Капитан 1 го ранга. Воинские звания на флоте по возрастанию. Корабли с названиями в честь исторических деятелей


Концепция символики кораблей 1-го и 2-го ранга Военно-морского Флота

Согласно позиции Военно-геральдической службы ВС РФ право на собственную эмблему имеют корабли 1-го и 2-рангов. 1-й ранг – это крейсера (в т.ч. авианесущие), атомные подводные лодки, эсминцы и большие противолодочные корабли; 2-й ранг – это большие десантные корабли, сторожевые корабли, неатомные подводные лодки. Кроме того, ко 2-му рангу причисляются относительно небольшие ракетные корабли на воздушной подушке и, скорее всего, к нему же будут причислены строящиеся фрегаты, корветы и закупаемые за рубежом универсальные десантные корабли.

В основе концепции символики кораблей (по аналогии с разработанной тем же коллективом авторов концепции символики соединений) лежит идея составления эмблемы соединения из двух компонентов: окруженной цепью центральной части, расположенной поверх вертикального якоря, и положенных в косой крест по бокам от якоря внешних атрибутов.

Внешние атрибуты:

Внешние атрибуты строго зарегламентированы, их комбинация и внешний вид четко отражают класс корабля. Кроме того, эти атрибуты во многом соответствуют внешним атрибутам из концепции символики соединений, чем достигается необходимое единообразие всей флотской символики.

Все подводные лодки обязательно имеют в качестве одного из внешних атрибутов трезубец, как символ подводного флота, второй атрибут уже отражает специализацию лодки. Булава для РПКСН - как символ невероятной мощи баллистических ракет, пучок стрел для ПЛАРК – как символ значительной ракетной вооруженности, второй трезубец для АПЛ – как символ их многоцелевого назначения, и одна стрела для НАПЛ, подчеркивающая их небольшой размер и состав вооружения.

Меч используется в символике всех крупных надводных кораблей. У крейсеров/эсминцев он подчеркивает их ударную мощь, у десантных кораблей – наличие на борту подразделений морской пехоты. Второй атрибут крупных НК отображает их специализацию: у эсминцев - пучок стрел, у БПК – гарпун, у БДК – абордажный крюк, у крейсеров - второй меч, подчеркивающий их мощь. Авианосные корабли (ТАВКР, УДК) имеют дополнительный атрибут в виде двух крыльев на якоре.

В эмблемах «среднеразмерных» кораблей: СКР/фрегатов и корветов, отображаются их основные функции: ракетные и противолодочные (стрелы и гарпун), только у фрегатов пучок стрел, а у корветов – одна стрела.

Если бы концепция ВГС ВС РФ разрешала бы иметь эмблемы небольшим кораблям (как в геральдических системах военно-морских сил многих стран мира), то систему атрибутов можно было бы продолжить: МПК – гарпуны, МДК – абордажные крючья, РКА – стрелы, МРК – пучки стрел и т.д.

Эмблемы в центре:

Центральная часть эмблемы не имеет строгой регламентации: это малый герб, отражающий в первую очередь название корабля. В большинстве случаев корабль несет название города или региона – тогда в центральной части эмблемы просто используется герб (изображение в щите, без обрамлений) соответствующего города/региона. Возможны редкие исключения: если герб города радикально не соответствует правилам геральдики, то необходимо внести в герб минимальные изменения для устранения нарушений, либо вообще отказаться от использования городского герба в эмблеме.

В случаях, когда название корабля не имеет отношения к городам и регионам, следует разрабатывать самостоятельную эмблему, отображающую его название. Эта эмблема должна быть графически несложной и “геральдичной”, не нести в себе чисел, букв, памятников и архитектурных объектов, оружия и других предметов из новейшего времени, излишне натуралистичных изображений и изображений представителей животного мира.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ВИДЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЗНАКОВ:

Эмблемы кораблей с названиями в виде прилагательных семантически очень просты. Элементы эмблемы просто символически демонстрируют тот качественный признак, который и используется в названии корабля.

Беспокойный – Четыре стрелы, направленные в разные стороны, как символ беспокойного движения и неугомонности.

Настойчивый – Три колчана со стрелами, как символ готовности упорно и настойчиво достигать намеченной цели.

Пылкий – Три пламени в пурпурном поле, как символ пылкости.

Совершенный – Геральдическая роза, как символ совершенства.

Стерегущий – Закрытые ворота и перекрещенные алебарды, как символстерегущей стражи.

Бойкий - Три стрелы, направленные в разные стороны и боевой барабан, как символ активности и бойкости.

Боевой – Три перекрещенных меча и щит, как символ боевитости.

Бурный –Чередующиеся синие и белые крупные волны, как символ бурности.

Быстрый –Стрела с двумя крыльями, как символ скорости и быстроты.

Безбоязненный –Рука, держащая огонь на ладони, как символ отсутствия страха и боязни.

Стойкий –Крепостная башня с бойницами посередине моря, как символ стойкости.

Расторопный – Крылатое колесо над волнами – как символ подвижности и расторопности.

Гремящий – Три молнии между небом и морем, как символ гремящего грома.

Сообразительный – Три перекрещенных факела, как символ ума, знаний, сообразительности.

Пытливый –Три перекрещенных подзорных трубы и компас, как символ пытливого поиска.

Ладный –Арфа, как символ совершенства, изящества и «ладности».

Неустрашимый –Три пылающих сердца, как символотваги и неустрашимости.

Сметливый – Морской узел из двух веревок – как символ смекалки и сметливости.

Проворный – Трискеле (три бегущие ноги), как символ бега и проворства.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ СОВЕТСКИХ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ:

Эмблемы кораблей с названиями в честь советских маршалов и адмиралов имеют единый формат: верхняя узкая часть золотого цвета с изображением звания военачальника в виде комбинации звезд (как на погонах) и нижняя большая часть с «мини-гербом», символически отображающим заслуги военачальника и, по возможности, семантику его фамилию.

Маршал Устинов – Маршал Советского Союза - одна большая маршальская звезда. Многолетний министр обороны – перекрещенные шестоперы. Руководил армией и флотом в годы холодной войны, поддерживая стратегический паритет со странами запада - весы в равновесии. Также весы обыгрывают фамилию: «Устин» - справедливость, равенство.

Адмирал Чабаненко – Адмирал - три адмиральские звезды. Командовал Северным флотом - щит с эмблемой СФ. Водил (крупные походы подлодок в океан) и оберегал (создал мощную ВМБ) – Северный флот - посохи пастыря. Также посохи обыгрывают фамилию: «чабан».

Адмирал Левченко – Адмирал - три адмиральские звезды. В ряде заслуг - оборона Черноморского флота и портов Южной Украины во время ВОВ - щит с эмблемой ЧФ (она же - герб Новороссийска), защищаемый/удерживаемый двумя лапами. Также лапы обыгрывают фамилию: «лев».

Адмирал Харламов – Адмирал - три адмиральские звезды. В ряде заслуг - обеспечение взаимодействия с союзниками во время ВОВ (открытие второго фронта, караваны) - пожатие двух рук в доспехах между западом и востоком (закатом и восходом). Также солнца обыгрывают фамилию: «Харлам» - радостный свет.

Вице-адмирал Кулаков – Вице адмирал - 2 адмиральские звезды. Крупный политработник, отвечал за морально-политическую обстановку в военном флоте - кулак в броне, сжимающий меч. Также кулак обыгрывает фамилию.

Вице-адмирал Иван Грен – Вице адмирал - 2 адмиральские звезды. Главный специалист по морской артиллерии – перекрещенные орудия и пирамида ядер.

Адмирал Горшков – Адмирал флота Советского Союза - одна большая адмиральская звезда. Главком ВМФ в течении 30 лет – якорь и перекрещенные шестоперы.

Адмирал Касатонов – Адмирал флота - 4 адмиральские звезды. Руководил и лично участвовал в первых крупномасштабных океанских подводных операциях - плавники касаток (подлодок) в воде. В т.ч. совершил первую подводную кругосветку - глобус. Также касатки обыгрывают фамилию.

Маршал Шапошников – Маршал Советского Союза - одна большая маршальская звезда. Создатель современного Генерального штаба - «мозга армии», разработчик системы управления в армии, «патриарх генштаба» - шлем и маршальские жезлы. Также шлем обыгрывает фамилию: «шапка».

Адмирал Виноградов – Адмирал - три адмиральские звезды. Выдающийся советский подводник, разработчик тактики подводной войны – перекрещенные трезубцы. Виноградная гроздь обыгрывает фамилию.

Адмирал Пантелеев – Адмирал - три адмиральские звезды. Ему поручали самые разнообразные задачи, и с каждой из них он с успехом справлялся - прошел все возможные военно-морские профессии на всех флотах - рука «сверху», вручающая символы надводного и подводного флота. Также рука с небес обыгрывает фамилию: «Пантелей» - всемилостивый.

Адмирал Трибуц – Адмирал - три адмиральские звезды. Спас Балтийский флот во время ВОВ, проведя его «меж двух огней» - наступающими немецкими войсками и требованиями руководства страны «не поддаваться на провокации» - в эмблеме щит с эмблемой БФ меж двух постаментов с огнями. Также постаменты (алтари, жертвенники) обыгрывает фамилию: «триба/треба» - молитва, жертва.

Адмирал Кузнецов – Адмирал флота Советского Союза - одна большая адмиральская звезда. Главком ВМФ, стоял у истоков создания мощного океанского ВМФ - якорь и молоты. Также молоты обыгрывают фамилию: «кузнец».

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ РУССКИХ КНЯЗЕЙ:

Эмблемы кораблей с названиями в честь князей имеют единый формат: в верхней части – золотой княжеский шлем-ерихонка, в нижней части – элементы, отображающие индивидуальные заслуги.

Юрий Долгорукий – часть кремлевской стены, как символ основания Москвы, и золотой шлем в серебряном поле - геральдическое исключение, подчеркивающее особую значимость несущего это имя корабля.

Дмитрий Донской – перекрещенные кривые сабли в зеленом поле – символизируют победу над татаро-монголами на Куликовском поле.

Ярослав Мудрый – перекрещенные перья в пурпурном поле – символизируют развитие образования и юриспруденции, и становление русской государственности.

Александр Невский – перекрещенные мечи в синем поле – символизируют победы над немецкими и шведскими рыцарями на Неве и Чудском озере.

Даниил Московский – перекрещенные топоры в чёрном поле – символизируют одновременно и военные и мирные заслуги князя – борьба с феодальной раздробленностью и активное строительство. Даниил Московский – покровитель инженерных войск.

Владимир Мономах – перекрещенные мечи и шапка Мономаха, названная в честь этого князя.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ ГЕРОЕВ РОССИИ/СОВЕТСКОГО СОЮЗА:

Эмблемы кораблей с названиями в честь героев имеют единый набор элементов: в верхней части одна (или две) золотая Звезда Героя, в нижней – элементы, отображающие индивидуальные заслуги.

Николай Вилков – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Подвиг заключался в закрытии телом вражеской пулеметной амбразуры – изображено в виде пылающего сердца – символа бесстрашия и самопожертвования.

Цезарь Куников – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Пятиугольная фортеция, как символ обороны, - обозначает длительную героическую оборону Малой Земли – побережья в районе Новороссийска.

Николай Фильченков – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Совершил подвиг во время десантной операции – желтый конус суши в синем фоне воды. Пылающая гренада символизирует подвиг героя – с последней гранатой бросился под вражеский танк.

Александр Отраковский – морской пехотинец - перекрещенные сабли. Родился, вырос, учился, служил, получил звание героя России и умер на Кавказе. Поэтому в эмблеме – символическое изображение Кавказских гор с самой высокой белой двуглавой вершиной (Эльбрусом).

Александр Шабалин – две звезды – дважды герой. В годы ВОВ командир торпедных катеров - стрела. Потопил более 30 вражеских судов – 3 пробитые стрелой рыбы. Участвовал в Петсамской операции: герб Петсамо – также три рыбы.

КОРАБЛИ С НАЗВАНИЯМИ В ЧЕСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ:

Пересвет – монах-великосхимник, участвовавший в Куликовской битве. Вышел с копьем на поединок против татарского воина Челубея. Оба погибли в бою. Соответственно в эмблеме – символически изображенный куколь (головной убор) Великой Схимы и атрибуты воина-монаха: щит, крест и копье.

Ослябя – монах-великосхимник, участвовавший в Куликовской битве. В противовес Пересвету канонически изображается с мечом. Соответственно в эмблеме – символически изображенный куколь (головной убор) Великой Схимы и атрибуты воина-монаха: щит, крест и меч.

Святой Николай Чудотворец – один из самых почитаемых святых, покровитель моряков. Канонически изображается с Евангелием в руках. Соответственно в эмблеме - якорь и символически изображенное раскрытое Евангелие.

Святой Георгий Победоносец и Георгий Победоносец – в обеих эмблемах каноническое изображение Святого Георгия – всадник, поражающий копьем змея. Для отличия – разный цвет поля. У обычного Георгия – привычный красный, у Святого Георгия – пурпурный.

Пётр Великий – в эмблеме вензель Петра Великого.

Варяг – в эмблеме традиционные варяжские («викингские») предметы вооружения – перекрещенные боевые топоры особой формы, «русский» щит каплевидной формы, шлем с наносником.

Адмирал Нахимов, Адмирал Ушаков, Адмирал Лазарев – во всех трех эмблемах изображены дворянские гербы знаменитых адмиралов. Примечание: герб Нахимова – реконструкция самобытного герба, который не был внесен в общий гербовник дворянских родов Российской Империи.

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ:

Названия в честь природных явлений:

Бора – холодный сильный ветер с моря. Соответственно в эмблеме сине-белых цветов символическое изображение ветра, дующего из возникающего с небес рога, над морскими волнами.

Самум – жаркий сильный ветер в пустыне, «красный ветер». Соответственно в эмблеме красно-желтых цветов символическое изображение ветра, дующего из возникающего с небес рога, над песчаными барханами.

Названия в честь представителей животного мира:

В связи с запретом Военно-геральдической службы ВС РФ на использование изображений животных в военно-морской символике, легитимность подготовленных эмблем требует дополнительного уточнения. На данный момент кораблям с названиями Гепард , Волк , Тигр , Пантер а, Леопард , Вепрь , Карп и Кашалот предлагаются простые эмблемы с изображением соответствующего животного.

Названия в честь российских компаний:

Таких названий два – подводные лодки Алроса и Северсталь . Предлагается в обоих случаях использовать логотип компании в черном (подводном) фоне.

Корабли, не имеющие собственных названий:

Б-187 – подводная лодка Тихоокеанского флота, в ходе службы активно посещавшая выставки вооружений в качестве образца. В эмблеме символизируется военно-техническое сотрудничество и торговля – на фоне волн, перекрещенные мечи и кадуцей.

Б-394 - подводная лодка Тихоокеанского флота, носившая ранее название «Комсомолец Таджикистана». В эмблеме – цветок (коробочка) хлопка, одновременно символизирующая историческое название и техническую особенность лодок этого проекта – малошумность.

БДК-98 – десантный корабльТихоокеанского флота, регулярно участвующий в международных мероприятиях посвященных памяти военных моряков. Соответственно в эмблеме – рында и перекрещенные сабли.

АС-16 и АС-19 – атомные глубоководные станции специального назначения. Северного флота. В эмблеме - красная гвоздика, как символ разведки, и раковина, как символ подводных операций.

Б-806 – подводная лодка Балтийского флота, много лет использующая для обучения иностранных экипажей. На ней производились съёмки большинства российских художественных фильмов, посвященных подводному флоту. В эмблеме - пожатие разноцветных рук, как символ международного сотрудничества, и кинолента.

Могоча – к сожалению, герб города, в честь которого названа подводная лодка, далек от геральдического совершенства. Поэтому в его эмблеме – черно-белый витой шнур и золотые монеты на зеленом поле, символизирующие Могочу как город железнодорожников, золотодобытчиков и лесопромышленников. Плюс трезубец, подчеркивающий, что это эмблема лодки, а не герб города.

Александр Марченко, Алексей Скрыпник


ДОПОЛНИТЕЛЬНО


Опубликовано в 7. Размышления вслух Среда, 28 апреля 2010 14:33

Дизельные подводные лодки
Флот
Такт. номер, проект
Причины катастрофы
Причины катастрофы
Район катастрофы
Количество погибших
Примечание командир
С-117 (бывшая Щ- 117) головная Щука серии V- бис

Не установлена

Охотское море

Торпедная морская, кап 3 ранга Красников

М-200 Типа М XV серии 21 ноября 1956 г Столкновение с эм «Статный» потеря продольной надводной остойчивости Суурупский пролив Балтийское море 28 Торпедная прибрежная кап 3 ранга Шуманин

М-255 Пр.А-615

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга С.Ф.Савкин

М-351 Пр.А-615

Поступление воды в дизельный отсек через незакрытую захлопку. Пожар. Затонула

В районе бухты Балаклава

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Белозеров

М-256 Пр. А-615

Навигационная авария, потеря продольной надводной остойчивости

Балтийское море

Торпедная прибрежная Кап 3 ранга Ю.Вавакин

М-252 Пр.615Vii серия

Навигационная авария, посадка на мель, затопление корпуса

Японское море

Торпедная, прибрежная Кап 3 ранга Боровков С.Н.

Поступление воды через РДП

Баренцево море

Ракетная, морская Кап 3 ранга А.Ситарчик

Пожар и взрыв стеллажных торпед в 1-ом отсеке

Баренцево море

Полярный

Торпедная океанская Кап 2 ранга Бегеба

Взрыв стеллажных торпед у рядом ошвартованной лодки

Баренцево море.

Полярный

Торпедная морская кап 2 ранга Олег Абрамов

К-129 Пр.629А

Предположительно потеря плавучести при поступлении больших масс воды в 5-ый дизельный отсек при несрабатывании поплавкового клапана РДП

Тихий океан

Ракетная, крейсерская Кап 1 ранга В.Кобзарь

Потеря плавучести из-за столкновения с транспортом и поступления в пробоину большой массы воды

Японское море

Торпедная морская Кап3ранга Б.Маранго

Атомные подводные лодки

Флот

Такт. номер, проект

Дата происшествия

Причины катастрофы

Район катастрофы

Колич

ество погибших

Примечание

Пр.658

Разгерметизация 1-го контура

Северная Атлантика

Ракетная крейсерская Кап 2 ранга Н.Затеев

Пр.627 «Ленинский комсомолец»

пожар во втором отсеке, возгорание регенерации

Норвежское море

Торпедная, крейсерск. Кап 2 ранга С.Гориков

Пр.627А

пожар, потеря продольной надводной остойчивости, при поступлении внутрь корпуса больших масс воды.

Бискайский залив

Торпедная, крейсерска

Кап 2 ранга В.Бессонов

Пр.658

пожар в 8 и 9 отсеках

Атлантический океан

Ракетная, крейсерск Кап 1 ранга В.Кулибаба

Пр.675

Поступление больших масс воды во второй отсек из-за пробоины, полученной в результате

столкновения с транспортом «Академик Берг»

Японское море

Ракетная крейсерская командир кап 2 ранга Леонид Хоменко

К-429 Пр.670А

Потеря плавучести из-за поступления большой массы воды в 4 отсек

Камчатка, Авачинский залив Тихий океан

Многоцелев

крейсерска

Кап 1 ранга В.Суворов

Пр.675

Пожар в 8 отсеке

Баренцево море

Ракетная крейсерска Кап 1 ранга Селиванов

К-219 Пр.667а

Пожар, потеря плавучести

Атлантический океан

Ракетная крейсерская Капитан 1-го ранга И.Британов

К-278 Пр.685 «Комсо

молец»

пожар в 7 отсеке потеря надводной плавучести и продольной надводной остойчивости, разгерметизации и поступления в прочный корпус больших масс воды

Норвежское море

Многоцелевая Крейсерска Кап 1 ранга Е.Ванин

К-141 Пр.949

Взрыв стеллажных торпед

Баренцево море

Ракетная крейсерская Кап 1 ранга Лячин Г.П,

К-159 Пр.667А

Потеря надводной плавучести при буксировке

Баренцево море

Ракетная крейсерская, выведена из боевого состава командир, кап 2 ранга Лаппа Сергей

Итак:

1. За рассматриваемый период с 1952 по 2003 г. г. были построены и включены в состав ВМФ:
- 251 атомная подводная лодка
- 29 дизельных пл типа М пр. А-615 с двигательной установкой по закрытому циклу.
- 225 дизельных пл пр.613 и модификаций
- 26 дизельных пл пр.611 и модификаций
- 58 дизельных пл пр.641 и модификаций
- 23 дизельных пл пр.629 и модификаций

2. У погибших или попавших в тяжелую аварию пл (К-129, К-3, К-8, К-429, К-219, К-278, К-141, К-159, К-56, К-131, К-19, С-80, С-178, С-350, Б-37, С-117, М-200, М-256, М-252, М-351) тактические номера были:

С цифрой -1 (К-129, К-19, К-219, К-141, К-159, К-131, С-178, С351, С-117, М-351) - 10 пл
(в 40% еще встречается цифра 9 )

С цифрой -2 (К-129, К-429, К-219, К-278, М-200, М-252, М-256)- 7пл
(У более 40% снова встречается цифра 9 )

С цифрой -5 (К-159, К-56, С-350, М-252, М-255, М-256, М-351)- 7 пл

С цифрой -8 (К-8, К-278, С-178, С-80)- 4пл

С цифрой - 9 (К-19, К129, К-219, К-429, К-159)- 5пл.

Замечание:
- С цифрой 5 , которая находится в разряде десяток, 7 случаев аварий. При этом, 80% аварий у подводных лодок типа М. -
- С цифрой 9 , которая находится в разряде единиц, только пл типа К.
- Самое неудачное сочетание цифр 1,2 или 9 - 10 случаев.
- Самое удачное сочетание цифр - 3,4,6,7.

3. Периоды времени максимума катастроф:
-дизельных пл

-1956-1962 г. г. - время, когда было наибольшее количество пл в составе ВМФ и время освоения пл с новой энергетической установкой.
-атомных пл
-1967-1973 - время освоения и начало циклического несения бс,
-1983-1989 г. г. - время наибольшего износа материальной части пл 1-го и 2-го поколения и максимального количества пл, несущих бс.

4. Периоды времени минимума катастроф:
-дизельные пл уже хорошо освоены и надёжны.
- 1962-1981 г. г.
-атомные пл

- 1973-1983 г г. - период перехода от пл 1-го поколения к пл 2-го поколения, более современным и надежным.
- 1989-2000 г. г. период прекращение несения бс, за исключением редких выходов в море или в автономное плавание.

5. Катастрофы по флотам (д/а/всего):
ТОФ:4/2/6
КСФ:3/9/12
КБФ: 3/-/3
КЧФ: 1/-/1 Всего: дпл - 11; апл - 11; Итого-22

6. Основные причины аварий, приведшие к гибели подводных лодок:
- пожар с последующим поступлением большого количества воды внутрь прочного корпуса, потерей надводной продольной остойчивости.
- 3 случая нарушения правил кораблевождения, приведших к столкновению с надводными кораблями.

7. Периодичность катастроф и тяжелых происшествий на ТОФе.
7.1. 1968 г 8 марта - гибель рпл пр.629А «К-129».
7.2. 1973 г. 13 июня - столкновение пларк пр.675 «К-56» с ЭС «Академик Берг».
7.3. 1978 г. 13 июня - затяжной выстрел орудия главного калибра на крейсере пр.68 бис «Адмирал Сенявин».
7.4. 1983 г. 24 июня - гибель пларк пр.670А «К-429».

Интервал происшествий практически 5 лет, более того, есть совпадение по датам п.7.2 и 7.3.

Возможные причины аварий и катастроф:
1. Неудовлетворительная профессиональная подготовка командиров подводных лодок и экипажей.
Порочная система отбора и подготовки командного состава - в первую очередь командиров пл - предпосылка всех аварий и происшествий. В середине 70-х годов сложилась обстановка, когда многие старшие помощники командиров ракетных пл не хотели сдавать на самостоятельное управление пл, чтобы их не назначали командирами пл. Из-за боязни ответственности. Так, на 1 февраля 1978 г. из 21 старпома 2 флпл ТОФ 19 человек не хотели сдавать на допуск к самостоятельному управлению кораблём. Спрашивается, кто потом командовал подводными лодками?

2. Технические ошибки в проектировании, строительстве и эксплуатации атомных подводных лодок и несовершенство их вооружения. Они носили системный характер, т. к. имели место на многих кораблях, о чем свидетельствуют результаты проверок кораблей и подводных лодок по замечаниям, приведшим к тяжелым авариям и катастрофам.

3. Приемка от промышленности подводных лодок, имеющих значительные недоработки и неисправности систем и механизмов, в угоду командованию ВМФ СССР и Руководству Министерства судостроительной промышленности.

4. Нарушение требований руководящих документов по подготовке экипажей подводных лодок и допуска их к выходу в море.

5. Гибель и аварии подводных лодок типа М проекта А-615 происходила из-за несовершенной энергоустановки, вызывавшей взрыв газовой смеси и пожар.

6. Основная причина гибели надводных кораблей - нарушение правил хранения и использования боезапаса.

7. Трудно объяснить, почему у пл. типа «К», пострадавших в авариях и в катастрофах, в тактических номерах повторялись цифры 1, 2 , 5 и 9.

Целесообразно на подводных лодках, находящихся в составе ВМФ РФ, поменять тактические номера, исключив эти цифры.

8. В ВМФ СССР и ВМФ РФ:
- отсутствуют специалисты, занимающиеся постоянным комплексным анализом состояния механизмов и боезапаса, организации БП, аварийных ситуаций, катастроф пл и нк, и способные обобщать статистический материал с послевоенного времени по настоящее время и давать рекомендации по предотвращению возможных аварийных ситуаций.
- возможно, Командование ВМФ РФ не заинтересовано в проведении тщательного анализа, чтобы данные, обличающие, бывшее руководство ВМФ, не стали достоянием гласности. Не учитывается то, что л/с кораблей будет совершать повторяющиеся в определённой последовательности и периодичности ошибки, которые чреваты тяжелыми авариями и катастрофами..
- кроме анализа навигационных аварий и происшествий в ГШ ВМФ СССР нет других материалов, которые были бы доведены до л/с пл и нк.

В последнее время в открытой печати и на сайтах Интернета появилось много материалов, посвященных авариям и катастрофам советских подводных лодок. Авторы разбирают отдельные причины этих аварий, т. к. не имеют возможности сделать полный анализ из-за отсутствия доступа к материалам. Кроме того, часть сведений носят дезинформационный характер. Для проведения достоверного анализа и выявления объективных причин катастроф, необходимо, чтобы такое исследование провела специальная комиссия. Она должна состоять из профессионалов - подводников, имеющих большой практический опыт, не состоящих на действительной службе и способных вскрыть истинные причины аварий, используя как архивные документы, так и случаи, не нашедшие отражения в этих документах, но оставшиеся в памяти непосредственных участников этих событий. Все командиры знают, что черновой журнал вахтенного ЦП, в котором делались записи всех фактических событий и происшествий, отличался как черное от белого от чистового вахтенного журнала и отчета по боевой службе, которые сдавались в архив,

Кроме официальных материалов, многие из которых до сих пор имеют гриф секретности, значительное количество информации от руководства ВМФ скрывалось или доводилось только до узкого круга лиц.

Я не собирался давать полный анализ этих случаев по той же причине. Просто собрал и обобщил случаи аварии и катастроф, пытаясь найти какую-то необъяснимую закономерность. Кто-то может сказать, что здесь много мистики. Возможно и так. Я надеюсь, что когда-нибудь и этим явлениям будут даны объяснения, и они получат научное подтверждение и объективное обоснование. Если Вы, прочитав эти выводы, сможете мне ответить, буду вам признателен. Думаю, что не мне одному это нужно.

Приложение:
1. Фамилии командиров погибщих кораблей:

С-117 - Капитан 3-го ранга Красников,
М-200 - Капитан 3-го ранга Шуманин
М-255 - Капитан 3-го ранга С. Савкин
М-351 - Капитан 3-го ранга Р. Белозеров
М-256 - Капитан 3-го ранга Ю. Вавакин
М-252 - Капитан 3-го ранга С. Боровков
С-80 - Капитан 3-го ранга Ситарчик
Б-37 - Капитан 2-го ранга Бегеба
С-350 - Капитан 2-го ранга О. Абрамов
С-178 - Капитан 3-го ранга Б. Маранго
К-129 - Капитан 1-го ранга В. Кобзарь
К-19 - Капитан 2-го ранга Н. Затеев
К-3 - Капитан 2-го ранга С. Гориков
К-8 - Капитан 2-го ранга В. Бессонов
К-19 - Капитан 1-го ранга В. Кулибаба
К-56 - Капитан 2-го ранга Л. Хоменко
К-429 - Капитан 1-го ранга В. Суворов
К-13 - Капитан 1-го ранга Е. Селиванов
К-219 - Капитан 1-го ранга И. Британов
К-278 - Капитан 1-го ранга Е. Ванин
К-141 - Капитан 1-го ранга Г. Лячин
К-159 - Капитан 2-го ранга С. Лапа

2. Катастрофы надводных кораблей.
2.1. БПК «Отважный» пр.61 (КЧФ) 30 августа 1974 г. рейд бухты Стрелецкая, Черное море, причина - взрыв стартовых двигателей зур и другого боезапаса, погибло 24 человека
2.2. Крейсер «Адмирал Сенявин» пр. 68 бис (ТОФ) 13 июня 1978 г. Японское море. Затяжной выстрел орудия главного калибра носовой башни, погибло 24 человека.

2.3. Линкор «Новороссийск» бывший «Джулио Чезаре»,КЧФ 29 октября 1955 г. Севастопольская бухта, причина не установлена. Взорвался и затонул, стоя на бочке № 3, (спустя 39 лет после гибели линкора «Императрица Мария» 20 октября 1916 г. на том же месте.)

Погибло 610 человек

Загадочная смерть кап. 1 ранга А. Казарского

Борьба за власть или борьба с властью всегда сопровождалась человеческими жертвами. Методы борьбы с годами совершенствовались. От простого физического устранения несогласных со временем общество перешло к изысканным методам расправы с неугодными.
Тема отравления людей в последнее время все чаще звучит в средствах массовой информации. Как тараканов, травят людей и в Украине, и в России, и в Великобритании и в США. Будь то президент государства, крупный бизнесмен, банкир или сотрудник спецслужб, смерть не выбирает свою жертву - жертву избирательно назначает человек.
И, как свидетельствует история, так было во все времена. Так «изящно» избавлялись от своих жертв в древние времена и средние века, так поступают с неугодными и сейчас.
Но вернемся к нашей истории.
В Севастополе на Матросском бульваре стоит памятник с лаконичной надписью: «Казарскому. Потомству в пример». Это первый памятник, который в 1839 году был построен в нашем городе. И с чего конкретно брать пример - с храбрости героя или «искусства» убирать неугодных, продолжает остается тайной.
Что же совершил офицер, подвиг которого стал примером для потомков? Недолго жил обласканный царскими милостями Александр Казарский. В 1833 году, всего 4 года спустя, не успев даже жениться, уже, будучи в звании капитана 1 ранга, он внезапно скончался в Николаеве, куда приехал по случаю смерти своего дяди.
Все ли мы знаем о жизненном пути этого мужественного человека?
Коротко напомним историю.

Шла русско-турецкая война. Четырнадцатого мая 1829 года находившийся в дозоре у Босфора бриг «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Казарского был настигнут двумя турецкими линейными кораблями. То были стопушечный «Селемие» под флагом командующего турецким флотом и семидесятичетырехпушечный «Реал-Бей» под флагом младшего флагмана. Противопоставить им «Меркурий» мог лишь восемнадцать малокалиберных пушек. Превосходство неприятеля было более чем тридцатикратное!
Видя, что уйти от турецких кораблей тихоходному бригу не удастся, командир «Меркурия» собрал офицеров на военный совет. Все единодушно высказались за бой. Криками «Ура!» встретили это решение и матросы. Перед крюйт-камерой Казарский положил заряженный пистолет. Последний оставшийся в живых член команды должен был взорвать судно во избежание захвата его неприятелем.

18-пушечный российский бриг в продолжение 3 часов сражался с настигшими его двумя огромными кораблями турецкого флота. Когда на горизонте появились русские корабли, Казарский разрядил лежавший у крюйт-камеры пистолет в воздух. Вскоре израненный, но не побежденный бриг входил в Севастопольскую бухту.

Об этом написано много книг и других произведений разного жанра.
Победа «Меркурия» была настолько фантастичной, что некоторые знатоки военно-морского искусства отказывались в это верить. Английский историк Ф. Джейн, узнав о происшедшем сражении, заявил во всеуслышание: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля».

Но факт блестящей победы официально подтвердила турецкая сторона, и завистники приумолкли. Имя Казарского было на устах у всей России. Скромный морской офицер, не окончивший даже Морского корпуса, в один день стал национальным героем. Подвиг «Меркурия» вдохновлял художников и поэтов. Лучшие баталисты страны Айвазовский и Чернецов живописали это событие масляными красками на многометровых холстяных полотнах.

«Столь необыкновенное происшествие, доказывающее в чрезвычайной степени храбрость и твердость духа командира судна и всех чинов оного, обрекших себя на смерть для спасения чести флага, ими носимого, превышает всякую обыкновенную меру награды, какую я могу назначить сим людям, и токмо благость и неограниченные щедроты Вашего Императорского Величества в состоянии вознаградить столь достойный удивления подвиг… Государь, подношу для сего табель о числе людей, на бриге состоящих, и список офицерам онаго». (Из доклада командующего флотом)

Помимо специальной памятной медали в честь этого достославного события все участники боя были удостоены Георгиевских крестов, а офицеры брига получили право внести в свой фамильный герб пистолет, который Казарский положил перед боем у крюйт-камеры. Сам бриг был одним из первых в русском военно-морском флоте награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом. Этим же указом предписывалось всегда иметь в составе Черноморского флота бриг, построенный по чертежам легендарного «Меркурия».

Резолюция императора: «Капитан-лейтенанта Казарского произвести в капитаны 2 ранга, дать Георгия 4-го класса, назначить в флигель-адъютанты с оставлением при прежней должности и в герб прибавить пистолет.

Это про тот пистолет, который был положен на крышку люка крюйт-камеры: последний, из оставшихся в живых офицеров должен был выстрелить в порох и взорвать бриг.

Всех офицеров - в следующие чины. И у кого нет Владимира, дать Георгия 4-го класса, всем нижним чинам - знаки отличия военного ордена и всем офицерам - двойное жалованье в пожизненный пенсион...
На бриг «Меркурий» - Георгиевский флаг... Повелеваю по приходе в ветхость заменить его другим, продолжая сие до времен позднейших, дабы память знаменитых заслуг команды брига «Меркурий» и его имя во флоте никогда не исчезали и, переходя из рода в род, на вечные времена служили примером потомству».

Вот откуда слова на постаменте памятника, исполненного Брюлловым:
«ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР»

Еще некоторое время после сражения Александр Иванович Казарский командовал «Меркурием», затем принял новейший фрегат. В 1830 году вместе с князем Трубецким Казарский ездил в Лондон для поздравления английского короля Вильгельма IV как представитель Российского флота. Английские моряки встречали героя со всей торжественностью.

После поездки в Англию Николай I назначает капитана 1 ранга Казарского своим флигель-адъютантом. Но столичная жизнь не по душе скромному и незнатному морскому офицеру, не имеющему ни связей, ни друзей в высшем свете, да и не стремящемуся к этому.

Весной 1833 года на Черное море для проверки подготовленности к экспедиции тыловых контор флота был откомандирован из Петербурга флигель-адъютант Казарский. Как всегда, Александр Иванович трудился, не покладая рук. Проведя большую организаторскую работу по подготовке Босфорской экспедиции и обеспечению ее всеми необходимыми материалами и продуктами, он принимается за ревизию тыловых контор и складов в черноморских портах. Вначале он работает в Одессе, где вскоре вскрывает ряд крупных хищений и недостач. Затем переезжает в Николаев, где продолжает напряженно работать, но спустя всего лишь несколько дней внезапно умирает.

Произошло это 16 июля 1833 года. Было в то время Александру Ивановичу Казарскому неполных тридцать шесть лет.

Несмотря на многочисленные публикации о героическом командире брига «Меркурий», на то, что его недолгая жизнь, в общем-то, неплохо исследована, о последних днях пребывания Казарского в Николаеве историки и писатели хранят упорное молчание. Все единодушно отмечают одно: смерть героя настолько внезапна и скоропостижна, что была громом среди ясного неба для всех его многочисленных друзей и знакомых... А ведь стоило задуматься и поискать на страницах русской прессы следы того печального события, и многое перестало бы казаться таким ясным и простым.

В 1886 году популярный отечественный журнал «Русская старина» за июль - сентябрь опубликовал воспоминания Елизаветы Фаренниковой, близкой знакомой всей семьи Казарских и лично Александра Ивановича. «Русская старина» являлась одним из самых серьезных исторических журналов России и публиковала только те материалы, в достоверности которых сотрудники редакции были уверены. Но, несмотря на всю сенсационность статьи о причинах смерти Казарского, публикация прошла незамеченной. Почему? Может, потому, что была уже иная эпоха. Может, еще почему-то...

Сегодня проверить достоверность публикации Елизаветы Фаренниковой не представляется возможным. Однако она полностью подтверждается всей ситуацией, сложившейся на Черноморском флоте к 1833 году. А то, что статья появилась на страницах журнала только спустя пятьдесят три года после трагических событий, может, вероятно, служить лишним доказательством того, что автор до поры до времени не могла опубликовать свой материал. Возможно, по каким-то личным соображениям, возможно, боясь чьей-то мести...

Итак, что же произошло с капитаном 1 ранга Казарским летом 1833 года? Попробуем понять и хотя бы приблизительно проследить цепь событий, происшедших в июле 1833 года в Николаеве.

К середине тридцатых годов XIX века крепостное право и николаевская реакция уже подводили страну к будущей катастрофе в Крымской войне. На фоне отсталости и застоя процветали взяточничество и воровство, подкупы и подлоги. Не был исключением из общего правила и Черноморский флот, в особенности же его береговые конторы.

Вместе с тем именно двадцатые - тридцатые годы XIX века стали периодом возмужания целой плеяды замечательных моряков-черноморцев: П. С. Нахимова, В. И. Истомина, В. А. Корнилова и других. Достойное место в их строю занимал и Александр Иванович Казарский, последние месяцы деятельности которого проходили под началом М. П. Лазарева.

Характеризуя А. И. Казарского, современники наряду со всеми другими высокими качествами, присущими ему, единодушно отмечали честность и неподкупность.

Зная о его высоких моральных качествах, морской министр именно ему поручает в 1831-1832 годах провести несколько крупных ревизий, чтобы хоть как-то уменьшить масштабы хищений. Бывший командир «Меркурия» со всей ответственностью провел такие ревизии в Нижегородской, Симбирской, Саратовской и ряде других губерний, вскрыв там очень большие злоупотребления и недостачу, что, естественно, вызвало серьезное раздражение чиновничьих кругов, так или иначе причастных к этому.

Весной 1833 года к встрече Казарского на юге России, безусловно, готовились. Вполне вероятна и попытка подкупить столичного ревизора, но если она и была, то окончилась безрезультатно. Казарского подкупить было невозможно, и казнокрады это быстро поняли! А деятельность капитана 1 ранга в Одессе показала местным чиновникам, что он настроен весьма решительно. Тогда-то, видимо, и встал вопрос о том, как обуздать столичного ревизора. Силы у них для этого были, тем более что покровительствовали им контр-адмирал Критский - любимец командующего Черноморским флотом Грейга (сына героя Чесменского и Гогландского сражений) - и правитель канцелярии командующего Иванов.

Против них был бессилен даже начальник штаба флота М. П. Лазарев, который в одном из своих писем жаловался главнокомандующему русскими вооруженными силами на юге России А. С. Меншикову: «...Явное препятствие обер-интенданта в изготовлении эскадры надежным образом и столь дерзкое усилие его препятствовать мне в выполнении высочайшей воли я доводил до сведения главного командира, но получил отзыв... оправданиями обер-интенданта все остается по-старому и ничего не делается...». Но и Меншиков не мог ничем помочь Лазареву. В отчаянии он пишет своему другу Шестакову, характеризуя состояние кораблей эскадры, оставшихся без ремонта и припасов: «Париж» совершенно сгнил, и надобно удивляться, как он не развалился... «Пимен» кроме гнилостей в корпусе имеет все мачты и бушприт гнилыми до такой степени, что через фок-мачту проткнули железный шомпол насквозь!.. А фрегат «Штандарт» чуть не утонул... Как мне благоразумнее при теперешнем случае поступить, не знаю - должность генерал-адъютанта есть быть фискалом и доносчиком, а я до сего времени ни тем, ни другим не бывал, хотя вовсе не считаю бесчестным выводить наружу злоупотребление. Меншикову писал партикулярно о здешних злоупотреблениях, но толку все мало».

Сейчас уже почти невозможно установить точно, имел ли место разговор о творимых на флоте безобразиях между Лазаревым и Казарским. Однако логика подсказывает, что такого разговора не могло не быть. Испытывая трудности со снабжением уходящих к Босфору кораблей, Лазарев и обратился за помощью к облеченному большой властью флигель-адъютанту императора. Сталкиваться с посланником Николая I в открытую было далеко не безопасно, и Казарский с успехом выполнил внезапное и важное поручение Лазарева.
В своих разговорах с бывшим командиром «Меркурия» Лазарев не мог, естественно, не коснуться и общего положения дел на Черноморском флоте. Это видно из приведенных выше его писем и из того, что сразу же после отправления Босфорской эскадры Казарский направляется в Николаев, туда, где были сосредоточены тыловые конторы Черноморского флота.
Можно предположить, что Лазарев снабдил его и какой-то первичной информацией.
В такой обстановке не могли бездействовать и казнокрады, понимавшие, что после ревизии Одессы и столкновения с ними при подготовке Босфорской экспедиции Казарский уже кое-что знает. Тогда-то, видимо, и возник заговор против не в меру прыткого ревизора. Вполне возможно, что заговорщики прежде надеялись попытаться запугать Казарского, а в качестве крайней меры, если он не согласится на их условия, предусматривали его физическое уничтожение.

Но учли они не все. Вспомним, что Александр Иванович в свое время окончил Николаевское штурманское училище, много лет прослужил на Черноморском флоте. Вскоре Казарский узнал о заговоре. Фаренникова описывает это так: «Казарский был предупрежден раньше, что посягают на его жизнь. Оно и понятно, молодой капитан 1 ранга, флигель-адъютант был назначен ревизовать, а на флоте тогда были страшные беспорядки и злоупотребления». Александр Иванович сразу же стал перед дилеммой: что делать - продолжать свою деятельность, рискуя жизнью, или немедленно прекратить проверки и вернуться в Санкт-Петербург?

Дело осложнялось еще и тем, что рассчитывать Казарский мог в сложившейся ситуации только на свои силы. М. П. Лазарев уже ушел с эскадрой к Босфору, а командующий флотом адмирал А. С. Грейг был болен и отошел от дел. Всеми делами Черноморского флота ведали контр-адмирал Критский и правитель канцелярии командующего Иванов, повязанные по рукам и ногам взяточниками и казнокрадами. Но Казарский, несмотря ни на что, бросает вызов своим врагам!
Мы никогда не узнаем, был ли это поступок человека, уверенного в своих силах, или, наоборот, шаг отчаявшегося в неравной борьбе с воровством патриота... Ясно одно: бывший командир «Меркурия» прекрасно понимал, на что он шел, и все же решил не отступать, дать бой!
...В первых числах июля 1833 года Александр Иванович Казарский на пути в Николаев остановился отдохнуть у супругов Фаренниковых, проживавших в небольшом имении в двадцати пяти верстах от города. Елизавета Фаренникова в своих записках отмечает подавленное состояние Казарского, его необычайную задумчивость и нервозность. Приводит его слова: «Не по душе мне эта поездка, предчувствия у меня недобрые». И еще одна важная фраза, сказанная им: «Сегодня я уезжаю, я вас прошу приехать ко мне в Николаев в четверг, вы мне там много поможете добрым дружеским советом, а в случае, не дай Бог, чего я хочу вам передать многое».

Итак, в четверг в Николаеве должно было произойти что-то очень важное и опасное. Видимо, А. И. Казарский нуждался в помощи надежных и преданных друзей, потому и хотел встретиться в этот день с супругами Фаренниковыми. Более того, он уже располагал определенной информацией и боялся, что она может исчезнуть после его гибели. Александр Иванович ошибся в своих подсчетах всего лишь на один день, но эта роковая ошибка стоила ему жизни!
Спустя несколько дней после прощания Казарского с супругами Фаренниковыми к ним в четверг под утро прискакал верховой с известием, что Александр Иванович умирает. Загнав лошадей, Фаренниковы прибыли в Николаев и нашли Казарского уже в агонии. Умирая, он успел прошептать им всего лишь одну фразу: «Мерзавцы, меня отравили!»
Через полчаса в страшных муках он скончался. Уже к вечеру, как отмечает Фаренникова, «голова, лицо распухли до невозможности, почернели, как уголь, руки распухли, почернели аксельбанты, эполеты, все почернело... когда стали класть в гроб, все волосы упали на подушку».
Анализ обстоятельств смерти А. И. Казарского, внешних изменений после его кончины дает веское основание полагать, что командир «Меркурия» был отравлен наиболее известным в то время ядом - мышьяком. При этом доза, которую дали Казарскому, была настолько чудовищна, что ее хватило бы на нескольких человек.

Избрав для осуществления своей подлой цели мышьяк, убийцы могли рассчитывать прежде всего на то, что криминалистики как науки тогда еще не было и в помине. Сам факт отравления мышьяком врачи научились выявлять несколько позднее - в 60-х годах XIX века, когда стала известна реакция так называемого мышьякового зеркала. Но к тому времени о загадочной смерти Казарского уже забыли...

Заканчивая разговор о мышьяке, уместно вспомнить, что он имеет одну существенную особенность, - этот яд можно выявить в останках и спустя столетия. Так, например, сравнительно недавно был научно установлен факт отравления мышьяком Наполеона (по накоплениям этого яда в волосах умершего).

К сожалению, в силу политических и экономических причин думать сегодня об эксгумации тела командира «Меркурия» не приходится...

Но вернемся к событиям лета 1833 в Николаеве. Похороны А. И. Казарского его знакомая описывает так: «За гробом народу шло много, в том числе вдовы, сироты, которым он так много помогал. Все они, рыдая о своем благодетеле, кричали вслух: «Убили, погубили нашего благодетеля, отравили нашего отца!»

Впереди гроба несли его ордена и золотую шпагу с надписью «За храбрость», которой Казарский был награжден за штурм крепости Варна. Черноморцы тяжело переживали смерть героя. Один из друзей Лазарева писал адмиралу на Босфорскую эскадру: «...Не буду говорить о горестном чувстве, которое произвело во мне сие известие: оно отзовется в душе каждого офицера Российского флота».

О загадочной смерти Казарского ходило тогда по Николаеву много толков. Супруги Фаренниковы, не покинув сразу город, попытались восстановить события последних дней жизни Казарского. Они установили, что, прибыв в Николаев, Александр Иванович за неимением гостиницы снял комнату у некоей немки. У нее и столовался, причем, обедая, как правило, просил ее саму вначале испробовать приготовленную пищу. «Делая по приезде визиты кому следует, - пишет Фаренникова, - Казарский нигде ничего не ел и не пил, но в одном генеральском доме дочь хозяина поднесла ему чашку кофе...» Посчитав, видимо, неудобным отказать молодой девушке, Казарский выпил кофе. Спустя несколько минут он почувствовал себя очень плохо. Сразу же поняв, в чем дело, он поспешил домой и вызвал врача, у которого попросил противоядия. Мучимый страшными болями, кричал: «Доктор, спасайте, я отравлен!» Однако врач, скорее всего тоже вовлеченный в заговор, никакого противоядия не дал, а посадил Казарского в горячую ванну. Из ванны его вынули уже полумертвым. Остальное известно...

Реакцию властей на столь внезапную и подозрительную смерть столичного ревизора Фаренникова описывает следующим образом: «Были доносы, что Казарского отравили, через полгода прибыла в Николаев следственная комиссия, отрыли труп, вынули внутренности и забрали их в Санкт-Петербург. На этом все и кончилось». Удивляться здесь не приходится. Ведь даже если предположить, что члены комиссии, прибывшие для расследования этой загадочной смерти, не были подкуплены, криминалистика того времени была еще слишком слаба, чтобы устанавливать причину смерти спустя месяцы...

И еще один факт. В это самое время из Николаева на имя императора Николая I поступило письмо о неестественной смерти А. И. Казарского, подписанное николаевским купцом 1-й гильдии Василием Кореневым, в котором он также указывал на существование заговора злоумышленников.

Военный историк В. М. Малышев в своем труде «Флигель-адъютант его императорского величества капитан первого ранга Александр Иванович Казарский», вышедшем в Петербурге в 1904 году, пишет по этому поводу: «Донос сей, по произведенному исследованию, оказался не имеющим никакого основания и государь император по донесении об этом его императорскому величеству высочайше соизволил: «Николаевского 1-й гильдии купца Василия Коренева за упомянутый выше неуместный донос опубликовать от Сената, с строгим подтверждением удерживаться впредь от подобных действий». Это было исполнено указом сената от 22 марта 1834 года».

Говоря современным языком, Кореневу было приказано на уровне сената держать язык за зубами. Обращает на себя внимание, что Коренев являлся не просто жителем Николаева и даже не просто купцом, а купцом 1-й гильдии, то есть наиболее богатым и влиятельным. Вряд ли человек такого положения, обладающий трезвым, расчетливым умом, стал бы писать заведомую напраслину, заранее подвергая себя возможности быть наказанным и лишенным каких-нибудь привилегий. Уж он-то, торговый человек, наверняка немало знал о заговоре флотских казнокрадов, с которыми вращался в одной среде. Возникает справедливый вопрос: почему Николай I не настоял на более тщательном расследовании причин смерти своего флигель-адъютанта? Ответить на него непросто. Но вспомним, что отравлен Казарский был в доме генерала, и сразу станет ясно: в том, чтобы замять «дело Казарского», были заинтересованы самые высокие инстанции, имевшие связи и в столице. При таком положении дел, естественно, весьма несложно было организовать должным образом и подачу материала о смерти Казарского императору. К чести Николая I, он предпринял все возможные усилия, чтобы разобраться с таинственной смертью своего флигель-адъютанта. Расследование дела он поручил шефу корпуса жандармов генералу Бенкендорфу.

Восьмого октября 1833 года Бенкендорф передал императору записку, где значилось следующее: «Дядя Казарского Моцкевич, умирая, оставил ему шкатулку с 70 тыс. рублей, которая при смерти разграблена при большом участии николаевского полицмейстера Автомонова. Назначено следствие, и Казарский неоднократно говорил, что постарается непременно открыть виновных.

Автомонов был в связи с женой капитан-командора Михайловой, женщиной распутной и предприимчивого характера; у нее главной приятельницей была некая Роза Ивановна, состоявшая в коротких отношениях с женой одного аптекаря. Казарский после обеда у Михайловой, выпивши чашку кофе, почувствовал в себе действие яда и обратился к штаб-лекарю Петрушевскому, который объяснил, что Казарский беспрестанно плевал и оттого образовались на полу черные пятна, которые три раза были смываемы, но остались черными.

Когда Казарский умер, то тело его было черно, как уголь, голова и грудь необыкновенным образом раздулись, лицо обвалилось, волосы на голове облезли, глаза лопнули и ноги по ступни отвалились в гробу. Все это произошло менее чем в двое суток. Назначенное Грейгом следствие ничего не открыло, другое следствие также ничего хорошего не обещает, ибо Автомонов - ближайший родственник генерал-адъютанта Лазарева».

А что же Николай I? Как он отреагировал на записку Бенкендорфа? Поверх докладной император наложил размашистую резолюцию: «Меншикову. Поручаю вам лично, но возлагаю на вашу совесть открыть лично истину по прибытии в Николаев. Слишком ужасно. Николай».
Из резолюции видно, что император был потрясен содержанием записки и писал ее сумбурно, дважды не к месту употребив слово «лично». Любопытно и то, что, отказываясь от услуг департамента Бенкендорфа, Николай перепоручил расследование Меншикову. В чем причина того, что жандармы были отстранены от «дела Казарского», неизвестно. Только ли в том, что Бенкендорф в своей записке дает недвусмысленно понять, что не верит в результат расследования и не очень-то хочет им заниматься? Снова вопросы, ответа на которые пока нет.
Расследование Меншикова тоже никакой ясности в раскрытие истинных причин смерти бывшего командира брига «Меркурий» не внесло. А прошло еще немного времени, и дело за давностью и недоказанностью было предано забвению.

Вот, пожалуй, и все, что нам известно о смерти А. И. Казарского. Идя на верную гибель, он все же вступил в неравное противоборство с всесильным чиновничьим аппаратом крепостной России, пал, но не отступил в этой борьбе.
Мы знали командира легендарного «Меркурия» как отважного воина, теперь узнали как патриота и гражданина своего Отечества в самом высоком смысле этих слов.
Всей своей жизнью и даже смертью доказал Александр Иванович правомерность надписи, начертанной на памятнике, поставленном ему: «Казарскому. Потомству в пример».

В чем пример, пусть читатель разберется сам.

Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы - Инженер-капитан 1 ранга , в 1940 году , инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер . Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты , морской авиации) присваивалось звание полковник.

В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан » (англ. Captain ). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен ».В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально - «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», буквально - «капитан [линейного] корабля»), в португалоязычных - порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», буквально - «капитан моря и боя») [ ] . Возможны и другие варианты.

Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».

История знаков различия воинского звания в России

Образцы знаков различий Капитана 1-ого ранга и эквивалент в Российской императорской флоте
Чин
Российский императорский флот

нарукавый знак
погон
эполет
один широкий галун
с завидком
и два широких
без завидка
- все три в 3/4









Код 12
Класс
по Табели о рангах
VI

нарукавный
знак
(1917)
Капитан 1-го ранга
(1904 - 1917)
Инженер-механик
капитан 1-го ранга
(1913 - 1917)
Полковник
инженер-механик
(1905 - 1913)
Полковник
по адмиралтейству
(1904 - 1917)
Полковник
морской
артиллерии
(1904 - 1917)
Полковник
флотских
штурманов
(1904 - 1917)
Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга (ОФ-5) в СССР и Российской Федерации
Звание
Военно-Морской Флот СССР

Военно-Морской Флот Российской Федерации
нарукавый
знак

погон


Командир
корабля 1-ого ранга
(1918 - 1935)
Капитана
1-ого ранга

(1935 - 1991)
погон
к кителю (1943 - 1955)
... парадный
(1955 - 1991)
... парадный
(1994 - 2010)
... парадный
к белой рубашке
(1994 - 2010)
... ежедевный
(1994 - 2010)
... парадный
(c 2010 года)

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Капитан 1-го ранга"

Примечания

Литература

  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР , от 7 мая 1940 года, «Об установлении воинских званий высшего командного состава Военно-Морского Флота.»
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР, от 10 августа 1943 года, «О делении военнослужащих Военно-Морского Флота на рядовых, старшин и офицеров.»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитан 1-го ранга

– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.
– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.
– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.

Звание капитана принадлежит не только к сухопутным войскам, но еще и к корабельным. В армии России используется также и в военно-воздушных войсках, но свое распространение оно получило именно в военно-морском флоте.

Принимая во внимание иерархию в сухопутных войсках, можно провести соответствие их чинов и чинов корабельных. Однако новичкам это сделать достаточно сложно. Звание капитана в морских войсках относится к офицерскому составу старшего разряда, при этом оно еще подразделяется на ранги.

История происхождения звания

Капитан как звание был введен еще в эпоху правления Петра Великого, после возвращения императора из путешествия по заграничным странам. Это событие произошло в начале XVIII века, однако спустя несколько лет разделение капитана на ранги было упразднено.

С тех пор во времена царской власти капитану первого ранга соответствовало несколько измененное название, оно звучало как «капитан флота». По сути, в функционировании армии практически ничего не поменялось, изменились только наименования отдельных элементов структуры. При этом понятия капитан и полковник успели соединиться, поэтому присутствовало звание «капитан полковничьего ранга». Стоит отметить, что такой подход является оптимальным с точки зрения понимания, какому чину в сухопутных войсках соответствует тот или иной чин в военно-морском флоте.

В середине пятидесятых годов того же века капитанские ранги вновь были восстановлены. Причем даже был установлен возрастной ценз, то есть предельный срок, в течение которого тот или иной военнослужащий имел право занимать должность капитана первого ранга. Максимальное количество лет составляло 55, но такое ограничение распространялось только на данный чин. Капитан, например, второго ранга мог находиться в этом звании бессрочно.

Когда к власти пришли коммунисты, и наступило время Советского союза, был учрежден еще один чин, который относился к инженерам, которые наравне с другими несли корабельную службу. К этому званию приписывалось также «инженер первого ранга». Оно присваивалось только тем военнослужащим, которые были заняты в инженерном деле и находились в плавающем составе. Прочим же военным отдавалось звание полковника.

Узнай: Какую форму носят солдаты и офицеры ВКС

В армии многих зарубежных стран используется звание капитана. Однако, чтобы не повторяться, нередко применяют видоизменное наименование. Оно звучит как «кэптан», поскольку именно таким образом оно читается на английском и других языках, произошедших от латыни.

На кораблях матросы и военнослужащие, стоящие ниже рангом, могут называть капитана сокращенно «кэп». Конечно, военным уставом это не предусмотрено, однако подобная тенденция отмечается все чаще. По большей мере это является традицией или обычаем среди военнослужащих корабельных войск. Как говорят многие специалисты, если на корабле капитана называют «кэп», то это свидетельство тесных дружеских и товарищеских взаимоотношений между членами команды.

Соответствие морских званий чинам сухопутных войск

Многие задаются вопросом, капитан первого ранга – это какое звание в сухопутных войсках, как их соотнести. Получается, что этому чину соответствует звание полковника. На погонах капитана первого ранга можно рассмотреть очевидные отличия от этого чина сухопутных войск. Соответственно, капитан второго ранга является эквивалентом подполковника, а капитан третьего ранга – майору.

Зачастую возникает вопрос, какое звание выше – капитан или майор? Если мы говорим о сухопутных войсках, то майор однозначно выше капитана, поскольку первый относится к старшему офицерскому составу, а второй – к младшему офицерскому составу.

Если же в учет идет то, что капитан относится к военно-морскому флоту, то здесь необходимо уточнить, какой ранг у капитана, поскольку от этого фактора будет зависеть и старшинство. Как уже было сказано, майор соответствует самому младшему капитанскому званию на флоте.

Капитан первого и второго ранга будет идти выше, чем майор в сухопутных войсках, а капитан третьего ранга по званию будет ему равен.

Для еще совсем молодых военнослужащих остается загадкой, какое звание после капитана в морских войсках. Капитанский ранг – это ранг, который относится к старшему офицерскому составу на корабле. Все три звания означают, что офицер, который им принадлежит, находится в старшем составе.

Узнай: Игорь Олегович Родобольский - самый титулованный российский военный

Далее идет уже высший состав российской армии, и первой ступенью является контр-адмирал. В сухопутных войсках этому рангу соответствует звание генерал-лейтенанта или же генерал-майора. Дело в том, что званий в высшем офицерском составе неодинаковое количество в данных видах войск, поэтому ответить точно на этот вопрос достаточно трудно.

Поэтому при вопросе, после капитана какое идет звание, можно с точностью сказать, что далее идут адмиралы, которые, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов по старшинству.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:

  • на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
  • строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
  • диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
  • расстояние от края погона составляет 6 см;
  • данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.

Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:

  • капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
  • на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
  • между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.

Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:

  • на каждом погоне расположено три звезды;
  • диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
  • поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.

Узнай: Какие воинские звания предусмотрены в армии РФ