Зеленый мост. Зелёный (Народный, Полицейский) мост


Описание старой фотографии: В 1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).
В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году.
Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.
Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.В 1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.
В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:
…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.
В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари. Реализовывали проект инженеры В. А. Берс, А. Л. Станов, А. П. Пшеницкий.
Особенности проекта и моста
Это первый чугунный мост в Санкт-Петербурге.
На мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков
Проект моста стал первым в мире типовым проектом металлического моста.
В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.
В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.
В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей

Зелё́ный (Полицейский) мост - соединяет между собой Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку в Центральном районе а.

Расположение

Ближайшая станция метрополитена (400 м) - «Гостиный двор», выход на Канал Грибоедова.

Название

| class="standard" align=left |+ История названий моста ! Год! Название |- | С 1730-х | Зелёный мост |- | С 1768 | Полицейский мост |- | C 1918 | Народный мост |- | C 13 января 1998 | Зелёный мост |}

  • В 1730-е он был покрашен в зелёный цвет, поэтому его называли Зелёным .
  • В 1768 появилось другое название - «Полицейский» , из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин.
  • После Октябрьской революции в противопоставление дореволюционному названию мост был переименован в «Народный» , и носил такое название в период 1918-1998 года.

История

1713 году на левом берегу Невы, проложили «Большую першпективную дорогу» ныне - . В месте пересечения магистрали с Мойкой в 1720 году (возможно в 1717-1718 годах) был построен деревянный подъёмный мост. В процессе эксплуатации в течение XVIII века мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. Во время перестройки 1735 года он был выкрашен в зелёный цвет и получил название «Зелёный».

В 1777 году на этом месте был выстроен трёхпролётный мост балочной системы на каменных опорах с деревянными пролётными строениями.

Чугунный мост

1806-1808 годах архитектор Вильям Гесте построил на месте деревянного моста новый, чугунный (первый чугунный мост в Петербурге). Он перекрыл пролёт пологим сводом, собранным из пустых чугунных блоков (тюбингов). В стенках блоков были проделаны отверстия для соединяющих болтов. Основанием опор являются свайные ростверки. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант).

В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в е в 1796 году.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильные ограды моста были литыми, дополнительно были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов, что придает самому мосту лёгкий, невесомый облик.

Проект моста был настолько удачен, что был утверждён как типовой проект для мостов через Мойку.

Усовершенствования и реставрации

1842 году Полицейский мост расширили, чтобы вместить оживлённое движение Невского проспекта. Для этого тротуары были вынесены на металлические консоли. Литые решётки были заменены на глухие гранитные парапеты, вместо гранитных обелисков на въездах установлены чугунные фонарные столбы, изготовленные по проекту инженера А. Д. Готмана.

В 1844 году на нём была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков, как писала газета Северная пчела:

…потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.

В 1904-1907 годах на Невском проспекте прокладывали трамвайную линию. Для этого инженерами В. А. Берса, А. Л. Становым, А. П. Пшеницким) и архитектором Л. А. Ильиным был создан проект увеличения ширины моста. С обеих сторон было добавлено по пять рядов коробчатых арок, для этого было произведено расширение опор. Фасадные листы были оформлены золочёными деталями с орнаментами. Чугунные фонарные столбы работы инженера А. Д. Готмана были заменены железными канделябрами с позолотой, на которых подвешены шестигранные стеклянные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом. Проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом.

В 1951 году при ремонте моста были восстановлены утраченные ранее шестигранные фонари.

В 1961 и 1967 годах была произведена реставрация мостовых канделябров и фонарей.

Достопримечательности

Архитектурное убранство моста.
  • Через мост проходит - главная магистраль а. Углы Невского и набережной Мойки составляют:
    • Мойка, 57/Невский, 18 - дом купца Котомина (архитектор В. П. Стасов). В 1800-1840-е годы здесь помещалась кондитерская Вольфа и Беранже, в которую перед самой дуэлью заезжал А. С. Пушкин.
    • Мойка 59/Невский, дом № 17. Напротив дома Котомина, через Невский проспект находился (кинотеатр «Баррикада») - памятник архитектуры федерального значения, примечательный ещё и тем, что расположенный в нём в советское время кинотеатр не прекращал работу в годы блокады. Осенью 2006 года было объявлено, что здание подлежит реконструкции. Оно было отгорожено забором и полностью закрыто щитами. В июне 2007 года стало известно, что памятник практически уничтожен: полностью разрушен корпус XVIII века (одна из старейших построек на Невском) и уникальные интерьеры, прорублен сквозной проезд с Мойки на Большую Морскую.
    • Мойка, 46/Невский, 17 - (архитектор Ф.-Б. Растрелли).
  • Недалеко от моста расположены дворец Разумовского (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена) (архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот) (Мойка, 48), здание Главного штаба, а также Доходный дом и зал собраний М. Ф. Руадзе.

Литература

Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин. Мосты повисли над водами... - Ленинград: Аврора, 1975.

Зеленый мост располоден по оси Невского проспекта и соединяет Казанский и 2-й Адмиралтейский острова через реку Мойку. Это однопролетное металлическое сооружение арочной конструкции длиной 30 метров и шириной в осях перил - 38,6 метра. Рисунок литых чугунных перил повторяет узор ограждения реки Мойки.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

История моста

Первый деревянный подъемный мост через Мойку на Невской першпективе (ныне Невский проспект) был сооружен в 1716-1717 годах. До 1726 года по мосту проходила граница новой столицы.

В 1735 году переправу отремонтировали, покрасили в зеленый цвет и официально присвоили название Зеленый мост. В 1768 году его переименовали в Полицейский — по Главной полицмейстерской канцелярии, расположенной неподалеку, на набережной Мойки, и дому генерал-полицмейстера Чичерина на Невском проспекте. В октябре 1918 году мост получил новое имя в духе времени — Народный, а 13 января 1998 года ему возвратили историческое название — Зеленый мост.

Деревянный мост отремонтировали в 1752 году, а в 1777 году его перестроили в трехпролетный, балочной системы, с деревянными пролетными строениями на каменных опорах.

Чугунный однопролетный мост через реку Мойку вдоль Невского проспекта был сооружен в 1808 году. По конструкции он представлял собой пологую арку, собранную из чугунных секций-тюбингов, соединенных болтами. Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н.Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16. Тротуары выложили гранитными плитами, проезжую часть отделили металлическими прутьями на гранитных тумбах. На въездах моста поставили гранитные обелиски, увенчанные позолоченными шарами.

Проект разработал В.И. Гесте, русский инженер и архитектор шотландского происхождения, который применил идею британского инженера Роберта Фултона, не реализованную на родине изобретателя. Проект Полицейского моста был признан настолько удачным, что решено было соорудить серию подобных переправ через Мойку. В первой четверти XIX века по этому типовому проекту был построен целый ряд чугунных переправ через реку Мойку (Красный мост, Поцелуев мост и др.), но первым был Полицейский мост.

В 1842 году, в связи с возросшим движением транспорта по Невскому проспекту, мост был расширен за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски заменены чугунными фонарными столбами. Проект был разработан инженером А.Д. Готтаном.

В 1904-1907 годах, в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост перестроили и расширили по проекту инженеров В.А. Берса, А.Л. Станового и А.П. Пшеницкого и архитектора Л.А. Ильина. Расширили опоры, с каждой стороны пролетного строения добавили по пять рядов коробчатых арок. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов установили позолоченные железные канделябры, на которых подвесили шестигранные фонари.

В 1938 году свод моста под трамвайными путями изолировали рубероидом для предохранения от коррозии. В 1951 году по проекту архитектора А.Л. Ротача были отреставрированы торшеры с фонарями, а в 1967 году восстановлена позолота архитектурных деталей моста.

Дополнительная информация

До 2020 года планируется провести капитальный ремонт Зеленого моста, это будет первая масштабная реконструкция переправы с начала XX века.

Существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах . Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год . С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год . Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный. Подобные "цветные" названия получили тогда и другие мосты через Мойку: Синий и Красный .

В следующий раз Зелёный мост перестраивали в 1752 году, затем в 1777. Тогда он стал состоять из трёх деревянных пролётов балочной системы на каменных опорах и получил другое название - Полицейский, по находящимся рядом домам генерал-полицмейстера Чичерина (Невский пр. 15) и Главной полицмейстерской канцелярии (наб. р. Мойки, 49). Несмотря на это, в частной переписке и в объявлениях петербуржцы по привычке часто называли переправу Зелёным мостом.

К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.

Кессоны клиновидной формы изготавливались на Сестрорецком оружейном заводе под руководством инженера Карла Шпекле и на уральских заводах Н. Н. Демидова. Их размер был стандартным: 2,8 х 1,53 х 0,38 м, толщина - 2,5 см. Швы между ними заполнялись замазкой, состоящей из серы, нашатыря и чугунных опилок в пропорции 1:1:16.

Такая конструкция переправы сохранилась до настоящего времени, изменился лишь внешний облик. Тротуары нового Полицейского моста были выложены на одном уровне с проезжей частью, отделены от неё гранитным парапетом с металлическими прутьями. Мост украсили литыми перилами и гранитными обелисками с венчающими их золочёными шарами.

Проект переправы оказался настолько удачен, что в 1807 году его утвердили в качестве типового для всех мостов через Мойку. К 1818 году было построено ещё две таких переправы (в 1814 году - Красный мост, в 1816 - Поцелуев). По версии М. С. Бурениной переименование моста в "Полицейский" произошло именно в 1806 году .

Интенсивность движения по Невскому проспекту с каждым годом возрастала. В связи с этим в 1842 году Полицейский мост был расширен по проекту инженера А. Д. Готмана. К нему пристыковали тротуары, приклеплённые к общей конструкции консолями. При этом здесь были установлены глухие гранитные парапеты, а гранитные обелиски заменили более лёгкими чугунными фонарными столбами.

В 1844 году на Полицейском мосту впервые в Санкт-Петербурге было уложено асфальтовое покрытие. Технология тогда отличалась от современной, на проезжую часть укладывали заранее отлитые на заводе асфальтовые блоки. Газета "Северная Пчела" писала:

«Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту» [Цит. по: 3, с. 119].

Реконструкция тротуаров Полицейского моста оказалась неудачной. В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.

В XIX веке по обе стороны от переправы стояли полицейские будки, на всех углах были установлены фонари.

При прокладке на Невском проспекте трамвайных путей снова появилась необходимость в реконструкции Полицейского моста. В 1904-1907 годах здесь увеличили число чугунных коробов мостового перекрытия. Проект этой реконструкции был составлен инженерами В. А. Берсом, А. Л. Становым и А. П. Пшеницким. Внешний облик Полицейского моста был переработан архитектором Л. А. Ильиным. Фасадные арки моста были украшены орнаментом, фонарные столбы заменены позолоченными канделябрами.

9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.

В 1918 году мост получил новое название - "Народный". В 1938 году вся проезжая часть и тротуары были заасфальтированы. В 1930-х годах были утрачены фонари, их воссоздали в 1951 году при реставрации по проекту архитектора А. Л. Ротача. Тогда же по переправе перестали ездить трамваи. Позже, в 1967 году, тот же архитектор воссоздал позолоту декоративных деталей Народного моста.

Историческое название переправе было возвращено в ноябре 1997 года, она снова стала называться Зелёным мостом. Длина сооружения составляет 39,8 метров, а ширина - 38,67 метров.

В 1730-е он был покрашен в зелёный цвет, поэтому его называли Зелёным. В 1768 появилось другое название - «Полицейский», из-за находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь). С 1777 года недалеко от моста жил петербургский генерал-полицмейстер Н. И. Чичерин. После Октябрьской революции в противопоставление дореволюционному названию мост был переименован в «Народный», и носил такое название в период 1918-1998.В 1998г возвращено название "Зелёный"

Когда, как не в жару полюбоваться
Мостами и гранитом берегов?
В иное время с палубы ветрами
Гонимы пассажиры катеров.
С залива, от Невы, весьма заметен
И очень-очень даже ощутим
Промозглый и сырой мешает ветер.
Кататься по каналам лучше в штиль.
Цветных мостов размеры поражают,
И с суши их заметить мудрено.
Так это мост? Невольно удивляет.
В проспект иль даже площадь шириной.
Зелёный мост - ровесник Петербурга*
Был при Петре** границей городской,
А век спустя из дерева в чугунный
Преображён английскою*** рукой.
Всегда был частью Невского проспекта,
С ним вместе укреплялся, возрастал.
Без малого почти по сорок метров****
В длину и в ширину размер набрал.
И снова первым был покрыт асфальтом.
Случайных драм причиною бывал:
Народ невесту царскую встречая*****
Давил при том ограду поломал.
А кто-то даже в Мойке искупался -
Прохладно для купанья в сентябре,
Но, к счастью лишь испуганным остался
Не в тот день пролилась кровь бунтарей.
Спустя почти полвека******, день воскресный -
Печальным был и день тот, и весь год -
Нам это из учебников известно,
С него войска стреляли в свой народ.
Но что о грустном? Место встречи многих
Счастливых пар и преданных друзей.
Кидает тень свою на воды Мойки
Мост или памятник? Почти музей.

Http://lifeglobe.net/x/entry/496/zeleniym3_3.jpg
--------
*Относительно времени постройки первого деревянного разводного моста через Мойку в створе Невского проспекта существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах. Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год. С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год. Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный.
** Имеется в виду ПётрI
***К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.
****Длина моста 39,8 м, ширина - 38,7 м.
*****В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.
******9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.