Что такое государственная аккредитация? О чем говорит степень аккредитации


В подавляющем большинстве стран мира высшие учебные заведения получают право на оказание образовательных услуг путём признания соответствия уровня получаемого в них образования принятым стандартам. Соответствие ВУЗа необходимым требованиям определяет уполномоченный орган контроля за образованием.

Процесс подтверждения качества образования государственному стандарту, проводимый уполномоченными органами называется государственной аккредитацией ВУЗа. В ходе государственной аккредитации признаётся как тип образовательной организации (присваивается статус высшего учебного заведения), так и её вид (академия, институт или университет) в ходе оценки уровня получаемого образования и эффективности применяемых для обучения студентов образовательных программ.

Даётся и оценка уровня знаний выпускников учебного заведения в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Аккредитация ВУЗа выдаётся на 5 лет, в последующем учебное заведение подлежит переаккредитации.

Вследствие того, что, помимо аккредитационной проверки самих образовательных программ, в обязательном порядке оценивается и уровень получаемого с их помощью образования, государственная аккредитация вновь организованных учебных заведений производится после осуществления первого выпуска студентов.

В случае успешной аккредитации, ВУЗу выдаётся свидетельство о государственной аккредитации с приложением, в котором указываются все специальности, аккредитованные в данном учебном заведении. Помимо перечня специальностей, непосредственно в свидетельстве закреплены тип и вид аккредитованного учреждения. Если учебное заведение на момент прохождения государственной аккредитации имеет филиалы в других городах, в каждом из них должна находиться копия аккредитационного свидетельства с приложениями к нему.

Государственная аккредитация отдельных филиалов учебных заведений не проводится.

КАК ПРОХОДИТ ПРОЦЕДУРА АККРЕДИТАЦИИ

Аккредитацию образовательных учреждений проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – Рособрнадзор. Для помощи в прохождении аккредитации ВУЗов организовано также Национальное аккредитационное агенство, занимающееся непосредственно организационными вопросами и подготовкой материалов для проведения аккредитации.

Проверка соответствия ВУЗа требованиям государственного образовательного стандарта проходит в несколько этапов:

1. Подготовительный:

Проведение самообследования – самостоятельная проверка знаний выпускников и профессорского состава;

Подготовка пакета документов, необходимых к подаче в Рособрнадзор для проведения официальной процедуры;

Обращение в Рособрнадзор, подача необходимого пакета документов;

Формирование аккредитационной комиссии;

2. Экспертно-аналитический:

Проведение сформированной комиссией аккредитационной экспертизы образовательного учреждения;

Выдача заключения об аккредитации.

3. Заключительный

Принятие решения об аккредитации

Выдача аккредитационного свидетельства.

При условии успешного прохождения аккредитационной экспертизы и выдачи свидетельства о государственной аккредитации, ВУЗ получает определённый статус – институт, академия, университет.

Университет имеет право на реализацию учебных программ как высшего, так и послевузовского профессионального образования, даёт возможность проходить как подготовку, так переподготовку и повышение квалификации по многим специальностям, вести научные исследования в области фундаментальной науки, имеет право на научную и методическую деятельность в своей области.

Академия отличается от университета более узкой направленностью и отсутствием права вести научные разработки в области фундаментальной науки. Институт занимается узкопрофильным профессиональным образованием в области конкретной науки, где может вести методические разработки и фундаментальные исследования.

ЧТО ДАЁТ АККРЕДИТАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТУ?

Государственная аккредитация не просто определяет вид и статус учебного заведения. ВУЗ, имеющий государственную аккредитацию, это гарантия получения настоящего, качественного высшего образования, это диплом государственного образца, свидетельствующий, что его обладатель действительно владеет необходимыми работодателю знаниями и навыками, это гарантия успешного трудоустройства, это все предусмотренные государством льготы, стипендии и гранты, это учёба и творческий поиск, дающие знания и перспективы.

Неаккредитованные образовательные учреждения не всегда могут дать все необходимые знания, и полученный в таком заведении диплом «установленного образца» представляет собой весьма сомнительный документ, на который потенциальный работодатель всегда будет смотреть косо.

ПОЧЕМУ ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ В АККРЕДИТОВАННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Кроме всего прочего, ВУЗ с государственной аккредитацией гарантирует не только официальный диплом, котирующийся порой и за рубежом, но и возможность последующего обучения – магистратура и аспирантура всегда к услугам выпускника аккредитованного ВУЗа.

Неаккредитованные коммерческие заведения, увы, зачастую предлагают высшее образование на уровне бакалавриата, не всегда соответствующее даже этому уровню.

Следующее преимущество касается мужской половины всех поступающих, а именно право на отсрочку от армии даёт учёба только в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию. Причём на отсрочку можно рассчитывать только при получении специальностей, строго оговорённых в Приложении к свидетельству о государственной аккредитации ВУЗа.

Возможность получать высшее образование за счёт государства, то есть на бюджетной основе, имеется только в ВУЗах с государственной аккредитацией. То же относится и к разнообразным студенческим льготам и выплатам.

Все гарантии государства по ним выполняются только в государственных аккредитованных ВУЗах. В частных учебных заведениях на такую возможность рассчитывать не приходится. Всё обучение производится за счет студента.

В любой коммерческой деятельности имеется риск прогореть, не получить прибыли. К сожалению, в сфере оказания образовательных услуг действует та же жёсткая конкуренция и те же законы рынка, не прощающие ошибок и нерентабельности.

А потому, увы, ни один частный ВУЗ не может гарантировать своим студентам, что он вдруг не закроется в связи с убыточностью предприятия. Судьба учащихся при таком исходе дела весьма плачевна. Никто не вернёт им ни зря заплаченных денег, ни впустую потраченного времени.

Поступая в высшее учебное заведение с государственной аккредитацией, абитуриент страхует себя от многих неприятностей, но гарантировать получение полноценного высшего образования не может ни один университет, если учащийся сам не приложит достаточно усилий к тому, чтобы получить в конце обучения действительно весомый и ценный диплом о получении настоящего, высшего образования.

1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами , за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

3. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится аккредитационным органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными и настоящего Федерального закона, по заявлениям организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Государственная аккредитация образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, проводится по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, при государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность и имеющей расположенные в других субъектах Российской Федерации филиалы, организует проведение государственной аккредитации образовательной деятельности, осуществляемой в таких филиалах, во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы.

7. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам в отношении каждого уровня профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы. Основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и относятся к имеющим государственную аккредитацию укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, являются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию.

8. При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Аккредитационный орган принимает отдельное решение о государственной аккредитации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации и реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в каждом ее филиале.

10. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы представляются в аккредитационный орган непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе направить в аккредитационный орган в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. Формы указанных заявления и прилагаемых к нему документов, а также требования к их заполнению и оформлению утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

11. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности ее проведения и ответственности экспертов за качество ее проведения.

12. Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам (далее - аккредитационная экспертиза). При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не проводится.

13. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям. Эксперты и экспертные организации не могут находиться в гражданско-правовых отношениях (эксперты также в трудовых отношениях) с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы в отношении образовательной деятельности такой организации.

14. Аккредитационный орган осуществляет аккредитацию экспертов и экспертных организаций и ведение на электронных носителях реестра экспертов и экспертных организаций. Указанный реестр размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

15. Квалификационные требования к экспертам, требования к экспертным организациям, порядок привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы, порядок их аккредитации (в том числе порядок ведения реестра экспертов и экспертных организаций) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

16. Оплата услуг экспертов и экспертных организаций и возмещение понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы расходов производятся в порядке и в размерах , которые установлены Правительством Российской Федерации.

17. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, размещается аккредитационным органом на его официальном сайте в сети "Интернет".

18. Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов требованиям, установленным указанным в части 29 настоящей статьи положением.

19. При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

20. Формы свидетельства о государственной аккредитации и приложения к нему, а также технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

21. При прекращении действия лицензии на осуществление образовательной деятельности действие государственной аккредитации прекращается со дня принятия решения о прекращении действия лицензии.

(см. текст в предыдущей редакции)

22. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме разделения или выделения, выдается временное свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованной организацией и которые имели государственную аккредитацию. Срок действия временного свидетельства о государственной аккредитации составляет один год. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и реорганизованной в форме присоединения к ней иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации в форме слияния, свидетельство о государственной аккредитации по образовательным программам, реализация которых осуществлялась реорганизованными организациями и которые имели государственную аккредитацию, переоформляется на период до окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации реорганизованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, срок действия которого истекает раньше.

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

1) выявление недостоверной информации в документах, представленных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) наличие отрицательного заключения, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

24. Аккредитационный орган лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии одного из следующих оснований:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

3) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

25. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, лишается государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам, относящимся к укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии основания для лишения государственной аккредитации по одной или нескольким реализуемым ею основным профессиональным образовательным программам.

26. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе подать заявление о проведении государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа в государственной аккредитации или лишения ее государственной аккредитации.

В настоящее время понятие обозначает процесс приобретения официального подтверждения соответствия определенному стандарту. Такое явление распространено в сфере оказания услуг профессиональных, где необходима оценка качества, а потребитель услуг не обладает компетенциями нужными.

К такого рода услугам относятся, прежде всего, услуги по образованию, услуги медицинских лабораторий по клинической диагностике, испытательных лабораторий по проведению испытаний, услуги калибровочных лабораторий по калибровке, услуги органов по сертификации и многих других.

Во многих странах высшие учебные заведения обязаны на образовательную деятельность получать государственное разрешение. Значит, аккредитацию проводит государство или его уполномоченный представитель. Проводится аккредитация учебного учреждения, например, по определенным этапам и срокам.При первом визите осуществляется прием и проверка пакета документов, а также их регистрация. Затем формируется график государственной аккредитации учебных учреждений. На третьем этапе происходит подготовка приказа о государственной аккредитации. После этого проводится экспертиза соответствия качества и содержания учебной подготовки выпускников данного образовательного учреждения федеральным образовательным государственным стандартам.

Организуется для учреждений дополнительного образования и дошкольных образовательных учреждений, экспертиза образовательных программ соответствующей направленности и уровня. Осуществляется экспертизанепосредственно в образовательном учреждении. Для установления вида и типа учреждения проводится экспертиза аккредитационных показателей. После всех названных процедур принимается решение и оформляется соответствующее свидетельство о пролучении государственной аккредитации конкретного образовательного учреждения. Следует знать, что диплом определенного государственного образца, подтверждающий наличие высшего профессионального образования имеет право выдать только аккредитованный ВУЗ. Свидетельство об аккредитации, которое выдано учебному учреждению, действительно только с Приложением, в котором указан перечень всех профессиональных образовательных программ, которые аккредитованы.

Так же проводится аккредитация по другим видам услуг. Вести определенную работу в Российской Федерации иностранным организациям разрешается через так нгазываемые «постоянные представительства» или филиалы, которые прошли в уполномоченных органах соответствующую аккредитацию. При этом предусматривается обязательная постановка иностранной организации на учет налоговый в Российской Федерации и получение соответствующего свидетельства. Проводится еще целый ряд законодательных мероприятий. Требуется определенный перечень документов, чтобы представительства состоялась.Чтобы получить официальное признание авторитетным или полномочным органом компетентности данной организации выполнять определенные работы в заявленной области, необходимо пройти проверку на соответствие выдвинутым критериям аккредитации.

Формы аккредитации по уровню стандартов связаны с регионом действия стандартов и соответственно регионом аккредитации. Стандарты могут действовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях. Также, стандарты могут иметь принадлежность к определенным объединениям (например, стандарты СРО) или организациям (например, стандарты JCI).


В соответствии с принадлежностью стандартов выделяют формы аккредитации:

  • международная аккредитация. Данная форма аккредитации проводится на соответствие международным стандартам. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности из различных стран мира. При такой форме аккредитации важным условием является не только соответствие международному стандарту, но и признание результатов аккредитации в различных странах. Если такого признания нет, то аккредитация не может считаться международной;
  • национальная аккредитация. Такая аккредитация осуществляется на уровне отдельных государств. Практически во всех странах мира существуют свои национальные системы аккредитации. В качестве стандартов аккредитации могут выступать как национальные, так и международные стандарты. Результаты аккредитации в национальной системе аккредитации имеют признание только в пределах данного государства. Однако если существует соглашение о взаимном признании результатов аккредитации между национальными системами аккредитации разных стран, то аккредитация в национальной системе «автоматически» получает статус международной аккредитации;
  • региональная аккредитация. В данном случае аккредитация проводится на соответствие региональным стандартам. Как правило, такая аккредитация связана с деятельностью предприятий и организаций, находящихся в пределах одного региона. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности именно этого региона. Следует отметить, что понятие «регион» довольно широкое. Оно может ограничиваться отдельным городом или областью (например, региональная аккредитация оценщиков Москвы), а может несколькими странами (например, система аккредитации высшего образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Однако, в большей степени, данная форма аккредитации относится к «малым» географическим размерам;
  • отраслевая аккредитация. Во многих отраслях экономической деятельности существует своя собственная аккредитация. Она связана со спецификой работы именно в этой отрасли (например, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация аудиторов и пр.). Эта форма аккредитации подразумевает наличие отраслевых стандартов деятельности. Признание результатов аккредитации может существовать на разных уровнях: международном, национальном или региональном. Это зависит от наличия соглашений между участниками экономической деятельности в той или иной отрасли;
  • корпоративная аккредитация. Во многих странах законодательство позволяет создавать системы аккредитации отдельным предприятиям или даже физическим лицам. В этом случае возможна такая форма аккредитации, как корпоративная. Виды деятельности, по которым возможно создание корпоративной аккредитации, могут быть ограничены законодательно. В качестве стандартов аккредитации применяются как собственные стандарты (стандарты предприятия), так и национальные или международные стандарты. Применение собственных стандартов широко развито в автомобилестроении. Известные автоконцерны разрабатывают свои собственные стандарты и проводят аккредитацию поставщиков по этим стандартам.

Помимо «чистых» форм аккредитации, может существовать и смешанная. Например, отраслевая аккредитация будет носить международный характер, если участниками системы аккредитации являются компании (лица) из различных стран мира и между ними существует договоренность о взаимном признании аккредитации.


Формы аккредитации по объектам аккредитации связаны с правовым статусом заявителей (организаций или лиц, желающих получить аккредитацию).

Основных форм аккредитации по этому признаку две:

  • аккредитация организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • аккредитация физических лиц (эксперты, специалисты и пр.).

Юридические и физические лица могут быть аккредитованы в различных системах аккредитации, связанных с принадлежностью стандартов (например, юридические лица могут иметь международную, национальную и пр. аккредитацию). Однако на аккредитацию юридических и физических лиц еще влияет вид осуществляемой деятельности.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим вопросы аккредитации, является Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с этим законом национальную аккредитацию могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица могут выступать экспертами национальной системы аккредитации.

Еще одним вариантом аккредитации, который может быть отнесен к этой форме аккредитации, является аккредитация вида деятельности . Под видом деятельности понимается какая-либо услуга или вид работ. Примерами могут являться образовательные программы, медицинские услуги, программы для информационных систем. В этом случае аккредитацию получает не юридическое или физическое лицо, а некий комплекс организационно-методических мероприятий.


Формы аккредитации по статусу применения имеют два варианта:

  • обязательная аккредитация;
  • добровольная аккредитация.

Обязательная аккредитация регулируется и осуществляется государственными органами. Эта форма аккредитации напрямую связана с вопросами здоровья и безопасности граждан и государства в целом. Например, в Российской Федерации обязательная форма аккредитации применяется к вооружению и военной технике, работам в сфере атомной энергетики, работам, связанным с воздушными, морскими и речными перевозками, обеспечением санитарно-гигиенического благополучия граждан и др.

Добровольная форма аккредитации применяется там, где нет прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и государству. Регулирование этой сферы со стороны государства существует, но оно ограничивается уровнем законов, установлением правил, норм и принципов проведения аккредитации. Однако в Российском законодательстве необходимо обращать внимание на указание формы аккредитации в законах, которые регулируют конкретный вид деятельности.

Различие между добровольной и обязательной формами аккредитации может быть выражено следующим образом:

  • при добровольной форме аккредитации организация (или физическое лицо) самостоятельно принимает решение об аккредитации. Организация (или физическое лицо) может заниматься выбранным видом деятельности вне зависимости от наличия аккредитации;
  • при обязательной форме аккредитации организация (или физическое лицо) не может заниматься выбранным видом деятельности без наличия аккредитации. Если организация (физическое лицо) занимается выбранным видом деятельности без аккредитации, то такая деятельность будет считаться незаконной и преследоваться в рамках уголовного или административного права.

Формы аккредитации могут различаться по срокам. В зависимости от правил, установленных в системе аккредитации, она может быть бессрочной или иметь ограниченный срок действия. Наличие бессрочной аккредитации вовсе не означает, что после ее получения за организацией (лицом) не будет осуществляться контроль. Как правило, после получения аккредитации (как срочной, так и бессрочной) проводится периодическая проверка на соответствие критериям аккредитации. Если организация или лицо нарушит требования и критерии аккредитации, то аккредитация будет аннулирована.

Система аккредитации

Система аккредитации представляет собой набор организационных, документационных и технических элементов, осуществляющих взаимодействие между собой для повышения взаимного доверия к работам и услугам участников системы и достижения целей аккредитации.

Из данного определения следует, что у любой системы аккредитации существуют:

  • цель, ради которой создается система аккредитации;
  • организационные, документационные и технические элементы, обеспечивающие работу системы аккредитации;
  • участники системы, которые взаимодействуют между собой и с элементами системы аккредитации;
  • работы и услуги, которые выполняют либо сами участники системы, либо выполняются для участников системы аккредитации.

Аккредитация представляет собой процедуру, в ходе которой выявляется соответствие объекта к нормам, требованиям и базовым классификациям, которые установлены законом. Аккредитация не свойственна промышленному сектору, для которого разработаны правила и . Процедуру аккредитации применяют в сфере услуг, рассматриваемой смысле (это и непосредственные , к примеру, образовательные, и и пр.)

Под попадают чаще всего:
- высшие учебные заведения,
- средства массовой информации,
- лечебные учреждения,
- диагностические центры,
- лаборатории и исследовательские институты,
- центры сертификации.

Виды аккредитации

Существует два типа аккредитации: государственная и негосударственная.

Негосударственная проводится аттестованными (т.е. «проверенными» ранее государством) частными некоммерческими организациями, которые могут иметь свои подразделения, например национальные или региональные.

Государственная аккредитация осуществляется и регулярно подтверждается различными федеральными службами. В результате прохождения любой из аккредитаций и по завершении всех процедур при положительном результате выдается свидетельство государственного , дающее право на осуществление деятельности в рамках государственного стандарта. Таким образом, специалисты доказывают высокий уровень качества предоставления услуг «проверяемой» организации и делают заключительную оценку о ее деятельности в целом.

Аккредитация в журналистике

В отличие от многих сфер, где аккредитацию получает организация, в журналисте аккредитуется часто конкретный человек. Как правило, это требуется для организации участи представителя СМИ в брифингах или пресс-конференциях. В большинстве случаях достаточно подать персональную заявку в мероприятии. Однако в данном виде аккредитации может быть отказано, к примеру, оппозиционным СМИ.

Аккредитация в здравоохранении

Медицинские клиники и центры проходят тщательный отбор высококвалифицированными специалистами в области здравоохранения. Существует целая сеть международных медицинских ассоциаций, которые оценивают деятельность различных медучреждений.

Медицинская аккредитация сегодня в мире самая формализованная, к примеру, приняты пакты о принципах добросовестности и честности при проведении