Отзыв о рассказе В.Драгунского «Красный шарик в синем небе. В.Драгунский "Красный шарик в синем небе" Герои рассказа красный шарик в синем небе


Вдруг наша дверь распахнулась, и Аленка закричала из коридора:

В большом магазине весенний базар!

Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки, и отчаянные. Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали. А она снова набрала воздух и давай:

Бежим, Дениска! Скорее! Там квас шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

Кричит, как будто случился пожар. И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.

Мы взялись с Аленкой за руки и побежали как сумасшедшие в большой магазин. Там была целая толпа народу и в самой середине стояли сделанные из чего-то блестящего мужчина и женщина, огромные, под потолок, и, хотя они были ненастоящие, они хлопали глазами и шевелили нижними губами, как будто говорят. Мужчина кричал:

Весенний базаррр! Весенний базаррр!

А женщина:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

Мы долго на них смотрели, а потом Аленка говорит:

Как же они кричат? Ведь они ненастоящие!

Просто непонятно, - сказал я.

Тогда Аленка сказала:

А я знаю. Это не они кричат! Это у них в середине живые артисты сидят и кричат себе целый день. А сами за веревочку дергают, и у кукол от этого шевелятся губы.

Я прямо расхохотался:

Вот и видно, что ты еще маленькая. Станут тебе артисты в животе у кукол сидеть целый день. Представляешь? Целый день скрючившись - устанешь небось! А есть, пить надо? И еще разное, мало ли что… Эх ты, темнота! Это радио в них кричит.

Аленка сказала:

Подходите сюда поскорее,

Здесь билеты вещевой лотереи!

Каждому выиграть недолго

Легковую автомашину «Волга»!

А некоторые сгоряча

Выигрывают «Москвича»!

И мы возле него тоже посмеялись, как он бойко выкрикивает, и Аленка сказала:

Все-таки когда живое кричит, то интересней, чем радио.

И мы долго бегали в толпе между взрослых и очень веселились, и какой-то военный дядька подхватил Аленку под мышки, а его товарищ нажал кнопочку в стене, и оттуда вдруг забрызгал одеколон, и когда Аленку поставили на пол, она вся пахла леденцами, а дядька сказал:

Ну что за красотулечка, сил моих нет!

Но Аленка от них убежала, а я - за ней, и мы наконец очутились возле кваса. У меня были деньги на завтрак, и мы поэтому с Аленкой выпили по две большие кружки, и у Аленки живот сразу стал как футбольный мяч, а у меня все время шибало в нос и кололо в носу иголочками. Здорово, прямо первый сорт, и когда мы снова побежали, то я услышал, как квас во мне булькает. И мы захотели домой и выбежали на улицу. Там было еще веселей, и у самого входа стояла женщина и продавала воздушные шарики.

Аленка, как только увидела эту женщину, остановилась как вкопанная. Она сказала:

Ой! Я хочу шарик!

А я сказал:

Хорошо бы, да денег нету.

А Аленка:

У меня есть одна денежка.

Она достала из кармана.

Я сказал:

Ого! Десять копеек. Тетенька, дайте ей шарик!

Продавщица улыбнулась:

Вам какой? Красный, синий, голубой?

Аленка взяла красный. И мы пошли. И вдруг Аленка говорит:

Хочешь поносить?

И протянула мне ниточку. Я взял. И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! Ему, наверно, хотелось улететь. Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как будто очень просится улететь. И мне вдруг стало его как-то жалко, что вот он может летать, а я его держу на привязи, и я взял и выпустил его. И шарик сначала даже не отлетел от меня, как будто не поверил, а потом почувствовал, что это вправду, и сразу рванулся и взлетел выше фонаря.

Аленка за голову схватилась:

Ой, зачем, держи!

И стала подпрыгивать, как будто могла допрыгнуть до шарика, но увидела, что не может, и заплакала:

Зачем ты его упустил?

Но я ей ничего не ответил. Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы - посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.

Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький… У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня замелькали какие-то хвостатые точки и узоры. И шарика уже не было нигде.

И тут Аленка вздохнула еле слышно, и все пошли по своим делам.

И мы тоже пошли, и молчали, и всю дорогу я думал, как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое, синее-синее небо улетает от нас красный шарик. И еще я думал, как жалко, что я не могу это все рассказать Аленке. Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая. Вот она идет рядом со мной, и вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках. Ей небось жаль свой шарик.

И мы шли так с Аленкой до самого дома и молчали, а возле наших ворот, когда стали прощаться, Аленка сказала:

Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик… чтобы ты его выпустил.

Страница 0 из 0

Урок по литературн о му чтению

в 4 классе.

Тема : "Поход в "Музейный дом" . Репродукция картины Сергея Лучишкина "Шар улетел" . В . Ю . Драгунский "Красный шарик в синем небе" .

Цель урока : учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека.

Задачи :

    Продолжаем учиться анализировать и сравнивать произведение живописи и литературы.

    Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.

    Учить находить связь произведений литературы с произведениями живописи.

    Выработка умения использовать выборочное чтение.

    Объяснять приемы смешного.

    Формировать умение сравнивать живописное произведение и художественный текст с точки зрения выраженных в них мыслей,чувств и переживаний.

Тип урока: комбинированный

Ресурсы : хрестоматия О.В.Малаховская «Литературное чтение», учебник «Русский язык» Н.А.Чуракова (2 часть) , презентация.

Виды деятельности : беседа, выборочное чтение, частично-поисковая работа.

Основные термины и понятия : репродукция, пейзаж, контраст, рассказ, тема, основная мысль.

Ход урока

1 . Организационный момент .

2. Подготовка к восприятию материала .

Посмотрите на воздушный красный шарик.Какие ассоциации у вас возникли?

(праздник

радость

неожиданность и т . д . )

Как вы думаете почему красный шарик появился у нас сегодня на уроке?

Сегодня мы познакомимся с произведениями в которых он будет присутствовать.

(Cообщение темы урока.)

В словаре Ожегова слово красный означает: Обозначение цвета.Употребляется в народной речи и поэзии для обозначения чего-нибудь хорошего, яркого, светлого.

3. Работа с репродукцией .

(Репродукция - картина, рисунок, воспроизведенный типографским способом.

Картина – произведение живописи в красках.

Пейзаж – вид какой-нибудь местности.)

Найдите в "Музейном доме" репродукцию картины С.Лучишкина "Шар улетел" и рассмотрите ее.

Теперь закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.

Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?

(Тоскливое и страшное .

Как будто город пустой , людей .

Да и растительность чахлая : то ли приживется , то ли нет!

И окрашено все в какой-то один цвет .

Как-то безрадостно . )

У всех такое мнение, или есть еще предположения.

Иногда большие города называют "каменными джунглями".

Про этот город можно так сказать?

Как расположены дома?

(Они наклонены к девочке , крыши достигают неба , которое видно лишь в промежутке между этими домами , а не сверху ;

дома одинаковые , с одинаково темными окнами .

Здания кажутся значительно более мощными , более живыми , чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья , ни на одном из них нет ни единого листочка . )

А теперь откройте изображение девочки и воздушного шарика.

Возникают у вас новые впечатления?

Картина ожила, стала более "человечной"?

Или ощущения тоски и одиночества усилились?

(Летящий в небе красный шарик создает ощущение глубины пространства , движение воздуха в картине . Крошечная фигурка девочки в синем платье , смотрящей на улетающий шар , оживляет городской пейзаж , он перестает быть таким необжитым(можно обратить внимание на фигурки людей в окнах домов) .

Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету и по размеру .

Этот контраст показывает , что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж .)

4.Работа с рассказом Драгунского.

Откройте хрестоматию на стр.91.

Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого автора В.Ю.Драгунского «Красный шарик в синем небе».

Беседа после прочтения первой части.

Как зовут мальчика-героя этого и других рассказов Виктора Драгунского?

(Дениска)

Какие рассказы этого писателя вы помните?

В них была девочка Аленка?

Аленка младше Дениски или ровесница? Из каких строчек это понятно?

(-Вот и видно, что ты еще маленькая.)

Какое впечатление произвели на Дениску крики Аленки о том, что в магазине открылся весенний базар? Процитируй нужные строки.

(Я сначала подумал, что кого-нибудь зарезали.

Кричит, как- будто случился пожар.)

Как Дениска комментирует слова и поведение Аленки?

(Она ужасно громко кричала, и глаза у нее были круглые, как кнопки,и отчаянные.)

Какой прием использует писатель?

(C равнение)

Кто из детей способен увлечь другого за собой? Подтверди свой ответ строчками из текста.

(-Бежим, Дениска! Скорее! Там квас продают шипучий! Музыка играет, и разные куклы! Бежим!

И я от этого тоже как-то заволновался, и у меня стало щекотно под ложечкой, и я заторопился и выскочил из комнаты.)

Тебе было смешно?

Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?

(Контраст - резкая противоположность. Нас делают смешными наши недостатки.)

Чтение второй части. Беседа по вопросам.

Дениска относится к шарику, как к живому.- задумчиво сказал Миша.

Что он имел в виду? Процитируй нужные фрагменты текста.

(И сразу как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку.Ему,наверно, хотелось улететь.Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво так потягивается из рук, как- будто очень просится улететь.И мне вдруг стало его как-то жалко,что вот он может летать, а я держу на привязи.)

Какое чувство охватило Дениску,когда он наблюдал за улетающим шариком? Только ли Дениску оно охватило?

(Я смотрел вверх на шарик. Он летел кверху плавно и спокойно,как будто этого и хотел всю жизнь.

И я стоял,задрав голову, и смотрел, и Аленка тоже, и многие взрослые остановились и тоже позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, а он все летел и уменьшался.)

Вы сможете объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и радости?

(…как красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые,и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в синее-синее небо улетает от нас красный шарик…)

Испытывала ли Аленка те же чувства в тот момент, когда Дениска выпустил шарик?

(Аленка за голову схватилась:-Ой,зачем,держи!... и заплакала.)

Какие слова и поступки Аленки говорят о том, что она еще маленькая?

(Хочешь поносить? И протянула мне ниточку.)

О чем думает Денис по пути домой?

(…как жалко что я не смогу это все рассказать Аленке.Я не сумею словами, и если бы сумел, все равно Аленке бы это было непонятно, она ведь маленькая.)

А еще о чем?

(Вот она идет рядом со мной,вся такая притихшая, и слезы еще не совсем просохли у нее на щеках.Ей небось жаль своего шарика.)

Почему ребята молчали всю дорогу?

(Каждый думал о своем.)

Способна ли Аленка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли она чувствовать красоту?

Почему вы так думаете?

(Если бы у меня были деньги, я бы купила еще один шарик…чтоб ты его выпустил.)

Ты теперь понимаешь почему Денис дружит с этой девочкой?

Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется.

5.Что же объединяет произведения художника и писателя?

(общая тема или общая главная мысль (общее переживание))

Произведения писателя и художника объединяет общая тема.

А главная мысль рассказа Драгунского отличается от того чувства (переживания) , которым делится с нами художник.

В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости.

Главный герой Денис думает, глядя на шарик: «как это красиво, когда весна на дворе, и все нарядные и веселые, и машины туда-сюда, и милиционер в белых перчатках, а в чистое синее-синее небо улетает от нас красный шапик…»

Весенний, яркий городской пейзаж, окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик усиливает это состояние праздника.

В картине красный шарик, летящий на фоне выбеленного сероватого неба, оживляет довольно безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его более человечным, обжитым.

6.Задание на дом.

Прочитайте в «Сведениях о писателях» статью о В.Драгунском.

Урок литературного чтения в 3 классе

В. Драгунский. Красный шарик в синем небе

Цели:

    познакомить с отрывком из произведения В. Драгунского «Красный шарик в синем небе»); совершенствовать навыки выразительного и осознанного чтения, формировать навыки поискового чтения;

    развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев и передавать свое, умение ориентироваться в тексте, развивать речь учащихся, прививая интерес к чтению художественной литературы;

    способствовать нравственному воспитанию учащихся, взаимопониманию и уважению друг друга; воспитывать умение радоваться каждому дню своей жизни, видеть необычное в обычном .

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Литературное чтение. 3 класс» (В. Ю. Свиридова. Самара: Учебная литература, 2012) красный воздушный шар, карточки с целями, магнитная доска, магниты, карточки для рефлексии, выставка книг В. Драгунского.

Ход урока

    Организационный момент (эмоциональный настрой). 0,5 минута

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня замечательный день. Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.

Поприветствуем друг друга улыбкой. Спасибо. Пожелаем мысленно друг другу удачи и начнем урок.

    Постановка целей урока. 2 минуты

У.: Когда я собиралась сегодня к вам, мне на глаза попалась книга моего любимого детского писателя (показать). Я подумала, что вам, наверное, тоже нравятся его рассказы.

И сегодня на уроке мы узнаем интересные факты из жизни этого автора, познакомимся с одним из его рассказов.

( вывешиваю цели)

Как вы думаете, что еще мы будем делать на уроке? (читать, отвечать на вопросы, думать, размышлять) (цели на карточках на доску )

Все верно. Молодцы.

    Подготовка к первичному восприятию текста. 3 минуты

У.: Когда мы берем книгу, на что обращаем внимание в первую очередь? (на обложку)

Какую информацию несет в себе обложка? (И.Ф. автор). Правильно.

Какие произведения Драгунского вы читали?

Кому эти книги адресованы?

Какие произведения пишет, веселые или грустные?

Знакомство с биографией 2,5 минуты

У.: Это мой любимый писатель, о котором я много знаю. Мне хотелось бы, чтобы и вы узнали интересные факты о нем. Послушайте. (Включаю запись с биографией писателя- слайд 3 )

Поднимете руки, кто смотрел фильмы, снятые по сценариям его книг?

Словарная работа. 3 минут

Кто запомнил, где родился В. Драгунский? Кем довелось ему работать? Знаете вы такие профессии? (слайд 4 )

Кто такой лодочник? (1) Услышали?

Лодочник – человек, который занимается перевозкой на лодке. Слайд 4

А токарь? А шорник?

Давайте посмотрим значение этих слов в толковых словарях. У нас есть словарь Ожегова и словарь Баханькова. (закладки и подчеркнуть слова) 2 словаря – 2 ребенка.

(слайд 5)

(1) Токарь (2) – – рабочий, специалист по токарному делу.

Токарное дело – механическая обработка твердых материалов.

( слайд 6)

    Шорник (2) – человек, который из кожи делает седла и другие приспособления для лошадей.

Ребята, а кто был героем рассказов Драгунского ?

А вы знаете, кто такой Дениска на самом деле?

1, 5 минуты Появление Шарика

В. Драгунский написал очень много рассказов для детей. И все они хороши. Какой же выбрать?..

( Раздается стук в дверь. Удивиться – кто это? В дверь влетает красный шарик )

Ой, шарик! (взять в руки) Откуда ты? Как здесь очутился? (поднести к уху)

Ребята, это не просто шарик, а герой одного из рассказов Драгунского. И он хочет, чтобы мы сегодня прочитали отрывок из этого рассказа. Он как раз есть в ваших учебниках на с.46. Откройте свои книги и прочитайте название

(в это время привязать шарик к выставке книг)

Как вы думаете, о чем будет рассказ?

Подтвердятся ли наши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением.

    Первичное восприятие текста. 3,5 минуты

Сейчас я прочту вам отрывок из этого рассказа. А вы внимательно слушайте, постарайтесь уловить интонацию героев. Я вам советую закрыть глаза, чтобы лучше представлять то, о чем будете слушать.

Проверка первичного восприятия.

Понравился вам рассказ?

Расскажите, что вам представлялось? Какие картины рисовались в вашем воображении?

Подтвердились ли наши предположения о содержании рассказа?

От чьего лица ведется повествование? Назовите главных героев рассказа.

Отлично, молодцы.

    Физминутка. 1 минута

Шарик, шарик мой воздушный!

Непоседа непослушный!

Я на шарик нажимаю, из- под рук он вылетает.

Вверх! Но я его поймал,

Нитку к пальцу привязал,

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

(«Прижать» к щеке)

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай.

Отдохнули, размялись сами. А теперь подготовим наш голос к чтению.

Речевая разминка. 2 минуты

При чтении текста важно выбрать нужную интонацию, правильно ставить логические ударения в предложениях. Сейчас мы вместе потренируемся в интонировании. (слайд 7) Будем выделять голосом слова по очереди.

Каждый день приносит радость.

Прочитайте, ставя логическое ударение на первое слово (2е, 3е, 4е)

Молодцы. У вас замечательно получилось.

    Перечитывание текста по частям.

Понравилось вам, как читала я? Теперь я уверена, что у вас получится не хуже. Давайте постараемся при чтении передать характер наших героев, выразить свое отношение к их поступкам.

1 часть – с. 46

О чем прочитали?

Как отреагировала Аленка? Найдите в тексте.

Почему Дениска так поступил? Подтвердите словами автора.

Да, ребята. Для Дениски шарик живой. Какими словами автор показывает нам это? (потянул за ниточку, настойчиво потягивается из рук, как будто не поверил, почувствовал, хотел всю жизнь )

Кто-нибудь знает, как называется такой прием, когда неодушевленный предмет ведет себя, как живой? Это прием олицетворение.

Что мы можем сказать о Дениске? Какой он? (добрый, внимательный, фантазер )

2 часть – с.47 – до конца

- Продолжим чтение.

Что делали дети? (смотрели, как улетает шарик)

А вы обратили внимание, какое необычное облачко было в небе? Найдите в тексте. (пушистое и маленькое, как крольчонок)

Что чувствовал Дениска, когда смотрел вслед шарику?

- Почему Аленка вздохнула? Обратили внимание на слова «еле слышно»? Почему автор их использует?

Объяснил ли Дениска Аленке, почему отпустил шарик? Почему? Подтвердите словами из текста.

А ему хотелось объяснить ей? Как вы думаете, почему это было важно для Дениски? (очень важно, когда друзья понимают тебя)

Поняла ли Аленка Денискины чувства? Откуда мы это узнаем? Как сказано у автора?

Можем мы сказать, что Дениска и Аленка действительно друзья?

О каких Денискиных качествах мы можем теперь сказать? (понимает Аленку, умеет видеть красоту )

    Работа с текстом после чтения.

У Драгунского очень много смешных рассказов. Как вы думаете, а этот рассказ смешной? Почему?

Наш рассказ ведется от лица Дениски. Давайте попробуем теперь рассказать то же самое, но от лица Аленки. Как она воспринимала происходящее? Постарайтесь передать ее чувства? (1 человек)

Назовите еще раз героев нашего рассказа? А кто же из них главный?

А Шарик? Так кто же главный герой рассказа? (Шарик тоже главный герой)

Да, ведь не случайно Драгунский назвал свой рассказ «Красный шарик в синем небе».

Подумайте, принес ли этот день радость нашим героям? (А я хочу высказать свое мнение. Я считаю, что каждый день несет нам радость. Нужно только уметь видеть радостное и красивое, необычное в обычном, и самому творить красоту и добро)

Итог урока. 2 минуты

Понравился урок? Чем он вам запомнился?

Вспомните, какие цели мы ставили себе в начале урока? Выполнили? (читаем с доски цели. Выполнили?)

Рефлексия. 1 минута

На партах по три смайлика. Выберите тот, который отражает ваше настроение.

Мне тоже понравилось, как мы с вами работали на уроке. Я тоже выбираю радостный смайлик.

И с удовольствием поставлю пятерки …….. И нашему Шарику вы тоже очень понравились. Он решил остаться с вами.

Д.з. – Я вам советую найти и прочитать этот рассказ полностью. Он обязательно вам понравится. А еще попробуйте, кто захочет

Подготовить пересказ отрывка от лица Шарика

Придумать продолжение рассказа – какие приключения пережил Шарик, прежде чем попал к нам на урок.

- Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей, думающих и умеющих рассуждать.

Всем спасибо за урок. Урок окончен.