Ролевая игра по сказке. Ролевая игра для гостей. Игра «Кто есть кто?»


Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с отношениями социальной субординации - взаимодействием людей (героев) в совместной деятельности, при которой существует определенная система ответственности и подчинения.

Продолжать учить детей анализировать ситуацию, в которой участвуют 2-3 действующих лица (в иллюстрациях; при просмотре сюжета мультфильма или сказки), фиксировать субординацию ролей в виде моделей.

Продолжать учить детей замечать, что действующее лицо, в зависимости от обстоятельств, может менять свое положение относительно других лиц.

Продолжать развивать познавательные интересы детей при ознакомлении их с существующей в обществе субординации.

На примере героев произведений учить детей с уважением относиться друг к другу, быть честными и справедливыми.

Словарная работа: активизировать словарь детей понятиями: "главная роль", "менее главная", "совсем не главная", "отрывок", "сюжет". Ввести в словарь детей понятия: "ворчалка", "безвыходное положение", "полезное дело".

Материалы к занятию:
Демонстрационный: иллюстрация к сказке "Маша и медведь"; персонажи кукольного театра: "лиса", "заяц", "медведь" к сказке "Заюшкина избушка"; аудиозапись сказки "Колобок"; видеозапись мультфильма "Винни-Пух"; рисунок домика Совы; набор моделей.
Раздаточный: набор моделей на каждого ребенка, выражающий субординацию 2-3 ролей; карандаши, чистые карточки.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу телеграмму от режиссера кинокомпании "Счастливое детство", зачитывает ее: "Просим Вас предложить на роль главного героя нового фильма медведя (или медвежонка) из знакомых Вам сказок. Примерный рисунок-схема сказки прилагается".
Педагог советуется с детьми, могут ли они помочь режиссеру, и как определить - из какой сказки медведь подойдет для этой роли. В телеграмме сказано: "на роль главного героя", значит и в нашей сказке он должен быть главным.
- Что может нам рассказать этот рисунок? - спрашивает педагог у детей. (Дети предлагают свои ответы, например: "Это целая история, или сказка, а не отрывок, так как рисунок разделен на части. В каждой части есть "главный герой" и "менее главные герои". В первой части 2 героя, во второй - три героя, а в третей - четыре).
Воспитатель предлагает детям назвать знакомые сказки где можно встретить медвежонка. (ответы детей).
- Давайте обратимся за помощью к "Книге сказок", собранную из "рисунков" к сказкам, где есть среди героев медведь.
Дети рассматривают иллюстрацию к сказке "Маша и медведь", педагог спрашивает, подойдет ли предложенный рисунок к этой сказке и почему. Выяснив, какой рисунок подойдет к этой сказке больше, находят его из предложенных воспитателем.

Дети обращаются к другой сказке.
- Посмотрите, а кто это там, у окошка сердито кричит:? (воспитатель читает отрывок из сказки "Заюшкина избушка") Предлагает вспомнить всех героев сказки, и определить, был ли медведь главным героем в своей части, подходит ли данная сказка к нашему рисунку. Почему?
- А здесь - так и вовсе нет рисунка, а только аудио кассета, что же это за сказка? - спрашивает педагог, включая аудиозапись сказки ("Колобок") Воспитатель спрашивает у детей, на сколько частей нужно поделить сказку, предлагает назвать героев и самостоятельно зарисовать рисунок к данной сказке.
Дети работают за столом: самостоятельно делят карточку на 5 частей и зарисовывают героев в каждой части кружками нужной величины. По окончании работы воспитатель сравнивает полученный рисунок у одного из детей с присланным.
- Кто же поможет нам в этой ситуации? Может умная сова? - спрашивает педагог, указывая на домик совы. Дети читают надпись у домика "Не беспокоить".
- Ребята, а давайте посмотрим сказку с участием нашей "гостеприимной" совы, может быть, там она с нами поговорит - предлагает педагог. (Дети просматривают сюжет из сказки "Винни-Пух") Далее воспитатель задает детям вопросы:
- А что было с Винни-Пухом в первой серии, когда он встретился с подозрительными пчелами? Кто оказался главным? Какая роль досталась Винни-Пуху, а какая Пятачку?
Воспитатель предлагает одному из детей зарисовать на доске рисунок-схему к первой серии мультфильма.
- Что же было с Винни-Пухом во второй серии, когда он попал в гостях у Кролика в "безвыходное положение"? - спрашивает педагог и предлагает детям разобраться в главенстве героев. Кто был главным героем? Почему? Кто менее главным? Почему Пятачок оказался совсем не главным героем?
Воспитатель предлагает другому ребенку зарисовать круг нужного размера, обратив внимание детей на то, что это вторая серия мультфильма.
- А что же случилось дальше, какие заботы были у Винни-Пуха? - спрашивает педагог далее. Дети анализируют третью серию мультфильма и зарисовывают следующую, третью часть рисунка. Воспитатель предлагает соединить роль Винни-Пуха во всех сериях линией.
- Изменялась ли роль медвежонка в разных сериях мультфильма? За какое качество герой получил главную роль в конце мультфильма? - спрашивает педагог. Давайте сравним наш рисунок с присланным. Убедившись в сходстве, воспитатель обращается к Винни-Пуху (к игрушке).
- Знаешь, Винни-Пух, иногда надо столько всего пройти, как в сказке, так и в жизни, чтобы хоть раз оказаться главным героем. Вот тебе билет на самолет, отправляйся-ка ты скорее на съемки нового фильма, который мы надеемся скоро увидеть, а мы с ребятами отдохнем, а заодно и ослика Иа с днем рождения поздравим. (Дети поют ослику "Каравай").

Итог занятия:
- А ребятам нужно сказать большое спасибо за помощь. Отыскать медвежонка на главную роль из большого количества сказок очень не просто, но вы справились с задачей, доказав это делом.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №335» городского округа Самара

Конспект сюжетно-ролевой игры по русской народной сказке «Колобок» в средней группе

Воспитатель: Галкина Елена Викторовна Самара 2013 г.

Цель. Развитие и обогащение сюжетов игр.

Интеграция образовательных областей. «Социализация»: развивать умение у детей взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. «Коммуникация»: вовлечение детей в разговор во время игры. «Познание» (формирование элементарных математических представлений): развивать умение соотносить количество «Музыка»: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение.

Игровой материал. Маски персонажей сказки «Колобок»: дед, баба, колобок, заяц, волк, медведь, лиса; кукла Маша, игровая посуда.

Подготовка к игре. Чтение русской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций к сказке, драматизация сказки «Колобок», изготовление масок животных, игры «Угощение», «День рождения» и др.

Ход игры. Воспитатель включает детей в игру: «Ребятки, идите скорее сюда. Посмотрите, кто к нам пришел». Показывает куклу Машу.

Маша – Здравствуйте, меня зовут Маша. Я убежала от бабушки и дедушки и гуляю одна. Где это я?

Дети – Здравствуй. Ты в детском саду.

Вос-ль – Маша, разве ты не знаешь, что убегать от бабушки и дедушки нельзя! Вот с колобком случилась неприятная история, когда он убежал от деда и бабы.

Маша – Какая история?

Вос-ль – Ребята, расскажем и покажем Маше историю о колобке?!

Дети – Да.

Вос-ль – Жили-были дед и баба. Кто хочет быть дедом? (одевает на голову ребенку маску деда). Кто хочет быть бабой? (одевает на голову ребенка маску бабы и остальные маски по желанию детей). Где будут жить баба с дедом?

Дети – В домике (место домика огораживается стульчиками).

Вос-ль – А где будет ждать колобка заяц, волк, медведь, лиса (для них тоже определяются места). Попросил как-то раз дед.

Дед – Испеки, баба, колобка.

Баба – Муки нет.

Дед – А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, вот и наберется.

Вос-ль – Баба так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане. Скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно остынуть (баба имитирует движения). Надоело колобку лежать: он скатился с окна на дорожку и покатился дальше и дальше. Катится колобок по дорожке, а навстречу ему заяц.

Заяц – Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок – Нет, не ешь меня, заяц, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою. (И колобок запел). Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусекам скребен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, заяц, уйду.

Волк – Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок – Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел. (Колобок поет песенку.)

Медведь – Колобок, колобок, я тебя съем!

Колобок – Ну, где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку (колобок поет песенку).

Вос – ль – И покатился колобок - медведь только вслед ему посмотрел. Катится колобок, а навстречу ему лиса.

Лиса – Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Вос-ль – Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку (колобок поет песенку), а лиса все ближе подкрадывается.

Лиса – Славная песенка! Да то беда, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на носок да пропой еще разочек.

Вос-ль – Колобок обрадовался, что песенку похвалили, прыгнул лисе на носок, да и запел:

Колобок – Я колобок, колобок!..

Вос-ль – А лиса его – гам! – и съела (с ребенка снимает маску колобка). Вот какая грустная история о Колобке, убежавшем от Бабы и Деда.

Маша – Я больше никогда не буду убегать из дома. (Раздается голос зовущий Машу).

Маша – Меня бабушка зовет, я пойду домой. До свидания.

Вос ль – До свидания. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Список литературы

  1. 1.Русская народная сказка «Колобок» в обработке К.Ушинского.
  2. 2.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М., 2000.
    1. 3.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.
  3. 4.Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Р.В. Краснощекова. Изд. 4-е. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. -251 с.

Сюжетно – ролевые игры

«Путешествие с героями любимых книг»

Цель. Привитие интереса к книгам детских писателей. Развитие способности принимать на себя роль сказочного героя.

Игровой материал . Костюмы литературных героев, бумага, карандаши, краски, атрибуты для игры, фишки, елочные шишки, конфеты, печенье.

Подготовка к игре. Чтение сказок детских писателей. Выставка рисунков по прочитанным произведениям. Инсценировки фрагментов сказок. Просмотр мультфильмов по сказке.

Игровые роли. Петрушка, Доктор Айболит, Буратино, герои детских сказок.

Ход игры. Перед началом игры педагог вместе с ребятами читают сказки детских писателей: Л. Н. Толстого «Буратино», К. И. Чуковского «Доктор Айболит» и др.

Затем можно предложить детям сделать выставку рисунков по прочитанным книгам, каждый ребенок должен нарисовать понравившегося ему героя сказки. Рисунки вывешиваются в группе и обсуждаются.

После этого воспитатель делит ребят на подгруппы и дает задание распределить роли и подготовить фрагмент из какой-нибудь сказки. Для этого ребятам совместно с воспитателем и родителями необходимо подготовить костюмы и атрибуты для инсценировки.

Когда все готово, игру можно начинать с украшения группы рисунками, самодельными игрушками сказочных героев и др.

Путешествие можно проводить в разных вариантах.

1-й вариант. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он приглашает детей на веселое путешествие по любимым книгам.

Путешествие начинается с того, что воспитатель в костюме Петрушки объявляет о выступлении труппы кукольного театра. За ширмой ребята показывают заранее подготовленные коротенькие сценки, взятые из произведений любимых детских писателей. Остальные дети, участники путешествия, должны правильно указать, откуда взят отрывок и кто автор. Дети, правильно отгадавшие сказку, получают фишки.

После этого перед ребятами появляется доктор Айболит (воспитатель одевает другой костюм). Он задает ребятам вопросы по сказкам К. И. Чуковского. За правильные ответы ребята также получают фишки. Затем Айболита сменяет Буратино, он ведет викторину по произведениям С. Я. Маршака. Самые активные дети поощряются фишками.

В конце игры воспитатель предлагает ребятам инсценировать заранее приготовленные фрагменты из сказок. По окончании игры педагог организует обсуждение и награждение призами ребят, которые получили наибольшее количество фишек. Другие дети тоже поощряются конфетами. Путешествие заканчивается демонстрацией мультфильма, поставленного по произведению одного из авторов детских книг.

2-й вариант. Путешествие проводится в зале ритмики, на «лесной опушке». Ребята вместе с воспитателем заранее готовят сказочное оформление: избушку на курьих ножках, теремок, «ледяную» избушку лисы и «лубяную» - зайца. Роль ведущего берет на себя воспитатель. Он объявляет о начале сказочного путешествия на лесной полянке. Сначала сказочные герои показывают несколько заранее приготовленных сцен из сказок. После этого педагог делит ребят на подгруппы. Каждая из подгрупп подходит к разным избушкам по очереди, и дети отвечают на вопросы героев сказок. По условиям игры ответ может быть коллективным. Путешественникам вручают шишки за правильные ответы, а в лесном буфете эти шишки зайка обменивает на конфеты и печенье. В конце воспитатель называет группы - победителей игры. Им вручаются дипломы, скрепленные подписью одного из героев детских сказок.

Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, располо-женные на витрине, деньги.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия,
мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Сюжетно-ролевая игра "Аптека"

Цель: расширить знания о профессиях работников аптеки: фармацевт делает лекарства, кассир-продавец продает их, заведующая аптекой заказывает нужные травы и другие препараты для изготовления лекарств, расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
Оборудование: игрушечное оборудование аптеки.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: проводится беседа о том, люди каких профессий работают в аптеке, чем занимаются. Знакомимся с новой ролью – Заведующей аптекой. Она принимает от населения лекарственные травы и передает их Фармацевтам, чтобы они приготовили лекарственные препараты. Заведующая помогает Работникам аптеки и Посетителям разобраться в затруднительных ситуациях. Лекарства выдаются
строго по рецептам. Роли дети распределяют самостоятельно, по желанию.

Сюжетно-ролевая игра "Строим дом"

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Возраст: 3–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Сюжетно - ролевая игра "Зоопарк"

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Сюжетно - ролевая игра "Детский сад"

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Сюжетно - ролевая игра "Парикмахерская"

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Сюжетно - ролевая игра "В библиотеке"

Цель: расширить кругозор детей, научить детей правильно пользоваться услугами библиотеки, применять знания литературных произведений, ранее полученных на занятиях, закрепить знания о профессии библиотекаря, воспитать уважение к труду библиотекаря и бережное отношение к книге, расширить словарный запас детей: «библиотека», «профессия», «библиотекарь», «читальный зал».
Оборудование: книги, знакомые детям, ящик с картинками, картотека, карандаши, наборы открыток.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в библиотеку. Все вместе вспоминают о том, кто работает в библиотеке, чем там занимаются. Дети сами выбирают 2–3 Библиотекарей, у каждого из них по несколько книжек. Остальные дети распределяются на
несколько групп. Каждую группу обслуживает один Библиотекарь. Он показывает много книг, а чтобы взять понравившуюся книгу, ребенок должен назвать ее или коротко рассказать о том, что в ней написано. Можно рассказать стихотворение из книги, которую берет ребенок. В ходе игры дают советы детям, которые затрудняются выбрать книгу. Библиотекарю необходимо быть повнимательнее к посетителям, показывать иллюстрации к понравившимся книгам. Некоторые дети желают остаться в читальном зале, чтобы посмотреть наборы картинок, открытки. Они делятся своими впечатлениями. В конце игры дети рассказывают, как они играли, какие книги предлагал им Библиотекарь, говорят о том, что им больше всего понравилось.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни Члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблюдать за взаимоотношениями между Членами семьи, вовремя помогать им.

Сюжетно - ролевая игра "В кафе"

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Сюжетно - ролевая игра "Кругосветное путешествие"

Цель: расширять кругозор детей, закреплять знания о частях света, разных стран, воспитывать желание путешествовать, дружеские взаимоотношения, расширить словарный запас детей: «капитан», «путешествие вокруг света», «Азия», «Индия», «Европа», «Тихий океан».
Оборудование: корабль, сделанный из строительного материала, штурвал, бинокль, карта мира.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

Сюжетно - ролевая игра "На дорогах города"

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.
Оборудование: игрушечные машины, флажки для регулировщика – красный и зеленый.
Возраст: 5–7 лет.
Ход игры: детям предлагают построить красивое здание – театр. Выбираем место для постройки. Но сначала нужно перевезти строительный материал в нужное место. С этим легко справятся водители на машинах. Дети берут машины и едут за стройматериалом. Но вот неудача – на главных дорогах не работает светофор. Чтобы не было аварии на дороге, необходимо, чтобы движением машин управлял регулировщик. Выбираем Регулировщика. Он становится в кружок. В руках у него красный и зеленый флажки. Красный флажок – «стой», зеленый флажок – «иди». Теперь все будет в порядке. Регулировщик управляет движением.

Сюжетно - ролевая игра "Правила движения"

Цель: продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу, уметь ориентироваться в дорожной ситуации, расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».
Оборудование: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД - милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – спортсмены"

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Сюжетно - ролевая игра "На станции технического обслуживания автомобилей"

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Сюжетно - ролевая игра "Пограничники"

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».
Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно
распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

Сюжетно - ролевая игра "Школа"

Цель: уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, чему учит учитель, воспитать желание учиться в школе, уважение к труду словарный запас детей: «школьные принадлежности», «портфель», «пенал», «ученики» и т. д.
Оборудование: ручки, тетради, детские книжки, азбука, цифры, доска, мел, указка.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в школу. Проводится беседа о том, зачем нужна школа, кто там работает, что делают ученики. По желанию детей выбирается Учитель. Остальные дети – Ученики. Учитель задает ученикам задания, они самостоятельно и старательно выполняют его. На другом уроке другой Учитель. Дети занимаются на уроках математики, родного языка, физкультуры, пения и т. д.

Сюжетно - ролевая игра "Космическое приключение"

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».
Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

Сюжетно - ролевая игра "Мы – военные разведчики"

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».
Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

День сказок состоит из нескольких тематических частей.

Часть 1. Ролевая игра по сказке «Репка», стимулирующая изобретательность и воображение

Описание ролевых позиций участников игры по сказке «Репка», позволяющих им выстраивать собственные игровые стратегии ради достижения поставленной цели.

ДЕД : Вы, Тимофей Прокофьевич, Вам 72 года, вы живёте на отдалённом хуторе вместе со своей женой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы любите внучку, хотя и стараетесь её не баловать. Вашим любимцем является и собака, а вот кошка кажется Вам совершенно бесполезной, вы изредка даже запускали в неё своим валенком. Весной Вы посадили репку, выросла репка большая-пребольшая. Пора её, эту репку, вынуть из земли. И вот сегодня рано утром подошли Вы к репке, взялись за ботву и потянули. Потянули первый раз и не смогли вытянуть репку, потянули ещё раз и снова не смогли. Из последних сил поднатужились, потянули, но репка даже чуть-чуть не поддалась, а вот позвоночник побаливает. И вы поняли: нет, не удастся Вам одному вытянуть репку...

Ваша цель в игре, пожалуй, самая понятная: вытянуть репку из земли.

БАБКА : Вы, Пелагея Семёновна, Вам 67 лет, живёте на отдалённом хуторе вместе со своим мужем Тимофеем Прокофьевичем, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы очень любите поспать по утрам, а в последнее время с приездом внучки, не любите утруждать себя работой. Зато Вы любите поворчать на деда, поспорить с ним, а то и побранить. Кошка Маруся является вашей любимицей, в отличие от собаки, которая затевает лай по любому поводу. Во внучке Вы души не чаете: недавно Вы сшили для неё новый сарафан, но вот куда Вы его положили – вспомнить не можете. У Вас есть ключи от погреба, где хранится сметана, сыр, варенье и многое другое. Правда вот, сыр куда-то подевался. Скоро внучка уедет и опять вся работа ляжет на Вас. От Олечки Вы слышали о стиральной машине, которая сама стирает, вот бы Вам такую.

Ваша цель в игре: получить стиральную машину.

ВНУЧКА: Вы приехали на хутор к своим бабушке и дедушке Пелагее Семёновне и Тимофею Прокофьевичу, у них ещё есть собака Жучка и кошка Маруся. Кошку с собакой Вы воспринимаете как мягкие игрушки, любите их брать на руки, гладить, правда, Вам это быстро надоедает, Вам так же не нравится, что они часто попрошайничают, прося у Вас самое вкусное – блинчики с вареньем или булочки. Вы очень любите подарки, а сейчас мечтаете о новом сарафане. А ещё Вы боитесь мышей. У Вас есть кожаный ремешок, красивый, но уже несколько надоевший.

Ваша цель в игре: получить новый сарафан.

ЖУЧКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и кошкой Марусей. Правда, Ваш Главный хозяин – конечно Дед, именно он кормит Вас, защищает от нападок Бабки и приставаний Внучки. Солидарен он с Вами и в нелюбви к кошке, которую Вы гоняете при каждом удобном случае. Всё бы нечего да вот Ваш ошейник поизносился, неплохо бы заменить. Вчера вечером, проходя мимо железного сундука, выставленного в амбар, Вы почувствовали запах сыра. По всей видимости, его туда по рассеянности положила бабка. Правда, добраться до сыра Вам не удалось, ведь сундук закрыт.

Ваша цель в игре: получить новый ошейник.

КОШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе со своими хозяевами Тимофеем Прокофьевичем и Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой и собакой Жучкой. Ваша любимица конечно Бабушка, именно от неё исходит всё вкусное, что Вы едите. От деда вы слышите только ругань и, ещё валенки в Вас запущенные. Внучка бывает слишком навязчива и жадна. К тому же постоянно приходится оберегать дом от мышки, которая наглеет с каждым днем. Вчера играя с клубками ниток, Вы увидели на дне корзинки новенький сарафан, наверное, бабушкин подумали Вы. Больше всего на свете Вы любите сметану.

Ваша цель в игре: полакомиться сметаной.

МЫШКА: Вы, живёте на отдаленном хуторе вместе с дедом Тимофеем Прокофьевичем бабкой Пелагеей Семёновной, внучкой Олечкой, собакой Жучкой и кошкой Марусей. Вы стараетесь пореже показываться им на глаза, особенно кошке, которая кажется Вам злобным животным. Больше всего Вы любите сыр, но добраться до него очень не просто, сейчас, например, его нет даже в погребе. Недавно совершая вылазку на гороховое поле, вы увидели в канаве под мостом большой ящик. Ваша соседка, крыса, которая умеет читать, сказала, что это стиральная машина.

Ваша цель в игре: найти и получить сыр.

Игра завершается, когда каждый из игроков достиг поставленной ролевой цели.

Часть 2. Игра-импровизация по сказке «Колобок»

СТАРИК: Не вопрос! уверенно.

СТАРУХА: Не судьба! вздыхая и разводя руками.

АМБАР: Напрягись! напрягаясь.

СУСЕКИ: Ага-ага! извиваясь и хихикая.

КОЛОБОК: Чай, кофе, потанцуем! изображая официанта.

ЗАЯЦ: Который час? растерянно.

ВОЛК: Еду я домой. Изображая гитару.

МЕДВЕДЬ: А чего вы тут делаете? с глупым лицом.

ЛИСА: Я не такая! опять же жеманно.

Часть 3. Игра с замещением ролей по сказке «Лесная»

Из детей выбирают лису, волка, зайчиков и ежа. Зайчики бегают около волка. Волк сидит на стуле. К нему подходит лиса.

ЛИСА: Волк, волк, дай мне зайчика!

ВОЛК: Выбирай, лиса, искусно, чтоб попался самый вкусный! Но сперва… закрой глаза!

Затем волк протягивает лисе, закрывшей глаза, цветные карандаши. Лиса тянет любой карандаш. У кого из зайчиков цвет карандаша совпадет с цветом одежды, тот или те зайчики убегают от лисы. Между тем появляется ёжик.

ЁЖИК: Буду зайцам помогать от лисы злой убегать!

И ёж старается помочь зайцам убегать от лисы, например, загораживать любым способом проход лисе. Если лиса поймала зайчиков, то лиса становится зайцем, а заяц – лисой.

Часть 4. Игра с творческими испытаниями по сказкам

Вариант 1. Выбирается один король (или королева), потом остальные становятся шутами. Король старается не смеяться, а каждый шут по очереди пытается рассмешить его. Если все же какой-то шут рассмешил короля, то он становится королём, а король – шутом.

Вариант 2. Этот вариант подойдет даже для совсем маленьких любителей сказок. Дети разбиваются на пары, после чего каждый ребёнок жребием вытягивает для себя карточку с именем какого-то известного сказочного/мультипликационного персонажа. Задача пары – подготовить и затем станцевать перед всеми танец встречи этих героев, даже если они из разных сказок.

Часть 5. Игра -пародия по любой известной сказке.

Всем известно, что работа у пародистов не из легких. Им нужно не только подметить характерные чёрточки каждого человека, но и постараться их весело и необидно изобразить. Конечно же, прежде чем пародировать кого-либо, надо много тренироваться.

Сначала из желающих принять участие в этой игре следует выбрать ведущего. Все остальные будут «пародистами». Ребята образуют полукруг, один из «пародистов» встает перед ними. Далее по сюжету ведущий выполняет какие-нибудь сказочные движения, а «Пародист» должен их повторить, причем сделать это так; чтобы остальным было смешно, но, не искажая действий пародируемого до неузнаваемости.

Ведущий может делать что угодно: поднимать и опускать руки, приседать, топтаться на месте, прыгать, танцевать или исполнять любые другие, более изощренные движения. Тот «пародист», который чересчур сильно исказит жесты ведущего, должен будет сменить его. Если провинившихся много, значит, ведущий сам выбирает себе замену. Время игры не ограничивается, она может длиться до тех пор, пока участники не потеряют к ней интерес. Звание «заслуженного пародиста» присваивается тому, кто ни разу не попал в ведущие.

Часть 6. Сказочная фотография

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья из сказочных героев, которым нужно всем вместе сфотографироваться для семейного сказочного альбома. Необходимо выбрать «волшебного фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «мудрый сказитель», он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять.

А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «сказителя» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения.

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «волшебный фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.