Мотивы поведения человека их виды. Мотивация: источник сил для действий. В чем смысл мотивированной деятельности


Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих её индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличия от других людей.

Понятие "формирование личности" употребляется в двух смыслах. Первы й-формирование личности как её развитие, т.е. процесс и результат этого развития. Взятое в этом значении понятие является предметом психологического изучения, в задачу которого входит выяснение того, что есть(находиться в наличии, экспериментально выявляется, обнаруживается) и что может быть в развивающейся личности в условиях целенаправленных воспитательных воздействий. Это собственно психологический подход к формированию личности.

Второй смысл - как её целенаправленное воспитание(если можно так сказать,"формовка","лепка","конструирование";А.С.Макаренко удачно назвал этот процесс "проектированием личности").Это собственно педагогический подход к вычленению задач и способов формирования личности. Педагогический подход предполагает необходимость выяснить, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям, которые предъявляет к ней общество.

Нельзя допускать смешения психологического и педагогического подхода к формированию личности, в противном случае может произойти подмена действительного желаемым.

Педагогикой определяются задачи разумного подхода к процессу формирования личности молодых людей, выявляется, что должно быть сформировано в процессе воспитания. Педагогика, разрабатывая методику воспитательной работы, предлагает свои

приёмы и способы осуществления поставленной цели, говорит о том, как сформировать принципиальность, правдивость, доброту и другие важнейшие качества личности.

Задача психологии -изучить исходный уровень сформированности личностных качеств у конкретных школьников и в конкретных коллективах, выяснить результаты воспитательной работы, что реально сформировано, а что так и осталось задачей, какие фактические преобразования личности оказались продуктивными и социально ценными, а какие - непродуктивными, как происходил процесс формирования(с какими трудностями пришлось столкнуться, насколько он был успешным и т.д.)

Педагогический и психологический подходы к формированию личности не тождественны друг другу, а образуют нерасторжимое единство. Бессмысленно изучать формирование личности с позиции психолога, если не знать, какими методами пользовались педагоги и какие цели они преследовали. И бесперспективной оказалась бы работа педагога, если бы он не использовал возможности психолога.

В настоящее время складываются определённые теоретические представления, гипотезы и концепции, которые стремятся дать психологическое обоснование процессу развития личности, не отрывая его от процесса развития психики, но и не растворяя его в общем потоке психического развития ребенка. Так предложена социально-психологическая концепция развития личности ребёнка и подростка.

Чем же обусловлено развитие личности индивида в онтогенезе? Детерминантной развития является деятельностно-опосредственный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой в этот период. Эти взаимоотношения опосредствуются содержанием и характером деятельностей, которые задаёт эта референтная группа, и общения, которое в ней складывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид характеризуется потребностью быть личностью(т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью(т.е.совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребёнка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента -в трудовой коллектив и т.д. или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах -в его долговременности и целостности- от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Отметим особую позицию по вопросу о личностном развитии, которую занимает Э.Фромм. Представляется, что он дал философски наиболее правильную трактовку целей и задач личностного развития человека в условиях современного демократического общества. Демократия, писал он, это система, которая не на словах, а на деле создаёт экономические, политические и культурные условия для полноценного развития индивида как личности. Развитие личности -это признание и реализация уникальных возможностей, имеющих у каждого человека. Люди, считал автор, рождаются равными, но разными. Уважение самобытности человека, культивирование его уникальности, соответствующее его природе и сообразное высшим нравственным, духовным ценностям, важнейшая задача воспитания. Личность должна развиваться свободно, и свобода её развития на практике означает не подвластность любой высшей силе или цели, кроме самосовершенствования личности. Индивидом как личностью не должна манипулировать никакая внешняя сила, будь то государство или коллектив.

Педагогика и психология выделяют следующие возрастные этапы формирования личности: ранний детский, преддошкольный, возраст (0 до 3 лет), детсадовский (от4 до 6),младший школьный возраст(от6-10),средний школьный возраст(11 до 15 лет),старший школьный возраст(16-17 лет).

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье, которая, в зависимости от принятой в ней тактики воспитания, либо выступает просоциальная ассоциация или коллектив(при преобладании тактики "семейного сотрудничества"),либо искажает развитие личности ребенка. В зависимости от характера семейных отношений может,например,изначально складываться личность ребёнка как нежного,заботливого,не боящегося признать свои ошибки и оплошности,открытого,не уклоняющего от ответственности, либо как трусливого,ленивого,жадного,капризного себялюбца. Три фазы развития внутри этого периода предполагают: адаптацию на уровне освоения простейших навыков и способом одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с другими; индивидуализация-найти в себе нечто, противопоставления себя окружающим; интеграция -позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими.

Потребность быть личностью возрастает в подростковом периоде и приобретает отчётливую форму самоутверждения, объясняемую относительно затяжным характером индивидуализации, поскольку личностно значимые качества подростка, позволяющие ему вписываться, например, в круг дружеской компании сверстников, зачастую отнюдь не соответствуют требованиям родителей и учителей, которые стремятся в этом случае отодвигать его на стадию первичной адаптации.

Весь дошкольный и школьный возраст входит в одну "эру восхождения к социальной зрелости".В пределы этой эры входят три эпохи(макрофага) обозначимте как детство,отрочество,юность. Эпохи подразделяются на периоды развития личности в конкретной среде, в характерных для каждого возрастного этапа типах групп, различающихся по уровню развития. Периоды, в свою очередь, делятся на фазы(микрофазы)развития личности.

Для первой макрофазы характерно преобладание адаптации над индивидуализацией, для второй -индивидуализации над адаптацией(годы перелома, обострения противоречий), для третьей -доминирование интеграции над индивидуализацией.

Эта концепция позволяет объединить подходы социальной и возрастной психологии. Личность формируется и развивается в условиях конкретно-исторического существования человека, в деятельности(трудовой, учебной и др.).Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание.

Мотивация и личность

Со временем мотивационные факторы становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К ним вполне можно отнести -мотив достижения успеха, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля,самооценка, уровень притязаний. Кроме них личностно характеризуют человека потребность в общении (аффилиация) ,мотив власти, мотив оказания помощи другим людям(альтруизм) и агрессивность. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям. Начнем с самооценки.

С величиной самооценки связаны удовлетворённость или неудовлетворённость человека, возникающие в результате достижения успеха или появления неудачи и зависит от результата деятельности. Низкая самооценка может проявляться через такие качества, как робость, чрезмерная застенчивость и стеснительность, нежелание браться за работу:"Всё равно у меня ничего не получится!"Если такому человеку всё же удаётся достигнуть успеха, он объясняет это везением и случайностью, а если терпит неудачу, то списывает на свою несостоятельность. Такие люди подвержены внешним влияниям и становятся лакомой добычей для манипуляторов. Слишком высокая самооценка-тоже не благо. Она может проявляться как заносчивость, неуместная амбициознасть,"слепота" к собственным недостаткам. Свои успехи склонны объяснять собственными способностями и усилиями, а неудачи-случайным стечением обстоятельств или предвзятым отношением окружающих.Нередко бывает, что люди мыслящие так, начинают самоутверждаться за счёт других-подчёркивать своё превосходство над теми, кого они оценивают ниже себя. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний- это желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой, и имеет большое значение для лиц, ориентированных на избегание неудачи, а не на достижение успехов.

Мотивы аффилиации и власти актуализируются и удовлетворяются только в общении людей. Мотив аффилиации обычно проявляются как стремление наладить добрые, эмоционально положительные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, он выступает в виде чувства привязонности,верности, а внешне- в общительности, в стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними. Любовь к человеку -высшее духовное проявление данного мотива.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвергания, проявляющийся в боязни быть не принятым, отвергнутым значимыми людьми.

Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвергания ведёт к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Люди с преобладающим мотивом аффилиации достигают более высоких результатов в работе в тех случаях, когда они трудятся не в одиночку, а в составе группы, с членами которой у них установились дружеские взаимоотношения. Максимальное улучшение результатов деятельности в этих условиях наблюдается у тех, кто одновременно имеет сильно выраженные мотивы аффилиации и достижения успехов. А худшие результаты в случае, если рядом с другими людьми работает человек с высокоразвитым мотивом достижения и с выраженной боязнью быть отвергнутым людьми в случае неудачи. Лица,у которых доминирует мотив аффилиации над боязнью быть отвергнутым, лучше относятся к людям. Им больше нравятся те, кто их окружает, они сами пользуются симпатией и уважением окружающих.Отношение таких людей строятся на основе взаимного доверия.

Преобладание мотива боязни быть отвергнутым, напротив, создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверия к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения. И всё же, невзирая на страх быть отвергнутыми, они так же, как и те, у кого силён мотив аффилиации, стремятся к общению, поэтому нет оснований говорить о них как о не имеющих выраженной потребности в общении.

Мотив власти кратко можно определить как устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми. Люди с развитым мотивом власти более других склонны обращать на себя внимание других,выделяться,привлекать сторонников, сравнительно легко поддающихся влиянию, приобретать и накапливать престижные, пользующие модой вещи. У них, как правило, более высокий уровень социальной активности, проявляющийся в стремлении занимать руководящие посты, включаться в соревнования. Они малоконформны,неважно себя чувствуют в групповых видах деятельности, когда вынуждены строго следовать одинаковым для всех правилам поведения и подчиняться другим. С теоретической точки зрения явления, связанные с мотивацией власти, представляются гораздо более сложными для понимания, чем феномены, относящиеся к аффилиации и мотивации достижения успехов. В стремлении человека казаться более сильным и влиятельным, оказывать воздействие на людей и происходящие события могут быть включены многие различные мотивы помимо собственно мотива власти, поэтому чётко представить себе структуру и иерархию всевозможных мотивов, побуждающих к проявлению власти, не всегда представляется возможным.

Особый интерес в психологии мотивации вызывает так называемое просоциальное поведение и его мотивы. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия, направленные на благополучие других людей. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности, оказываемой человеком другим людям, при чём иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования.

Существуют несколько социальных норм нравственного порядка и исходя из них можно объяснить мотив альтруизма. Норма социальной ответственности побуждает к оказанию помощи в тех случаях, когда кто-либо нуждается в ней,например,в силу того, что он слишком стар, болен или беден и некому взять на себя заботу о нём.Другая норма- норма взаимности , состоящая в моральном обязательстве человека платить добром за добро.

Важную роль в оказании помощи играет способность человека к сопереживанию(эмпатии):чем больше он склонен к нему, тем с большой готовностью он оказывает помощь другим людям. Некоторые учёные считают, что способность к эмпатии лежит в основе всех других форм альтруистического поведения человека.

В связи с распространением в мире не только альтруизма, но и неблагородных человеческих деяний:воин,преступности,выступает мотив агрессивности. У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к её торможению. Тенденция к агрессии - это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызение совести. Психологическая трудность устранения агрессивных действий заключается,в частности,в том,что человек,ведущий себя подобным образом,обычно легко находит множество разумных оправданий своему поведению,полностью или отчасти снимая с себя вину.

В заключении, прийдя к выводу, я соглашусь со словами А.Маслоу,что"Человек представляет собой испытывающее нужду животное и редко достигает состояния полного удовлетворения,разве что на короткое время.Как только удовлетворяется одно желание,тут же его место занимает другое.Когда и оно удовлетворено,на передний план выступает третье и т. д. Отличительной чертой человека на протяжении всей его жизни является то,что он беспрерывно чего-то желает." День за днём, ставя перед собой цели,мотивы,интересы,задачи и т. д.,

происходит преобразование внутреннего мира и радикальное изменение отношений с окружающими людьми. В результате этого личность приобретает нечто новое, характерное и сохраняющееся в течение всей жизни. А также формируясь и развиваясь приобретая не только положительные качества, но и недостатки.

Список литературы:

А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский.Психология,2000г

Р. С. Немов. Психология, том 1. 1999г

А.Г.Грецов, А.А.Азбель. Узнай себя. Психологические тесты для подростков,2007г

Абрахам Маслоу.Мотивация и личность,3-е издание,2006г

интеграция -позволяющая управлять своим поведением, считаться с окружающими

способность человека к сопереживанию(эмпатии)

Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией.

диспозиции (мотивы)

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности

человека потребность в общении (аффилиация)

ттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттттт

Какую роль в жизни человека выполняет ? На самом деле данный аспект жизни каждого играет очень важную роль. Когда отсутствует энергия вставать с постели рано утром, когда человеку ничего не хочется делать, когда нет желания менять себя, речь идет об отсутствии мотивации. Все, что касается сил и энергии, которые помогают человеку действовать, непосредственно связано с мотивацией. Именно она развивает личность, толкает его на совершение деятельности и исполнение определенной модели поведения.

Интернет-журнал сайт относит мотивацию к главному пусковому механизму, который снабжает человека энергией, энтузиазмом, позитивным настроем и силой. Каждый может вспомнить себя, когда он чего-то очень сильно хотел. Мотивом было достижение желания, поскольку на конечной точке человек получит нечто важное для себя. Эта мысль о получении важного и ценного для себя подогревает индивида, давая ему энергии и сил на совершение действий.

Соответственно, когда человек пребывает в депрессии, у него отсутствуют силы. Он не может себя ничего заставить сделать. Почему? Потому что нет желаемой цели. Отсутствует мотивация, зачем совершать действия. Если нет побуждающего механизма, тогда и энергия не появится. А без нее человек не будет действовать.

Что такое мотивация личности?

Мотивацию хорошо можно представить в виде морковки, которую вешают перед носом. Чтобы до морковки дотянуться, поскольку есть мотив съесть ее, необходимо прикладывать усилия. Так, что такое мотивация личности? Это побуждающий механизм, который дает энергию и заставляет человека совершать поступки. Еще под мотивацией понимается эффективное удовлетворение своих потребностей .

Мотивация возникает в голове у человека. Это психический процесс, который воздействует на физиологию человека, когда он чувствует себя энергично. Мотивация заряжает энергией, отчего у человека есть возможность совершить тот поступок, который приведет его к цели. Таким образом, под действием мотивации поведение человека является устойчивым, направленным, организованным и активным.

Теория оптимальной активации считается улучшенной версией концепции ослабления стимуляции. Человек стремится не к минимальному уровню удовлетворения основных биологических потребностей, а к тому, который позволит ему функционировать максимально эффективно.

Еще одно положение заключается в том, что человек инстинктивно стремится подобрать оптимальный уровень нервного возбуждения, чтобы добиться наилучших результатов в своей деятельности. Р. Йеркс и Дж. Додсон обнаружили, что действия эффективнее всего при нервном возбуждении среднего уровня – не слишком высоком и не слишком низком (закон Йеркс-Додсона).

Вам когда-нибудь приходилось выступать перед аудиторией? Вы нервничали? Как сильно? Вас тошнило, вы теряли сознание? Сильные переживания – показатель максимального уровня нервного возбуждения. Такое интенсивное возбуждение совсем не способствует . А при низком уровне нервного возбуждения человек недостаточно мотивирован и не сможет должным образом проявить себя.

В маркетинге активно используется концепция мотивации, которую называют теорией ожидаемого результата. Теория утверждает, что человеческая мотивация обусловлена возможным вознаграждением, которое люди получат в результате определенных действий, и тем, насколько это вероятно.

Согласно теории поощрения, родственной теории ожидаемого результата, мотивация человека прямо пропорциональна ожидаемой выгоде и обратно пропорциональна отрицательным переживаниям, связанным с ее достижением (боль, дискомфорт и т. п.).

Хотя многие виды деятельности выглядят со стороны довольно непривлекательными, это вовсе не означает, что люди, которые ими занимаются, являются мазохистами. Такое противоречие призвана разрешить теория оппонентных процессов. Согласно ей, мотивация определяется не начальным ощущением или первым следствием активности, а последующей реакцией. Если последующая реакция организма на некий раздражитель обратна начальной, то она называется оппонентным процессом. Спад интенсивности начальной реакции сопровождается нарастанием интенсивности оппонентного процесса.

Например, оппонентной реакцией при употреблении горячей острой пищи будет выделение эндорфина – «гормона радости», природного болеутоляющего средства, вырабатываемого организмом. Организм противодействует боли от ожога вкусовых окончаний, выделяя эндорфины, при этом человек испытывает приятные ощущения.

Мотивация по Маслоу

Проблему мотивации личности активно изучал Абрахам Маслоу. В своих работах он утверждал, что человек – такое существо, которое всегда чего-то хочет. Если он удовлетворит одну свою потребность, то после этого пожелает удовлетворить другую. И такое можно отметить за другими людьми (если за собой такое не замечается).

Ярким примером являются постоянно нестихающие капризы женщины. Сначала они желают найти хоть каких-то мужчин, с которыми можно построить отношения. Затем они становятся недовольными качествами появившихся мужчин, которых начинают переделывать. Затем возникают различные капризы «хочу» и «дай», когда мужчина становится идеальным.

Удовлетворив одно желание, человек переходит к удовлетворению другой цели. Причем сначала человек должен удовлетворить потребности своего организма, затем – желания, связанные с общей удовлетворенностью себя, и потом – цели, которые человек ставит осознанно, чтобы как-то улучшить свою жизнь.

К примеру, человек не будет думать о любви, если его жизни угрожают. Также он не сможет думать о людях хорошо, если испытывает к ним ненависть.

А. Маслоу создал пирамиду, которая наглядно показывает, какие потребности человек удовлетворяет в первую очередь, чтобы быть способным перейти на следующий уровень. Если потребности первых уровней не будут удовлетворены, тогда человек не сможет достигать цели на следующих уровнях (ему придется сначала удовлетворять первичные желания).

  • На первом месте стоят физиологические потребности: защита, утоление голода и жажды, секс, размножение и пр.
  • На втором месте человек направляет все силы на обеспечение себя защитой: дом, избавление от страхов, устранение неудач и пр.
  • На третьем уровне человек задумывается о своем месте в социуме и потребности в любви.
  • На четвертом уровне человек направляет все силы на то, чтобы получать одобрение, уважение, признание, достигать успеха.
  • На пятом уровне человек может увеличить свой кругозор новыми познаниями, исследованиями, навыками, обучением.
  • На шестом уровне индивид уже может задуматься об эстетических составляющих его жизни: красота, гармония, порядок.
  • На седьмом уровне человек может наконец-то самосовершенствоваться, развивать свою личность, ставить новые благие цели и пр.

Множественность потребностей и желаний приводит к тому, что человек может совершать определенные действия, которые косвенно удовлетворяют его какие-то желания. Например, кушать индивид может не только из-за голода, но и для повышения своего настроения. А сексом некоторые люди занимаются для обретения власти над другими, получения симпатии, чувства нужности.

Мотивация поведения личности

Поведение личности базируется на актуализированной потребности, которая запускает возбуждение в определенных участках нервной системы, которая обуславливает мотивацию и толкает человека на совершение определенных действий. Мотивация усиливается эмоциональной составляющей. У человека должны вызывать эмоции та деятельность или цели, которых он достигает.

Под мотивацией поведения могут пониматься:

  1. Интересы – устойчивая потребность в определенных объектах внешнего мира. Внимание на них постоянно обращается из-за высокой значимости для человека. Для асоциального индивида интересы характеризуются узостью, эгоистической направленностью, утилитарностью и меркантильностью.
  2. Желания – созревшие потребности, имеют конкретный объект, на который направлены, и вызывают сильные эмоции. Бывают естественными и необходимыми (физиологические потребности), естественные, необходимые или не необходимые.
  3. Намерения – сознательная постановка цели и желание ее достичь.
  4. Стремления.
  5. Страсти – аффективное стремление к определенному объекту, исключающая необходимость эмоций и воли. Может быть как положительной (изучение искусства), так и отрицательной (преступное поведение).
  6. Влечения.
  7. Установки.

Что мотивирует человека на выполнение работы?

Человек мотивируется определенными потребностями и целями, которые желает достичь при выполнении работы. Зачастую потребностей и желаний много. Они должны быть значимыми, чтобы мотивировать человека. Следует мотивацию отличать от мотивировки – оправдание совершенных действий.

Мотивация деятельности определяется установками – стереотипными мыслями в . Установка – это устойчивая мысль на выполнение определенного действия.

От современных руководителей требуется понимание психологии мотивации. Для получения успешных результатов нужно сотрудников мотивировать. И здесь очень важно знание о потребностях каждого сотрудника, чтобы быть способными удовлетворять их, чем и мотивировать подчиненных.

Имея свой бизнес или являясь руководителем в чужой компании, вы непременно сталкиваетесь с ситуацией, когда подчиненные вас не слушаются, отлынивают от работы и выполняют поставленные задания некачественно. Чтобы дело продвигалось, нужно быстро, вовремя и качественно выполнять все необходимые задачи. Они возлагаются на подчиненных. Но люди не справляются. Увольнять? Находить других? Можно и такой подход использовать. Но что делать, если речь идет о ценных сотрудниках, профессионалах своего дела? Как их мотивировать, чтобы они с удовольствием выполняли работу? Здесь нужен индивидуальный подход.

В зависимости от того, как человека поощряли его родители и учителя, когда он был маленьким, такой формы мотивации он ждет и сейчас от своего начальника. Людей по-разному мотивируют, соответственно, лучше применять индивидуальный подход в мотивации каждого отдельного подчиненного. Чем можно ?

  • Грамотами, медалями, благодарностями.
  • Повышением уровня заработной платы.
  • Продвижением по карьерной лестнице.
  • Возможностью самореализоваться.
  • Получением бонусов, льгот и материальной помощи.

В зависимости от того, как человека поощряли в детстве, такое же поощрение подойдет ему и в зрелом возрасте. К примеру, если сотрудник в детстве стремился получить высокую оценку, тогда можно начать его мотивировать повышением заработной платы. Если подчиненный в школьные годы любил гулять и прогуливать уроки, его друзья в этом поддерживали, тогда можно ввести бонусную систему поощрения. Вы оплачиваете ему отпуск или платите полную заработную плату, когда он болеет. Есть люди, которым важно себя показать, проявить, быть инициативными, ведущими. Для них подойдет возможность продвижения по карьерной лестнице или взятие на себя обязанностей, где на полную мощность смогут продемонстрировать личные способности.

Примените индивидуальный подход к каждому сотруднику, которого желаете мотивировать. Нет одного способа, который идеально подойдет для всех. Вам придется потратить время, чтобы выяснить, как мотивировать каждого отдельного подчиненного, чтобы он выполнял свою работу качественно и быстро. Делайте записи, чтобы не забывать о подходах, которые вы можете использовать в отношении каждого сотрудника. Это сэкономит время и позволит варьировать различные мотивационные факторы.

Итог

Мотивация – это внутренний побуждающий на совершение действий механизм, который нужно уметь правильно запустить. Если человек мотивирован, тогда у него есть энергия и силы, которые сами толкают его на совершение поступков для достижения желаемой цели.

Со временем ведущие мотивы поведения человека становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности:

Мотив достижения успехов,

Мотив избегания неудач,

Мотив власти,

Альтруизм (мотив оказания помощи),

Агрессивные мотивы,

Мотив познания и другие.

Доминирующие мотивы начинают входить в ядро характера человека. Как ядерная характеристика они оказывают воздействие на поведение в целом и влияют на формирование других психических свойств.

Например от характера доминирующих мотивов зависит самооценка человека и особенности его картины мира. Экспериментально доказано, что люди, ориентированные на успех, в большей степени склонны к формированию у себя реалистичной, научной картины мира, а также обладают более объективной самооценкой. Люди, мотивированные на избегание неудач, часто имеют нереалистическую, фантастическую картину мира, при этом имеют завышенную или заниженную самооценку.

В свою очередь от самооценки личности зависит уровень притязаний человека. Если самооценка завышена, то уровень притязаний (ожиданий от жизнедеятельности) обычно тоже завышен. Это происходит потому, что индивид завышает, например, свои способности, поэтому предполагает, что его действия повлекут высокое качество и количество результата. В случае с заниженной самооценкой происходит наоборот: человек недооценивает свой потенциал, надеется на меньшее. Таким образом доминирующие мотивы как ядерная характеристика через самооценку могут повлиять на уровень притязаний человека.

Мотив аффилиации

Существует такой важный и - можно сказать - сквозной мотив поведения как мотив аффилиации (стремление к общению). Данный мотив проявляется трояко:

Это и просто потребность в периодических разговорах (потребность в болтовне, пусть даже и пустой),

Это и налаживание отношений, контактов (потребность чувствовать себя связанным с окружающими людьми),

Мотив аффилиации у людей проявляется значительно ярче, чем у животных. В силу развитости разума человека он может планировать отношения, ставить себя на место другого и т.д.

Мотив власти

Интересным и важным мотивом является мотив власти - устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь подчинённых себе людей, то есть тех, которых можно заставить что-то сделать.

Г. Мюррей: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Д. Верофф считал, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Признаками наличия у человека мотива, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другой признак мотива власти - удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи.

Ряд учёных полагают, что человек с выраженным мотивом власти испытывает нежелание подчиняться другим. Однако с этим можно поспорить: жизнь показывает, что люди с ярко выраженными мотивами власти легко организуются в иерархии между собой (типичный пример - армия). Человеку с выраженным мотивом власти оной никогда не бывает мало, он всегда готов подняться на следующую ступень, но при этом он может весьма охотно подчиняться другому лидеру, на чьё место претендует.

Некоторыми последователями З. Фрейда мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Э. Фромм как представитель неофрейдизма сформулировал, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами:

Возможностью награждать людей,

Возможностью наказывать людей,

Способностью принуждать их к совершению определённых действий,

Способностью устанавливать собственные правила поведения.

Мотив власти имеет и биологический смысл, то есть он может основываться на врождённом инстинкте поведения вожака стаи . Наличие вожака в стае - сильное конкурентное преимущество, поэтому имеет биологическое значение. Стая как боевая единица под руководством вожака имела больше шансов выжить, чем стая без вожака или со слабым лидером. Вожак организует, планирует, распределяет роли.

Просоциальные мотивы

Просоциальное поведение - альтруистические действия, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Такое поведение по своим особенностям разнообразно и располагается в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности.

Иногда просоциальное поведение наносит самому человеку большой ущерб, иногда оно заканчивается самопожертвованием.

При альтруистическом поведении забота о других осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчёта или давления со стороны. По смыслу такое поведение противоположно агрессии.

Агрессивные мотивы

Агрессия - сложное и многоплановое явление. Часто выделяют мотивированную агрессию и немотивированную. Различие этих видов агрессии - в степени очевидности мотивов.

У человека имеется две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением:

Тенденция к агрессии,

Тенденция к её торможению.

Тенденция к агрессии - склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Подавление агрессии - индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Под понятием мотивов человеческой личности психологи подразумевают некую внутреннюю силу индивида, побуждающую к действию, чтобы достигнуть поставленной цели. Нет единого определения, характеризующего это понятие.

Некоторые ученые придерживаются точки зрения, что в основе лежат идеи и представления личности, некоторые считают, что мотивы определяются мыслями и основными жизненными установками. Желание добиться поставленной цели придает человеку силу и уверенность в себе, стимулирует рост его как личности. Все это и есть мотивы человеческой личности.

Мотивы очень важны, именно они предопределяют высоту достижений индивида. Для усиления мотивации, особенно в коллективах, используют внешние стимулы в виде премий, повышения оплаты, благодарности и т.д. для улучшения эффективности работы. Но нужно сказать, что у человека внутренняя мотивация намного сильнее внешней и для достижения цели он преодолевает любые преграды.

Мотивация поведения

Исследования мотивации поведения людей с поиском ответа, почему человек поступает именно так, а не иначе, проводились многими психологами, начиная с древности. Поведение человека определяется множеством внутренних и внешних факторов, к которым относятся тип ситуации, особенности личных качеств, наличие внешнего давления, характер мотивов самого человека.

Какое же влияние мотивы поведения оказывают на человека? Анализируя представление о мотивах поведения индивида, надо сказать, что различные мотивы не только по-разному влияют на человеческое поведение, но и могут иметь определяющее значение. Ведь мотивы являются слиянием глубоких переживаний человека, это становится его свойством, а затем трансформируется в личностные качества. Так, мотив помощи страждущим и улучшения мира может перерасти в черту характера – альтруизм.

Мотивация индивидуальной деятельности

Мотивы поведения человека зависят от цели, которая стоит перед ним. Он будет стараться достигнуть цели для получения удовлетворения. Например, для утоления чувства голода человек будет заниматься поисками еды. Его поведение определяется потребностью в еде, а сам поиск является мотивом деятельности индивида.

Мотивация индивидуальной деятельности может быть различной, все зависит от потребности и цели. Для удовлетворения базисных потребностей, которые лежат в основе жизни и развития человека (голод, необходимость дыхания, чувство самосохранения и т.д.), служат мотивы, которые являются органическими. Они позволяют личности удовлетворить первоочередные нужды, чтобы продолжить жизнь и развитие.

Мотивация может носить функциональный характер. Это мотивы, которые служат для удовлетворения потребностей культурного роста человека: спортивные занятия, посещение театра, кино, музея, отдых на природе. Потребность в культурном росте создает мотивы, которые побуждают человека удовлетворять эту потребность и тем самым повышать свой культурный уровень.

Материальными мотивами называют те, которые служат для приобретения или создания материальных ценностей. Это касается создания уюта в доме, различных бытовых удобств.

Социальные мотивы деятельности чрезвычайно важны, поскольку человек живет в обществе и стремится занять в нем определенное место, иметь определенный социальный статус. Эти потребности и создают соответствующие мотивы. Индивид будет стремиться проявить себя среди определенного общества (участие в общественных организациях, благотворительных акциях, волонтерском движении и т.д.)

К духовным мотивам принадлежат те, которые создаются потребностями в повышении самосознания человека, самосовершенствования. Для достижения этих целей человек занимается чтением книг, молится или действует как-либо еще, чтобы развиваться духовно.

Потребности

Суть определений потребности сводится к тому, что это состояние, характеризуемое наличием у человека разнохарактерных нужд, в качестве которых могут фигурировать объекты духовные либо материальные. Для удовлетворения той или иной нужды человек предпринимает ряд действий, при этом он руководствуется порождаемыми потребностью мотивами.

Весьма часто возможно одновременное возникновение нескольких потребностей сразу. В этом случае предстоит определиться с тем, которые из потребностей следует удовлетворить в первую очередь. В связи с выше означенным, выстраивается некая иерархия потребностей, которую в свое время охарактеризовал в своих работах Абрахам Маслоу. Согласно упрощенной схеме связь личности, ее потребностей и мотивов можно описать конфигурацией, состоящей из пяти основных уровней, образующих так называемую пирамиду, названную пирамидой Маслоу.

Нижний уровень характеризуется потребностями физиологического характера. Далее следует уровень потребностей в защищенности, затем в привязанности и общении, в престиже, что напрямую связано с уважением, наконец, высший уровень – потребность в духовных познаниях.

Социальные мотивы

Социальные мотивы личности являются следствием ее тяготения к общественной социализации. Привязанность, вот основной социальный мотив, представляющий из себя стремление быть кому-то полезным и необходимым, получать за это одобрение со стороны окружающих. Немаловажны социальные мотивы – самоуважение и признание.

Человеческий индивидуум – существо социальное, живущее в обществе и от общества зависящее и потому всячески стремящееся найти в нем свое собственное место и утвердиться на нем. Именно поэтому, чтобы утвердиться в обществе, человек действует, следуя социальным мотивам.

Ввиду сложности собственной природы, человек очень непредсказуем в своих отношениях с окружающими, каждому индивиду свойственно искать такого человека, который бы воспринимал его таким, каким он есть. В контексте этого люди идут на компромиссы, изменяются к лучшему.

Нельзя не отметить подчинение людей власти, вне зависимости от недовольства ею, люди обычно признают ее правомочность и потому готовы подчиняться авторитетам, что также относится к социальным личностным мотивам.

Система мотивов личности

Основываясь на принципе непрекращающейся череды возникающих потребностей, можно утверждать, что человеком руководят мотивы. С точки зрения психологии полагается, что в течение человеческой жизни формируется устойчивая система личностных мотивов. Именно они становятся причиной своеобразного поведения людей, определяют впоследствии направленность их деятельности.

На установки направленности личности воздействуют родительское воспитание и окружающий социум, в конечном итоге, порождаемые этими действиями мысли становятся узловыми в формировании личности индивида. Имеются выделенные формы личностной направленности. О них ниже.

Влечения – неосознаваемая потребность в чем-либо. Это самая простая по сути своей форма и тогда, когда влечение теряет свою надобность, оно попросту испаряется. В то же время осознанное влечение может преобразоваться в желание.

Желание – это человеческая потребность во вполне определенных вещах. Нередко именно желание побуждает человека к действию, проявлению силы воли. Если желание четко определено и понятны пути его достижения, оно превращается в стремление.

Интерес – именно он определяет человеческие желания и наполняет смыслом человеческие цели и деятельность. Опять-таки, проявляемый интерес в некоторой сфере с подключением силы воли и направленными усилиями становится стремлением.

Идеалы – каждый индивидуум выстраивает собственные, ибо каждый имеет мнение о том, что хорошо, а что плохо, каким человек должен быть. Действия личности сообразуются с ее идеалом и стремлением его достичь, прежде всего, в себе лично. Следствием этой формы оказывается порождаемое мировоззрение.

Выше означенные формы личностной направленности могут быть и не связаны между собой, однако мировоззрение определяется их целостной совокупностью, поскольку именно мировосприятие выполняет роль объединительную, когда имеющиеся мысли формируют единую картину, позволяющую сформировать свое персональное видение окружающего мира и людей, его населяющих.

Человеку становится доступной возможность определиться со своим личным местом в этом мире, планируя и прогнозируя в нем свою будущую активность по достижению определенных целей.

Мотивация поведения________________________2

Формирование личности______________________7

Мотивация и личность_______________________12

Заключение

Список литературы

Мотивация поведения

На человека всегда действует много различных сил, которые побуждают его делать или не делать что-либо. Иногда это внешние силы, например требование окружающих.Наряду с этим есть и внутренние силы, побуждающие человека к определённому поведению. В психологии это называется мотивами, а их система - мотивацией. Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности , потребности, мотивы,цели, намерения, стремления и др.),и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это- поиск ответов на вопросы типа "почему?","зачем?","для какой цели?","ради чего?","какой смысл?".Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Один из универсальных типов мотивации направлен на достижение успеха : деятельность выполняется с целью достигнуть чего-то положительного, получить вознаграждение. Например:

· Готовлюсь к экзамену, чтобы сдать его на * отлично*.

· Тренируюсь, чтобы победить в состязании, получить*золото*.

· Слежу за сковородкой, чтобы ужин получился вкусный и романтичный.

Если же мы, приступая к какому-либо делу, ориентируемся на достижение успеха, то задействуется механизм,который будет работать в нашу пользу. Мы самопрограммируемся и получаем положительные эмоции, которые активизируют нас, позволяют найти силы на то, чтобы работать более продуктивно. И при этом возрастают шансы, что желаемый нами успех действительно воплотиться в жизнь.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называю т особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлёкшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как интерес.

Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Поведение личности в ситуациях, которые кажутся одинаковыми, представляется довольно разнообразным, и это разнообразие трудно объяснить, апеллируя только к ситуации.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиции с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимодействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.

Мотив-это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщённом виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определённых условиях, которых им недостаёт для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму(личности),активизируя и стимулируя его. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических потребностей, есть ещё материальные, духовные и социальные(представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом).

Основные характеристики человеческих потребностей -сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувства уверенности в себе,своей ценности,силы,способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствия к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.Эти чувства,в свою очередь,дают начало подавленности (фрустрации) или иным компенсаторным,или невротическим склонностям. Состояние расстройства,подавленности,возникающие в тех случаях, когда человек на пути к достижения цели сталкивается с препятствиями,барьерами,которые являются реально неопределимыми или воспринимаются как таковыми, называется фрустрацией. Фрустрация может привести к различным изменениям поведения и самосознания личности.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие- цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Психологически цель есть то мотивационно- побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Мотивационную сферу человека с точки зрения её развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Широта-это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов- диспозиции (мотивы),потребностей и целей, представленных на каждом уровне. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость -подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения также являются разнообразные книги, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Иерархизированность -это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции(мотивы, цели)сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определённого уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают своё решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Формирование личности

Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.В структуру личности включаем способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация-это соответственно, переживания и побуждения к деятельности. Социальные установки-убеждения и отношения людей.