300 самолетов и вертолетов различного назначения (включая резервные машины) и 136 пусковых установок зенитных управляемых ракет (из них 64 ПУ ЗУР «Бладхаунд-2» и 72 ПУ ЗУР «Рапира»).

Рассматривая самолетный парк английских ВВС, западная пресса отмечает, что добрую его половину составляют боевые самолеты (свыше 600 единиц), в том числе около 200 новейших тактических истребителей «Торнадо-GR.l» и истребителей ПВО «Торнадо-F.2А», более 120 многоцелевых тактических истребителей «Фантом», почти 120 истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», 53 тактических истребителя «Харриер» с вертикальным или укороченным взлетом и посадкой. Численность личного состава ВВС страны превышает 93 тыс. человек.

Развитие ВВС . Как отмечает зарубежная печать, военное руководство Великобритании осуществляет ряд мероприятий, направленных на дальнейшее наращи­вание боевой мощи и повышение боеготовности военно-воздушных сил. Основное внимание уделяется совершенствованию самолетного парка и принятию на вооружение более эффективных систем оружия. С этой целью вместо устаревших истребителей-бомбардировщиков «Ягуар» продолжают поступать новые боевые самолеты «Торнадо-GR.l» (всего для ВВС заказано 220 таких машин), которые предназначены главным образом для нанесения ударов по объектам, находящимся в глубине обороны противника, а также для решения задач по изоляции районов боевых дейст­вий. Оборудование и вооружение истребителей-бомбардировщиков «Торнадо-GR.l» позволяют им действовать на малых и предельно малых высотах в условиях ограниченной видимости. Самолеты оснащены станциями постановки активных и пассивных помех радиотехническим средствам системы ПВО противника. Они могут нести как управляемое, так и неуправляемое оружие класса «воздух - земля», в том числе УР «Мейверик», бомбовые кассеты BL.755 и т. д. Для защиты от истребителей противника на самолет подвешиваются две УР AIM-9L «Сайдвиндер» и могут быть использованы бортовые 27-мм пушки «Маузер».

Самолеты «Торнадо-GR.l» предусматривается использовать также для нанесения ударов по надводным кораблям. Для этого их намечается оснастить противоко­рабельными ракетами «Си Игл».

Для ПВО к концу 80-х годов планируется построить 165 истребителей-перехватчиков «Торнадо» и заменить ими истребители «Фантом» и «Лайтнинг». Кроме того, часть упомянутых выше самолетов «Торнадо-GR.l» предполагается оснастить разведывательным оборудованием, чтобы их можно было использовать также в ударном варианте, и перевооружить ими две эскадрильи (сейчас в них самолеты-разведчики «Ягуар-CR.l).

В то же время большую часть снимаемых с вооружения самолетов «Ягуар» и «Буканир» командование ВВС Великобритании намечает сохранить в строю до середины 90-х годов. С этой целью планируется модернизировать около 100 самолетов «Ягуар» и 50 «Буканир». Последние будут переоборудоваться в носители противокорабельных ракет «Си Игл».

Полковник В. Артемьев

RAF Lossiemouth Сформирована 6 сентября 2010 г. 9 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 11 Sqn Typhoon FGR4 RAF Coningsby 12 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 15 (R) Sqn Торнадо GR4 RAF Lossiemouth Учебно-боевая, Резерв 17 (R) Sqn F-35B Edwards AFB, USA Учебно-боевая, Резерв 29 (R) Sqn Typhoon FGR4 RAF Coningsby Учебно-боевая, Резерв 31 Sqn Торнадо GR4 RAF Marham Бомбардировочная эскадрилья 41 Sqn смешанная RAF Coningsby 100 Sqn Хок T1/T1A RAF Leeming Тактическая подготовка 617 Sqn RAF Lossiemouth ожидает F-35B

2 авиагруппа

Номер эскадрильи Вооружение Место базирования Примечание
5 (AC) Sqn Сентинел R1/ASTOR RAF Waddington Армейская поддержка

Специальная разведывательная

7 Sqn Чинук HC2/3 RAF Odiham
8 Sqn E-3D Сентри AEW1 RAF Waddington ДРЛОиУ
10 Sqn Airbus Voyager RAF Brize Norton Дозаправка в воздухе

Стратегический авиатранспорт

13 Sqn MQ-9 Рипер RAF Waddington БПЛА
14 Sqn Beechcraft Shadow R1 RAF Waddington Специальная разведывательная
18 Sqn Чинук HC2 RAF Odiham Объединённое вертолётное командование
24 Sqn Геркулес C.4/C.5 RAF Brize Norton
27 Sqn Чинук HC2 RAF Odiham Объединённое вертолётное командование
28 Sqn Мерлин HC3 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
30 Sqn Геркулес C.4/C.5 RAF Brize Norton
32 (TR) Sqn смешанная RAF Northolt Королевская
33 Sqn Пума HC1 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
39 Sqn MQ-9 Рипер RAF Waddington БПЛА
47 Sqn Геркулес C.1/C.3 RAF Brize Norton Поддерка спецназом

Ожидает А400М Атлас

51 Sqn Boeing RC-135W RAF Waddington Специальная разведывательная
54 Sqn Boeing E-3 Sentry RAF Waddington Учебно-боевая, Резерв
70 Sqn A400M Атлас RAF Brize Norton
78 Sqn Мерлин HC3 RAF Benson Объединённое вертолётное командование
84 Sqn Гриффин HT1 RAF Akrotiri Спасательная
99 Sqn C-17A Глоубмастер III RAF Brize Norton Стратегический авиатранспорт
101 Sqn Airbus Voyager RAF Brize Norton Дозаправка в воздухе

Стратегический авиатранспорт

206 Sqn смешанная RAF Boscombe Down

RAF Brize Norton

Тактико-исспитательная, Резерв
230 Sqn Пума HC1 RAF Aldergrove Объединённое вертолётное командование

22 авиагруппа

Номер эскадрильи Вооружение Место базирования Примечания
4 Sqn Хок T2 RAF Valley резерв
45 (R) Sqn Кинг Эйр B200 RAF Cranwell Резерв
55 (R) Sqn Домини T1 RAF Cranwell
60 (R) Sqn Squirrel HT1 RAF Shawbury Резерв
72 (R) Sqn Тукано T1 RAF Linton-on-Ouse Резерв
207 (R) Sqn Тукано T1 RAF Linton-on-Ouse Резерв
208 (R) Sqn Хок T1/T1A RAF Valley Резерв

Техника и вооружение

Данные о технике и вооружении королевских ВВС Великобритании частично взяты со страницы журнала Aviation Week & Space Technology .

Тип Производство Назначение Количество Примечания Изображение
Боевые самолёты
Lockheed Martin F-35B Lightning II США США истребитель-бомбардировщик 3 Проходит тестирование.
Eurofighter Typhoon Европейский союз Европейский союз многоцелевой истребитель 138 Заказано 232

Panavia Tornado GR4/GR4A Европейский союз Европейский союз истребитель-бомбардировщик/разведчик 76

БПЛА
MQ-9 Reaper США США БПЛА 10
Транспортные самолёты
Boeing C-17A Globemaster США США транспортный самолёт 8
Airbus A400M Европейский союз Европейский союз транспортный самолет 11 Заказано 22
Lockheed Martin C-130J США США транспортный самолёт 10
Beechcraft King Air США США административный самолёт 7
Britten-Norman Islander (BN-2A) Великобритания Великобритания транспортный самолет 3
BAE Systems 146 CC2/С3 Великобритания Великобритания пассажирский самолёт 4
Специальные самолёты
Boeing E-3D США США самолёт ДРЛО 6
Raytheon Sentinel Канада Канада

США США

разведывательный самолёт 5
Shadow R1 США США разведывательный самолёт 6
Airbus A330 MRTT Европейский союз Европейский союз самолет-заправщик 12
Boeing RC-135W Rivet Joint США США самолет электронной разведки 2
Учебные самолёты
British Aerospace Hawk T.Mk 1 Великобритания Великобритания учебный / лёгкий штурмовик 99
Grob G-115E Tutor Германия Германия учебно-тренировочный 99
Shorts EMB-312 Великобритания Великобритания учебно-тренировочный 67 бразильский самолёт Embraer EMB 312 Tucano
по лицензии производился в Великобритании

Slingsby Aviation T.67M260 Великобритания Великобритания учебно-тренировочный 36
Вертолёты
AgustaWestland Merlin HC3 Италия Италия Великобритания Великобритания транспортный 22
Bell Helicopter Textron 412 США США

США США

14 транспортный
Boeing Helicopter Chinook HC2 США США

США США

транспортный

транспортный

32
Eurocopter AS350B2 Франция Франция Германия Германия 28
Eurocopter AS355F1 Франция Франция Германия Германия 2
Westland Puma HC1 Великобритания Великобритания транспортный вертолёт 36 французский вертолёт Sud-Aviacion SA.330 Puma

Westland Sea King HAR3 Великобритания Великобритания поисково-спасательный 25 американский вертолёт Sikorsky S-61 Sea King
по лицензии производился в Великобритании

Вооружение

  • воздух-воздух AIM-120B/C, AIM-9, ASRAAM, Skyflash
  • воздух-земля ALARM,Brimstone, Storm Shadow
  • воздух-корабль торпеда Stingray
  • бомбы Paveway II/III/IV, для поиска и подсвета используются подвесные контейнеры

Опознавательные знаки

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Где использовался
стандартные опознавательные знаки
вариант уменьшенной видимости

Эволюция опознавательных знаков ВВС Великобритании

Опознавательный знак Знак на фюзеляж Знак на киль Когда использовался Порядок нанесения

Знаки различия

Генералы и офицеры

Категории Генералы Старшие офицеры Младшие офицеры
Английское звание Marshal of the Royal Air Force Air Chief Marshal Air Marshal Air Vice-Marshal Air Commodore Group Captain Wing Commander Squadron Leader Flight Lieutenant Flying Officer Pilot Officer
Российское
соответствие
Генерал армии Генерал-полковник Генерал-лейтенант Генерал-майор Нет Полковник Подполковник Майор Капитан Старший лейтенант Лейтенант

Подофицеры и солдаты

Категории Подофицеры Сержанты Солдаты
Лётный состав нет
Английское звание Master Aircrew Flight Sergeant Aircrew Sergeant Aircrew Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Leading Aircraftman Aircraftman
Техники нет
Английское звание Warrant Officer Chief Technician Sergeant Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Technician Leading Aircraftman Aircraftman
Общее нет
Английское звание Warrant Officer Flight Sergeant Sergeant Corporal Lance Corporal Senior Aircraftman Leading Aircraftman Aircraftman
Российское
соответствие
Старший прапорщик Старший сержант Сержант Младший сержант Ефрейтор Нет Нет Рядовой ¹

¹ Во многих случаях, воинское звание в Британских ВВС будет ниже соответствующего звания в Армии, ВМФ или Морской пехоте. Например: званию ефрейтора ВВС соответствует звание матроса ВМФ или рядового в Сухопутных войсках .

Галерея

    RAF Flight Sgt.jpg

Напишите отзыв о статье "Королевские военно-воздушные силы Великобритании"

Примечания

Ссылки

  • (англ.)
  • (англ.)

См. также

Отрывок, характеризующий Королевские военно-воздушные силы Великобритании

Оставшись наедине с фельдмаршалом, государь высказал ему свое неудовольствие за медленность преследования, за ошибки в Красном и на Березине и сообщил свои соображения о будущем походе за границу. Кутузов не делал ни возражений, ни замечаний. То самое покорное и бессмысленное выражение, с которым он, семь лет тому назад, выслушивал приказания государя на Аустерлицком поле, установилось теперь на его лице.
Когда Кутузов вышел из кабинета и своей тяжелой, ныряющей походкой, опустив голову, пошел по зале, чей то голос остановил его.
– Ваша светлость, – сказал кто то.
Кутузов поднял голову и долго смотрел в глаза графу Толстому, который, с какой то маленькою вещицей на серебряном блюде, стоял перед ним. Кутузов, казалось, не понимал, чего от него хотели.
Вдруг он как будто вспомнил: чуть заметная улыбка мелькнула на его пухлом лице, и он, низко, почтительно наклонившись, взял предмет, лежавший на блюде. Это был Георгий 1 й степени.

На другой день были у фельдмаршала обед и бал, которые государь удостоил своим присутствием. Кутузову пожалован Георгий 1 й степени; государь оказывал ему высочайшие почести; но неудовольствие государя против фельдмаршала было известно каждому. Соблюдалось приличие, и государь показывал первый пример этого; но все знали, что старик виноват и никуда не годится. Когда на бале Кутузов, по старой екатерининской привычке, при входе государя в бальную залу велел к ногам его повергнуть взятые знамена, государь неприятно поморщился и проговорил слова, в которых некоторые слышали: «старый комедиант».
Неудовольствие государя против Кутузова усилилось в Вильне в особенности потому, что Кутузов, очевидно, не хотел или не мог понимать значение предстоящей кампании.
Когда на другой день утром государь сказал собравшимся у него офицерам: «Вы спасли не одну Россию; вы спасли Европу», – все уже тогда поняли, что война не кончена.
Один Кутузов не хотел понимать этого и открыто говорил свое мнение о том, что новая война не может улучшить положение и увеличить славу России, а только может ухудшить ее положение и уменьшить ту высшую степень славы, на которой, по его мнению, теперь стояла Россия. Он старался доказать государю невозможность набрания новых войск; говорил о тяжелом положении населений, о возможности неудач и т. п.
При таком настроении фельдмаршал, естественно, представлялся только помехой и тормозом предстоящей войны.
Для избежания столкновений со стариком сам собою нашелся выход, состоящий в том, чтобы, как в Аустерлице и как в начале кампании при Барклае, вынуть из под главнокомандующего, не тревожа его, не объявляя ему о том, ту почву власти, на которой он стоял, и перенести ее к самому государю.
С этою целью понемногу переформировался штаб, и вся существенная сила штаба Кутузова была уничтожена и перенесена к государю. Толь, Коновницын, Ермолов – получили другие назначения. Все громко говорили, что фельдмаршал стал очень слаб и расстроен здоровьем.
Ему надо было быть слабым здоровьем, для того чтобы передать свое место тому, кто заступал его. И действительно, здоровье его было слабо.
Как естественно, и просто, и постепенно явился Кутузов из Турции в казенную палату Петербурга собирать ополчение и потом в армию, именно тогда, когда он был необходим, точно так же естественно, постепенно и просто теперь, когда роль Кутузова была сыграна, на место его явился новый, требовавшийся деятель.
Война 1812 го года, кроме своего дорогого русскому сердцу народного значения, должна была иметь другое – европейское.
За движением народов с запада на восток должно было последовать движение народов с востока на запад, и для этой новой войны нужен был новый деятель, имеющий другие, чем Кутузов, свойства, взгляды, движимый другими побуждениями.
Александр Первый для движения народов с востока на запад и для восстановления границ народов был так же необходим, как необходим был Кутузов для спасения и славы России.
Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер.

Пьер, как это большею частью бывает, почувствовал всю тяжесть физических лишений и напряжений, испытанных в плену, только тогда, когда эти напряжения и лишения кончились. После своего освобождения из плена он приехал в Орел и на третий день своего приезда, в то время как он собрался в Киев, заболел и пролежал больным в Орле три месяца; с ним сделалась, как говорили доктора, желчная горячка. Несмотря на то, что доктора лечили его, пускали кровь и давали пить лекарства, он все таки выздоровел.
Все, что было с Пьером со времени освобождения и до болезни, не оставило в нем почти никакого впечатления. Он помнил только серую, мрачную, то дождливую, то снежную погоду, внутреннюю физическую тоску, боль в ногах, в боку; помнил общее впечатление несчастий, страданий людей; помнил тревожившее его любопытство офицеров, генералов, расспрашивавших его, свои хлопоты о том, чтобы найти экипаж и лошадей, и, главное, помнил свою неспособность мысли и чувства в то время. В день своего освобождения он видел труп Пети Ростова. В тот же день он узнал, что князь Андрей был жив более месяца после Бородинского сражения и только недавно умер в Ярославле, в доме Ростовых. И в тот же день Денисов, сообщивший эту новость Пьеру, между разговором упомянул о смерти Элен, предполагая, что Пьеру это уже давно известно. Все это Пьеру казалось тогда только странно. Он чувствовал, что не может понять значения всех этих известий. Он тогда торопился только поскорее, поскорее уехать из этих мест, где люди убивали друг друга, в какое нибудь тихое убежище и там опомниться, отдохнуть и обдумать все то странное и новое, что он узнал за это время. Но как только он приехал в Орел, он заболел. Проснувшись от своей болезни, Пьер увидал вокруг себя своих двух людей, приехавших из Москвы, – Терентия и Ваську, и старшую княжну, которая, живя в Ельце, в имении Пьера, и узнав о его освобождении и болезни, приехала к нему, чтобы ходить за ним.
Во время своего выздоровления Пьер только понемногу отвыкал от сделавшихся привычными ему впечатлений последних месяцев и привыкал к тому, что его никто никуда не погонит завтра, что теплую постель его никто не отнимет и что у него наверное будет обед, и чай, и ужин. Но во сне он еще долго видел себя все в тех же условиях плена. Так же понемногу Пьер понимал те новости, которые он узнал после своего выхода из плена: смерть князя Андрея, смерть жены, уничтожение французов.
Радостное чувство свободы – той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале, при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления. Он удивлялся тому, что эта внутренняя свобода, независимая от внешних обстоятельств, теперь как будто с излишком, с роскошью обставлялась и внешней свободой. Он был один в чужом городе, без знакомых. Никто от него ничего не требовал; никуда его не посылали. Все, что ему хотелось, было у него; вечно мучившей его прежде мысли о жене больше не было, так как и ее уже не было.
– Ах, как хорошо! Как славно! – говорил он себе, когда ему подвигали чисто накрытый стол с душистым бульоном, или когда он на ночь ложился на мягкую чистую постель, или когда ему вспоминалось, что жены и французов нет больше. – Ах, как хорошо, как славно! – И по старой привычке он делал себе вопрос: ну, а потом что? что я буду делать? И тотчас же он отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!
То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что ее нет и не может быть. И это то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру, – не веру в какие нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого бога. Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было только искание бога; и вдруг он узнал в своем плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что бог вот он, тут, везде. Он в плену узнал, что бог в Каратаеве более велик, бесконечен и непостижим, чем в признаваемом масонами Архитектоне вселенной. Он испытывал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Он не умел видеть прежде великого, непостижимого и бесконечного ни в чем. Он только чувствовал, что оно должно быть где то, и искал его. Во всем близком, понятном он видел одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное. Он вооружался умственной зрительной трубой и смотрел в даль, туда, где это мелкое, житейское, скрываясь в тумане дали, казалось ему великим и бесконечным оттого только, что оно было неясно видимо. Таким ему представлялась европейская жизнь, политика, масонство, философия, филантропия. Но и тогда, в те минуты, которые он считал своей слабостью, ум его проникал и в эту даль, и там он видел то же мелкое, житейское, бессмысленное. Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив. Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос – зачем? в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека.

Пьер почти не изменился в своих внешних приемах. На вид он был точно таким же, каким он был прежде. Так же, как и прежде, он был рассеян и казался занятым не тем, что было перед глазами, а чем то своим, особенным. Разница между прежним и теперешним его состоянием состояла в том, что прежде, когда он забывал то, что было перед ним, то, что ему говорили, он, страдальчески сморщивши лоб, как будто пытался и не мог разглядеть чего то, далеко отстоящего от него. Теперь он так же забывал то, что ему говорили, и то, что было перед ним; но теперь с чуть заметной, как будто насмешливой, улыбкой он всматривался в то самое, что было перед ним, вслушивался в то, что ему говорили, хотя очевидно видел и слышал что то совсем другое. Прежде он казался хотя и добрым человеком, но несчастным; и потому невольно люди отдалялись от него. Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии.
Прежде он много говорил, горячился, когда говорил, и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны.
Княжна, никогда не любившая Пьера и питавшая к нему особенно враждебное чувство с тех пор, как после смерти старого графа она чувствовала себя обязанной Пьеру, к досаде и удивлению своему, после короткого пребывания в Орле, куда она приехала с намерением доказать Пьеру, что, несмотря на его неблагодарность, она считает своим долгом ходить за ним, княжна скоро почувствовала, что она его любит. Пьер ничем не заискивал расположения княжны. Он только с любопытством рассматривал ее. Прежде княжна чувствовала, что в его взгляде на нее были равнодушие и насмешка, и она, как и перед другими людьми, сжималась перед ним и выставляла только свою боевую сторону жизни; теперь, напротив, она чувствовала, что он как будто докапывался до самых задушевных сторон ее жизни; и она сначала с недоверием, а потом с благодарностью выказывала ему затаенные добрые стороны своего характера.
Самый хитрый человек не мог бы искуснее вкрасться в доверие княжны, вызывая ее воспоминания лучшего времени молодости и выказывая к ним сочувствие. А между тем вся хитрость Пьера состояла только в том, что он искал своего удовольствия, вызывая в озлобленной, cyхой и по своему гордой княжне человеческие чувства.
– Да, он очень, очень добрый человек, когда находится под влиянием не дурных людей, а таких людей, как я, – говорила себе княжна.
Перемена, происшедшая в Пьере, была замечена по своему и его слугами – Терентием и Васькой. Они находили, что он много попростел. Терентий часто, раздев барина, с сапогами и платьем в руке, пожелав покойной ночи, медлил уходить, ожидая, не вступит ли барин в разговор. И большею частью Пьер останавливал Терентия, замечая, что ему хочется поговорить.
– Ну, так скажи мне… да как же вы доставали себе еду? – спрашивал он. И Терентий начинал рассказ о московском разорении, о покойном графе и долго стоял с платьем, рассказывая, а иногда слушая рассказы Пьера, и, с приятным сознанием близости к себе барина и дружелюбия к нему, уходил в переднюю.
Доктор, лечивший Пьера и навещавший его каждый день, несмотря на то, что, по обязанности докторов, считал своим долгом иметь вид человека, каждая минута которого драгоценна для страждущего человечества, засиживался часами у Пьера, рассказывая свои любимые истории и наблюдения над нравами больных вообще и в особенности дам.