Звукопись, как особый художественный приём поэтической речи. Александр сергеевич пушкин Мазурка раздалась бывало когда гремел мазурки гром


Мы при учены к шири

Самовара ли тульск ого

Или «Ту -104 »

А. ВознесенскийПодбор близко звучащих слов к мысли

  1. ...Тр убы тр убят в Новегр аде, ст оят ь ст язи в Пут ивле...
...Нощь стон ущ и ему гроз ою, птичь убуди; св ист зв ерин въст а близ...

С зарания в п ятк по топ таша по ганыя плъ кы поло вецкыя...

Слово о полку ИгоревеРазличные аллитерации

  1. Как возьмет голо д, появится и голо с
Тише едешь , дальше будешь

Один с сошкой , семеро с ложкой

Русские народные поговорки, рифмованные Аллитерации

  1. Буг ристы берег а, благ оприятны влаг и,
О, г оры с г роздьями, г де г реет юг яг нят,

О, г рады, г де торг и, г де мозг о-круг лы браг и...

М.В. Ломоносоваллитерация звука «г»

  1. Нев а в здув алась и рев ела
    Ко тло м клоко ча и кл убясь.
А.С. ПушкинАллитерации
  1. Ш ипенье пен истых бокал ов
    И пунш а пла мень гол убой.
    А.С. ПушкинАллитерации
  2. Унылая пора ! очей очарованье !
    Пр ият на мне твоя пр оща льная кра са...
  3. А.С. Пушкинтонкая аллитерация: комбинация созвучий согласных и гласных
  4. Кто к тор гу страст ному пр ист упит?
    Свою любовь я пр одаю...
А.С. ПушкинАллитерации
  1. Как Волги вал белоголовый
    Доходит целый к берегам.
Н. ЯзыковАллитерации
  1. Во лга , Во лга , в есно й многово дной
    Ты не та к за ливае шь поля ...
Н. НекрасовАллитерации
  1. Ве чер. В зморье. В здохи в етра.
В ел ичавый в озгл ас в ол н.

Бл изко б ур я, в б ер ег б ьется

Ч уждый ч ар ам ч ер ный ч елн...

Ч уждый ч ист ым ч ар ам сч аст ья,

Ч елн т омленья, ч елн тр евог

Бр осил б ер ег, б ьется с б ур ей,

Ищет с ветлых с нов черт ог...

К.Бальмонтсмена аллитерирующих звуков: «в», «б», «ч», «с» и др.

  1. С л одки скол ьзнуло весл о,
Л асково мл еет прохл ада.

«Мил ый! Мой мил ый!» Светл о,

Сл адко от бегл ого взгл яда.

Л ебедь упл ыл в пол умгл у,

Вдал ь, под л уною бел ея.

Л астятся вол ны к весл у,

Л астится к вл аге л ил ея.

Сл ухом невол ьно л овл ю

Л епет зеркал ьного л она.

«Мил ый! Мой мил ый! Л юбл ю»

Пол ночь гл ядит с небоскл она.

К.БальмонтАллитерация звука «л»

  1. Эле гантная коляска в эле ктрическ ом биеньи
Эласт ично шелестела по шоссе йному пес ку.

И.СеверянинАллитерации

  1. Где, он , бр онз ы з вон или гр ан ита гр ан ь...
В. МаяковскийАллитерация
  1. Ввер ху р ычат гер манские мотор ы:
Мы фюр ер а покорр ные р абы,

Мы пр евр ащаем горр ода в грр обы,

Мы смер ть... Тебя уже не будет скорр о.

В. ИнберАллитерацией передан звук моторов

  1. Трое суток было слышно,
как в дороге скучной, долгой

Перест ук ивали ст ык и: на вост ок , вост ок , вост ок ...

П.АнтокольскийАллитерацией передан стук колес

  1. Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель.

А.С. ПушкинЗвуковой повтор

  1. Одеты темные поляны
Широкой белой пеленой .

М.Ю. ЛермонтовЗвуковой повтор

  1. У Черного моря чинара стоит молодая.
М.Ю. ЛермонтовЗвуковой повтор
  1. Со сталелитейного стали лететь
Крики, кровью окрашенные,

Стекало в стекольных, и падали те,

Слезой поскользнувшись страшною.

  1. Я запретил бы «продажу овса и сена»...
Ведь это пахнет убийством отца и сына.

Н. АсеевВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Он вне себя. Он внес с собой
Дворовый шум и делать нечего:

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не вылечивал.

  1. Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.

Б. Пастернак Вид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. В даль глазами лезу я...
Низкие лесёнки;

сия Силезия

влезла в селезенки.

В. МаяковскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Толпа метавшихся метафор
Вошла в музеи и в кафе.

П. АнтокольскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Кругом тута и туя,
А что такое Туля!

То ли турчанка

Тонкая талия?

То ли речонка

Горная, талая?

То ли свистулька?

То ли козуля?

А. ВознесенскийВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери

С пармазаном макарони

Да яишницу свари.

А.С. ПушкинВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. Сирень, сирень, сиренечка,
Сиреневая веточка.

Не подходишь и не надо,

Серенькая кепочка.

Русская народная частушкаВид звукописи, называется «поэтическая этимология», когда к одному из слов подбирают фонетически схожие слова, добиваясь единой звуковой структуры стиха

  1. ...Сени но вые, клено вые, решёт чатые...
...Выпускала сокола из прав ого рукава ...

Полети ты, мой сокол , высоко и далеко ,

И высоко и далеко на родиму сторону.

Русская народная песняВид звукописи, называемый «ассонанс» - построен на повторении преимуществено ударных гласных звуков, иногда в похожих сочетаниях с согласными.

  1. Брожу ли я вдоль у лиц шу мных,
Вхожу ль во многолю дный храм,

Сижу ль меж ю ношей безу мных,

Я предаю сь своим мечтам.

А.С. ПушкинАссонанс, построенный на гулком «у»

  1. У наших у шки на маку шке,
Чу ть у тро осветило пу шки

И леса синие верху шки

Францу зы ту т как ту т.

Забил заряд я в пу шку ту го

И ду мал: у гощу я дру га!..

Вот за треща ли ба ра ба ны

И отступили ба сурма ны.

Тогда счита ть мы ста ли ра ны,

Това рищей счита ть.

М.Ю. ЛермонтовАссонанс построенный на звуках «у» и «а»

  1. Было:
социализм

восторженное слово !

С флагом,

становились слева ,

на головы

спускалась слава .

Сквозь огонь прошли,

сквозь пушечные дула .

Вместо гор восторга

горе дола .

коммунизм

обычнейшее дело .

В. МаяковскийДиссонанс сложный вид звукописи, построен на использовании созвучных, но не рифмуемых слов; благодаря этому приему стихотворение приобретает звуковую цельность

буржуев

озверевший норов .

Тьерами растерзанные,

Комментарий к роману "Евгений Онегин" Набоков Владимир

XLII

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

4 Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

8 Но в городах, по деревням

Еще мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

12 Всё те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян.

8 …в городах… - Подозреваю, что это опечатка, и следует читать в городках {131} .

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

Из книги Комментарии к «Евгению Онегину» Александра Пушкина автора Набоков Владимир

Из книги Лаокоон, или О границах живописи и поэзии автора Лессинг Готхольд-Эфраим

XLII Мазурка раздалась. Бывало, Когда гремел мазурки гром, В огромной зале всё дрожало, 4 Паркет трещал под каблуком, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, как дамы, Скользим по лаковым доскам. 8 Но в городах, по деревням Еще мазурка сохранила Первоначальные

Из книги автора

XLII И шагом едет в чистом поле, В мечтанья погрузясь, она; Душа в ней долго поневоле 4 Судьбою Ленского полна; И мыслит: «Что-то с Ольгой стало? В ней сердце долго ли страдало, Иль скоро слез прошла пора? 8 И где теперь ее сестра? И где ж беглец людей и света, Красавиц модных

Из книги автора

XLII А тот… но после всё расскажем, Не правда ль? Всей ее родне Мы Таню завтра же покажем. 4 Жаль, разъезжать нет мочи мне: Едва, едва таскаю ноги. Но вы замучены с дороги; Пойдемте вместе отдохнуть… 8 Ох, силы нет… устала грудь… Мне тяжела теперь и радость, Не только грусть…

Из книги автора

Из книги автора

XLII И вотъ уже трещатъ морозы И серебрятся средь полей... (Читатель ждетъ ужъ ри?мы розы: 4 На, вотъ возьми ее скор?й!) Опрятн?й моднаго паркета, Блистаетъ р?чка, льдомъ од?та. Мальчишекъ радостный народъ 8 Коньками звучно р?жетъ лёдъ; На красныхъ

Из книги автора

XLII Мазурка раздалась. Бывало, Когда грем?лъ мазурки громъ, Въ огромномъ зал? все дрожало, 4 Паркетъ трещалъ подъ каблукомъ, Тряслися, дребезжали рамы; Теперь не то: и мы, какъ дамы, Скользимъ по лаковымъ доскамъ. 8 Но въ городахъ, по деревнямъ, Еще

Из книги автора

XLII И шагомъ?детъ въ чистомъ пол?, Въ мечтанье погрузясь, она; Душа въ ней долго поневол? 4 Судьбою Ленскаго полна; И мыслитъ: «что-то съ Ольгой стало? Въ ней сердце долго ли страдало, Иль скоро слезъ прошла пора? 8 И гд? теперь ея сестра? И гд? жъ б?глецъ

Из книги автора

XLII А тотъ... но посл? все раскажемъ. Не правда ль? Всей ея родн? Мы Таню завтра же покажемъ. 4 Жаль, разъ?зжать н?тъ мочи мн?; Едва, едва таскаю ноги. Но вы замучены съ дороги; Пойдемте вм?ст? отдохнуть... 8 Охъ, силы н?тъ...устала грудь... Мн? тяжела теперь и

Публикации раздела Кино

Мотор! Камера! Бал!

М азурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Озорная Шурочка Азарова морочит голову своему жениху поручику Ржевскому. Ей не нравится то, как он о ней отзывался, еще не видя ее. Любящий дядя Шурочки дает бал в своем имении и радуется скорой свадьбе племянницы. А она тем временем наряжается в костюм гусарского корнета и выдает себя за своего же родственника. Поручик Ржевский рад случаю выведать у корнета подробности про ненавистную невесту. Эта игра идет на фоне бала-маскарада, который прерывается сообщением о вторжении войск Наполеона в пределы Российской империи.

«Война и мир» (серия «Наташа Ростова»), 1965 год

Первый бал Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука до сих пор поражает воображение - до того виртуозно выстроены драматургия, пластическое решение этого большого, многонаселенного эпизода фильма. Известно, что в какой-то момент съемок оператор Анатолий Петрицкий, не выпуская из рук камеры, встал на роликовые коньки - только так можно было беспрепятственно петлять между танцующими парами. Бал снимали в знаменитом Первом павильоне «Мосфильма» - это огромное помещение позволило задействовать большую массовку и эффектно снять «вихри» танцующих с большой высоты. Но ничуть не менее прекрасны портреты дебютантки Наташи - тоненькой растерянной девушки, которая очень хочет танцевать.

«Анна Каренина», 1967 год

Режиссер - Александр Зархи

Бал, на котором Вронский должен был танцевать с Кити, оборачивается для девушки драмой. Уже почти жених, он пригласил на танец замужнюю даму и, кажется, полностью сосредоточил на ней внимание. «Все покрылось туманом» - так передает ощущения Кити Толстой. И чуткие авторы фильма «размазывают» в этот момент изображение. Мы видим зал глазами Кити: только разноцветные пятна проносятся туда-сюда, четко видны лишь Анна с Вронским, и они отделены от происходящего коконом вспыхнувшего чувства.

«Дворянское гнездо», 1969 год

В черно-белой ретроспекции воссоздан парижский бал, на котором блистает жена Лаврецкого Варвара Павловна. Суета, теснота и мельтешение людей только усиливают напряжение героя - ему не нравится такая широкая популярность супруги. Но есть в фильме и еще один бал - домашний, шуточный, летний. В старом парке Калитиных составляются несколько пар танцоров (среди которых и согбенный старик Лемм в кафтане канареечного цвета), они исполняют старинный церемонный танец, медленно двигаясь за руки и кланяясь друг другу. Это одна из самых живописных сцен фильма.

«Отец Сергий», 1978 год

Режиссер - Игорь Таланкин

Эпизод пышного бала, на котором император «благословляет» свою бывшую возлюбленную Мэри Короткову на брак с блестящим офицером князем Касатским, монтажно прорежен кадрами с удаляющимся женихом. Он бежит от света и вообще от мирской жизни. Слишком силен удар открывшейся правды. А в бальном зале раздаются звуки мазурки - император и фрейлина его жены Мэри Короткова танцуют под умильными взглядами придворных.

Но чай несут; девицы чинно
Едва за блюдички взялись,
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
Обрадован музыки громом,
Оставя чашку чаю с ромом,
Парис окружных городков,
Подходит к Ольге Петушков,
К Татьяне Ленский; Харликову,
Невесту переспелых лет,
Берет тамбовский мой поэт,
Умчал Буянов Пустякову,
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.

Как говорится-а теперь дискотека:-) Неудивительно то, после чай с ромом. Парис, если забыли-это илионский (троянский) царевич, виновник развязывания Троянской войны. О нем, как и обо всей войне мы с Вами немало говорили вот тут вот ( - это крайний пост, надо перейти по гиперссылкам к первому).
Но самое важное, что Буянов умчал Пустякову! А то я за нее так волновался:-))

В начале моего романа
(Смотрите первую тетрадь)
Хотелось вроде мне Альбана
Бал петербургский описать;
Но, развлечен пустым мечтаньем,
Я занялся воспоминаньем
О ножках мне знакомых дам.
По вашим узеньким следам,
О ножки, полно заблуждаться!
С изменой юности моей
Пора мне сделаться умней,
В делах и в слоге поправляться,
И эту пятую тетрадь
От отступлений очищать.

Да, мы с Вами помним о фут-фетишизме Александра Сергеевича, разбирали уже:-))) Но вот чего он Албана вспомнил -не пойму. Если не ошибаюсь, это Альбан (Альбани) Франческо (1578-1660) — второстепенный итальянский художник, последователь академизма. Ключевое слово здесь-второстепеннный. Поэтому даже не знаю, почему вспомнился он Пушкину


Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой.
К минуте мщенья приближаясь,
Онегин, втайне усмехаясь,
Подходит к Ольге. Быстро с ней
Вертится около гостей,
Потом на стул ее сажает,
Заводит речь о том о сем;
Спустя минуты две потом
Вновь с нею вальс он продолжает;
Все в изумленье. Ленский сам
Не верит собственным глазам.

Итак, пикаперы-записывайте: вальс-2 минутный отдых, потом снова вальс. Повторить 17 раз-и девушка Ваша:-)

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Но в городах, по деревням
Еще мазурка сохранила
Первоначальные красы:
Припрыжки, каблуки, усы
Всё те же: их не изменила
Лихая мода, наш тиран,
Недуг новейших россиян.

Мазурка-это как то вот так:

Буянов, братец мой задорный,
К герою нашему подвел
Татьяну с Ольгою; проворно
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмет — и запылал
В ее лице самолюбивом
Румянец ярче. Ленский мой
Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждет
И в котильон ее зовет.

А красиво...."Господа, проследуем в котильон". На бандитских разборках в 90-ые здорово бы эта фраза звучала. Кстати, если кто знает- это старинный танец — разновидность кадрили.

Но ей нельзя. Нельзя? Но что же?
Да Ольга слово уж дала
Онегину. О боже, боже!
Что слышит он? Она могла...
Возможно ль? Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

Ну дурак....ой дурак.....
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Мудрые мысли

(26 мая (6 июня) 1799, Москва - 29 января (10 февраля) 1837, Санкт-Петербург)

Русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Цитата: 171 - 187 из 416

Любовь красавиц нежных
Надежней дружбы и родства:
Над нею и средь бурь мятежных
Вы сохраняете права.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна - мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А гореcтям не виден и конец.


Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения


Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком.
Тряслися, дребезжали рамы;
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей... - (Онегин)
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мечты, мечты! где ваша сладость?
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою.


Мне скучно, бес.
- Что делать, Фауст?
Таков вам положен удел.


Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Живая власть для черни ненавистна,
Они любить умеют только мертвых.
Безумны мы, когда народный плеск
Иль ярый вопль тревожит сердце наше!
Бог насылал на землю нашу глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!
Пожарный огнь их домы истребил,
Я выстроил им новые жилища.
Они ж меня пожаром упрекали!
Вот черни суд: ищи ж ее любви. (царь Борис Годунов)
(*Борис Годунов*, декабрь 1824 - ноябрь 1825)


Мне тяжела теперь и радость,
Не только грусть... душа моя,
Уж никуда не годна я...
Под старость жизнь такая гадость... - (тетка Татьяны)
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мнения супруга
Для добродетельной жены
Всегда почтенны быть должны.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Много говорят о бале, который должно дать дворянство по случаю совершеннолетия государя наследника. Князь Долгорукий (обер-шталмейстер и петербургский предводитель) и граф Шувалов распоряжают этим. Долгорукий послал Нарышкину письмо, писанное по-французски, в котором просил он его участвовать в подписке. Нарышкин отвечал: *Милостивый государь, из перевода с письма вашего сиятельства усмотрел я еtс.*. Вероятно, купечество даст также свой бал. Праздников будет на полмиллиона. Что скажет народ, умирающий с голода? [...] Прошедшего апреля 28 был наконец бал, данный дворянством по случаю совершеннолетия великого князя. Он очень удался, как говорят. Не было суматохи при разъезде, ни несчастия на тесной улице от множества собравшегося народа.(1834)
(*Дневник*, 1833-1835)


Мои стихи скользнули в Лету.
Что слава мира?.. дым и прах!
(*Н. Н.*; *Примите *Невский Альманах...*, 1825)


Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!


Молодость - великий чародей. (Молодость - величайший чародей.)


Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)


Мы время знаем
В деревне без больших сует:
Желудок - верный наш брегет.
(*Евгений Онегин*, 1823-1831)