Специфика социальной психологии. Учебник: Социальная психология Проблема группы в социальной психологии


Социально-психологический подход к изучению личности заключается в определении социально-психологических ориентиров исследования ее коммуникативного потенциала, объяснении механизмов социализации, диагностике важнейших компонентов структуры, выявлении регуляторов поведения, а также в исследовании конкретных групп, в которых личность усваивает социальные влияния и реализует свою социальную сущность.

Анализу подвергаются такие важные социально-психологические проявления личности, как социальная установка, социальная адаптация, индивидуализация, интеграция личности, социальная деятельность, активность, статусно-ролевая реализация личности в группе, ее поло-ролевая дифференциация, нормативное поведение, социально-психологические качества и тому подобное. При этом учитывают, что вся система общественных отношений (экономических, политических, нравственных и др.), в которую вовлечен человек, является объективной основой формирования его личностных социально-психологических свойств, качеств и черт характера.

Социально-психологическая природа личности

Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, происходящих в социуме. ее восприятие экономических, политических, социальных отношений зависит от исторической эпохи и типа общества. Соответственно, каждый человек по-своему отражает их, что определяет ее социальное качество, содержание и характер практической деятельности. Именно в процессе такой деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к окружающим. Элементами социально-психологической основы личности являются: социально определенная цель его деятельности; социальные статусы, позиции и выполняемые социальные роли; обусловленные статусами и ролями ожидания; нормы и ценности (культура), которыми он руководствуется в процессе деятельности; социокультурная, етнопсихологічна программа поведения; система знаков, которую он использует; социально-психологическое отражение социальных отношений; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; коммуникативный потенциал; личностные механизмы регуляции социального процесса; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Становления личности в социуме с точки зрения социальной психологи невозможно вне общественных отношений, вне взаимодействия с группой, общением и деятельностью.

Человек развивается во взаимодействии с окружающей средой, однако ее жизни является индивидуальным достоянием, а процесс развития личности всегда - глубоко неповторимым явлением. ее социально-психологические индивидуальные свойства проявляются в свойствах темперамента, чертах характера, в специфике интересов, коммуникативных качеств, интеллекта, потребностей и способностей.

Предпосылкой формирования социально-психологической индивидуальности личности есть задатки. Развитость конкретной коммуникативной характеристики, своеобразие ее проявления обусловливают социально-психологическую отличие одной личности от другой, оригинальность его общения и взаимодействия в социуме. Это свидетельствует о индивидуальное социально-психологическое отражение существующих социальных отношений между людьми и социальных общностей, возникающие на основе этих отношений. Речь идет о устойчивую индивидуально-специфическую систему социально-психологических средств, приемов, навыков, методов восприятия и отражения человеком социальных отношений. Известно, что люди с разными индивидуально-типологическими характеристиками нервной системы, разной структурой коммуникативных способностей, темперамента, характера добиваются одинаковой эффективности восприятия и отображения реальности различными способами. В то же время индивидуальное социально-психологическое отражение может быть неоптимальным с точки зрения эффективности регуляции социального процесса.

Социально-психологическая природа личности реализуется и осуществляется в общении и взаимодействии, воспроизводя реалии социального бытия. В целостной системе качеств личности самыми значительными являются коммуникативные свойства и умения, ведь личная жизнь и личностное развитие человека является всеобъемлющей коммуникацией (речь идет об общении в широком смысле).

Коммуникация (лат. - общаюсь с кем-то) - спектр связей и взаимодействий, которые предусматривают прямые или косвенные контакты, реализацию социальных отношений, регуляцию социального процесса, ценностное отношение к нему, обмен информацией, сопереживание, взаимопонимание, восприятие, воспроизведение, влияние группы на человека или одного человека на другого.

Социально-психологический подход к развитию личности в социуме основывается на понимании коммуникативного жизнь индивида как его общения с собой, другими индивидами, с миром, в процессе которого реализуется коммуникативный потенциал личности через согласие (несогласие), понимание (непонимание), рефлексию (лат. reflexio - обращение назад, самопознание), эмпатию (греч. empatheia - сочувствие, сопереживание), доверие, любовь, аттракцию (лат. attractio - притяжение) и тому подобное. Социализация личности вне коммуникацией, без сотрудничества и диалога, без взаимодействия и восприятия людьми друг друга невозможна. Речь идет о широкий диапазон коммуникативных знаний, умений и навыков, социально-психологическую компетентность и коммуникабельность, которыми должен быть наделен индивид и которые являются необходимыми атрибутами деятельности.

Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, в том числе и самой себя, условий и средств своего существования; целенаправленное взаимовлияние участников взаимодействия.

Деятельность всегда связана с активностью участников взаимодействия, направленной на превращение их самих, их способностей, потребностей, умений, навыков, а также социально-психологической реальности. Инструментами такой деятельности являются прежде всего социально-психологические механизмы общения, межличностных отношений и групповых процессов: внушения, подражания, убеждения, эмпатия, социальная перцепция (лат. регсерсіо - восприятие), каузальна (лат. causa - причина) атрибуция (лат. attributio - приписывание), социально-психологическая рефлексия, взаимопонимания, этнопсихологические особенности индивидов, групповые нормы, санкции, групповая сплоченность, социально-психологический климат и др. Ценностное отношение участников взаимодействия к социальным отношениям является регулятором социального процесса.

Личность является иерархией различных внешних и внутренних коммуникаций, динамически образуют новое качество - коммуникативное ядро, коммуникативный мир человека. Готовность человека к полноценному межличностного общения является сложным многокомпонентным процессом, который обусловливает одновременное развитие психики индивида в нескольких взаимосвязанных направлениях. Главное в нем - формирование гуманистического коммуникативного ядра личности, которое предполагает восприятие человека как наибольшей ценности. Следовательно, обеспечение участников взаимодействия коммуникативными знаниями, формирование у них коммуникативных умений и навыков является необходимой составляющей развития и становления личности, ее жизни и функционирования в микро - и макросистемах.

Универсальным условием эффективности взаимных контактов, формой раскрытия потенциальных возможностей участников взаимодействия является диалогический тип отношений. Российский философ, культуролог и литературовед Михаил Бахтин (1895-1975) считал диалогические отношения универсальны, поскольку они проходят сквозь человеческое мышление и все человеческие взаимоотношения, то есть через жизнь человека во всех его проявлениях. Только в общении, во взаимодействии раскрывается человек в человеке как для других, так и для себя. Диалог, по Бахтину, приобретает онтологического статуса, поскольку существовать означает общаться діалогічно. Поэтому диалог является не только средством формирования личности, а самим бытием человека, ее самобытностью.

В широком смысле социально-психологическая природа личности может быть охарактеризована как определенная степень единства коммуникации и личностных свойств индивида. Степень этого единства свидетельствует об определенном уровне сформированности коммуникативных возможностей личности. Это положение конкретизируется в умении личности решать проблемы жизни и деятельности средствами общения, в передаче своих знаний и опыта участникам взаимодействия, в способах организации отношений на разных уровнях, в системе социально-психологического обеспечения саморазвития и тому подобное. Такое толкование коммуникативной (социально-психологической) природы личности выводит на психологическую и социальную основы ее развития, на соотношение внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, индивидуального и социального в нем. Следовательно, коммуникацию рассматривают как социальную и психологическую свойство, как атрибутивную качество личности.

Эффективность развития коммуникативных свойств человека зависит от его взаимодействия с группой и в группе, от индивидуальных психологических особенностей участников коммуникативного процесса, избирательность отношений, качество выбора, уровень групповой совместимости и тому подобное. Общение при этом является условием целесообразного взаимодействия человека с социальным окружением и внутренней характеристикой психической активности личности. В структуре личности коммуникативные свойства являются интегральными ее характеристиками, с помощью которых осуществляется взаимосвязь личности с социумом, социально-психологическое восприятие и отражение ею социальных отношений и реалий жизни, обеспечиваются контакты между людьми. Посредством общения индивид "входит" в сферу идей, мыслей собеседника, в круг его активности. Участники коммуникативного процесса постоянно находятся в социокультурном и етнопсихологічному пространстве общения, который образуют культура личности, устойчивые характеристики стиля взаимодействия, традиции, нормы, правила, позиции, роли и тому подобное.

Культура личности - совокупность социальных норм И ценностей, которыми Индивид руководствуется в процессе практической деятельности, реализуя свои потребности и интересы во взаимодействии с социальным окружением.

Социокультурный, этнопсихологический контекст развития социально-психологических свойств личности проявляется в определенной позиции индивида, его ценностно-эмоциональном отношении к политических, экономических, социально-психологических явлений и процессов; в специфике национальных установок, культуры делового взаимодействия, норм, традиций, отражающих волевую активность человека, принадлежащего к определенной этнической общности, ее убеждения, ценностные ориентации, взгляды, принципы и интересы.

в то же Время общение является не только контактом с конкретным человеком или группой людей, их коммуникативной культурой, но и комплексом скрытых проблем, конфликтов, барьеров коммуникативного процесса, который образует смысловую ткань и перспективу согласия - несогласия, доверия - недоверия, уважения - неуважения и тому подобное.

Социально-психологическая природа личности предусматривает осознание ее становления как коммуникативной жизнедеятельности, в процессе которой происходят внешние и внутренние изменения, формируется коммуникабельность, реализуются составляющие коммуникативного потенциала.

Коммуникативный потенциал личности - присущие личности объективные и субъективные коммуникативные возможности, которые реализуются как сознательно, так и стихийно и является внутренним резервом индивида.

Коммуникативный потенциал личности образуют: коммуникативные возможности, коммуникативные силы индивида, которые могут быть использованы личностью в конкретной форме общения; психологические свойства и возможности, приобретенные в реальных условиях общения и взаимодействия с другими людьми; коммуникативные возможности дальнейшего развития. Он является не статической, а динамической, то есть такой, которая развивается (или наоборот), системой свойств и способностей, которая формируется в совместной деятельности с другими людьми, в реальном общении с ними. Это - система форм, средств, путей интеграции своей деятельности с деятельностью других, собственной личности с личностями других, специфический комплекс личностных качеств и особенностей, своеобразная индивидуальная "история участия личности" в совместной деятельности.

Коммуникативные свойства личности являются ее потенциальными возможностями, которые предопределяют эффективность общения, измеряют степень силы участия в социально-психологическом отражении социальной реальности, глубину и полноту вхождения в процесс взаимодействия, полноценность контакта. Они характеризуют личность сквозь призму ее возможностей как конкретного и реального участника совместной с другими людьми деятельности, определяют эффективность этой деятельности. В особых видах деятельности и в специфических ситуациях общения, предъявляют личности высокие требования, эти свойства выступают как внутренние резервы личности. Речь идет об особо ответственную публичную, многоплановую работу, эмоционально напряженные, конфликтные обстоятельства.

При отсутствии условий для реализации коммуникативного потенциала происходит снижение потенциальных возможностей индивида, разрушение его статусно-ролевой актуализации в социальной группе, потеря чувства социальной реальности, деперсонализация и изоляция. Потенциальные коммуникативные возможности личности формируются как желание индивида самовыразиться, самоутвердиться, оптимизировать процесс социально-психологического отражения, учитывая свои индивидуальные психофизиологические, социально-психологические свойства.

Базовую структуру коммуникативного потенциала образует потребность в общении, которая трактуется и как самостоятельная специфическая установка личности на общение с себе подобными, и как межличностное притяжение, и как врожденный инстинкт общения, врожденное стремление к аффилиации (англ. to affiliate - присоединить; стремление человека быть в обществе других людей) и тому подобное. Непосредственно с этой потребностью связана коммуникабельность личности - выражение потребности в общении, в налаживании социальных отношений, избирательное отношение к людям и использование форм и средств коммуникации.

Участие человека в совместном взаимодействии и общении реализуется также через проявление его коммуникативных способностей. Для психологического развития, социализации индивида, обретения им необходимых форм общественного поведения они имеют не меньшее значение, чем предметно-познавательные способности.

Ведь без умения адаптироваться к межличностных контактов, к людям, которые в них задействованы, правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать продуктивные взаимоотношения в различных социальных ситуациях невозможна нормальная жизнь и психическое развитие личности.

Коммуникативные способности связаны с умением человека использовать в общении свои личностные коммуникативные свойства и с владением техникой общения и контакта. Обе эти группы способностей объединяют комплекс качеств (своеобразных умений) личности, обеспечивающие успешный коммуникативный процесс. Например, способности управлять своим поведением в общении, комплекс перцептивных (лат. регсеріїо - восприятие) способностей, связанных с пониманием и учетом в общении особенностей другого человека, с умениями моделировать личность другого; способности устанавливать, поддерживать контакт, изменять его глубину, входить и выходить из него, передавать и перехватывать инициативу в общении; способности оптимально в психологическом смысле организовывать свою речь. Особенно важными являются способности, которые характеризуют "технологическое" подготовленность человека к общению: психологически верно вступать в процесс взаимодействия; поддерживать общение, постоянно стимулировать как собственную активность, так и активность собеседника; прогнозировать возможное развитие ситуации, в рамках которой разворачивается коммуникация; уметь преодолевать психологические барьеры; выбирать адекватные жесты, мимику, манеру поведения и прочее.

Важными являются перцептивно-рефлексивные способности личности, связанные с познанием человека человеком в коммуникативных процессах и совместной деятельности. Речь идет о социально-психологическую наблюдательность; оценка индивидом собственной группы, межличностных отношений; субъективное представление о собственной роли и роли других в неформальной структуре группы; индивидуальное представление о цели, ценности, установки, настроения, интересы, которые преобладают в группе, и тому подобное.

К внутренне-личностных характеристик личности, свидетельствующие о ее коммуникативный потенциал, относятся также коммуникативные знания, умения и навыки. Своеобразие проявления их зависит от конкретного индивида, его типологических свойств. Существенный аспект коммуникативного потенциала личности отражают социально-психологические качества, в которых выражена коммуникабельность индивида, его коммуникативная программа поведения, готовность к взаимодействию, эмоционально-емпатійні возможности, социальное место (статус, позиция, роль) в группе.

Личность можно рассматривать как потенциал в целом, имея в виду ее природные задатки, способности, талант, гениальность, психофизиологические особенности, социальный статус, и как ее культурный, нравственный, коммуникативный потенциал.

Динамический характер коммуникативного потенциала способствует развитию или торможению коммуникативных свойств и способностей личности, предъявляет ей высокие требования за реализацию внутренних коммуникативных резервов, за перевод их из потенциальных в актуальные. Этот процесс является становлением устойчивых коммуникативных связей человека, которые способствуют налаживанию информационного обмена, взаимовлияния, восприятию и отражению социальных отношений. Успешность реализации коммуникативного потенциала личности определяют: осознание значимости коммуникативной деятельности, коммуникативных знаний и умений в коммуникативном жизни человека; знание собственных коммуникативных возможностей и коммуникативных особенностей других участников общения; систематическое пополнение знаний по теории и практике общения.

Способы реализации этого процесса разнообразны: он может быть прогрессивным и регрессивным, интенсивным или экстенсивным, индивидуализированным или деіндивідуалізованим, разворачиваться гармонично или дисгармонично. Будучи психологически и социально детерминированным, он заключается в накоплении новых потенциальных коммуникативных возможностей, расширении и углублении связей личности с социумом. Наличие в нем признаков системы позволяет его моделировать.

Вид занятия: информативная лекция.

Тема занятия: «Психология личности»

Занятие проводится в группе студентов второго курса физико-математического факультета.

Цель занятия: обеспечить студентов необходимой информацией по данной теме, раскрыть все новые для них понятия, повысить познавательную мотивацию студентов.

Задачи учебного материала:

1) раскрытие специфики социально-психологического подхода к изучению личности , понятия социализации, ее механизмов, стадий и институтов, раскрытие социально-психологических качеств личности, а также понятия социальной установки, традиций ее изучения и влияния социальной установки на поведение индивида;

2) развитие навыков, умения работать с текстом учебника, схемами;

3) развитие личности, повышение познавательной мотивации, мотивации к самопознанию и саморазвитию.

Структура лекции:

4. Социальная установка.

Форма организации студентов: традиционная.

Основные методы обучения: беседа, объяснение, разъяснение, примеры.

Средства обучения: вербально-информационные – лекционный материал, учебники, учебные пособия; наглядные – схемы.

Список используемой литературы:

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000

2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М., 1988

3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учебно-методическое пособие для преподавателей и аспирантов вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999.

4. Белинская Е.П. Исследование личности: Традиции и перспективы // Социальная психология в современном мире. М., 2002

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001

6. Кузнецова И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие для студентов. - Смоленск: Универсум, 2006

7. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. – М., 1994

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М., 2001
  3. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. – М., 2002
  4. Социальная психология / Под ред. С. Московичи. – СПб.: Питер, 2007

Психология личности

План

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

2. Понятие социализации, механизмы и стадии социализации, институты социализации.

3. Социально-психологические качества личности. Личность и социальная роль.

4. Социальная установка.

1. Специфика социально-психологического подхода к изучению личности

Личность – это субъект отношений и сознательной деятельности, это относительно устойчивая система социально значимых черт, характеризующих человека как члена того или иного общества или общности.

Сущность личности заключается в характере общественных отношений, в которых она живет, и, следовательно, личность рождается и существует в обществе, в общественных отношениях.

Подход к личности в социальной психологии отличается от подхода к ней в социологии и психологии.

Специфика социально-психологического подхода к изучению личности заключается в том, что он предполагает соединение двух подходов: социологического и общепсихологического.

  1. Социологический подход характеризуется тем, что в нем личность рассматривается преимущественно как объект социальных отношений.
  2. общепсихологический – тем, что акцент сделан лишь на всеобщих механизмах психической деятельности индивида.

Задача социальной психологии – раскрыть всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений.

Социальная психология, пользуясь определением личности, которая дает общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из форм ее деятельности), а с другой – каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности).

Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой, результат, который получается от этого взаимоотношения.

Для выявления того, посредством каких групп осуществляется влияние общества на личность, важно изучение конкретного жизненного пути личности, тех ячеек микро- и макросреды, через которые она проходит – это проблема социализации.

Важно проанализировать, как личность действует в условиях активного общения с другими личностями в тех реальных ситуациях и группах, где протекает ее жизнедеятельность – это проблема социальной установки.

Итогом исследования проблем личности в социальной психологии следует считать интегрирование личности в группе: выявление тех качеств личности, которые формируются и проявляются в группе, возникающее на основе рефлексии этих качеств чувство групповой принадлежности – это проблема социальной идентичности личности.

2. Понятие социализации

Социализация – процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения его в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.

Социализированность – результат социализации, соответствие человека социальным требованиям.

Социализация по своему содержанию является процессом становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.

Выделяются три сферы, в которых осуществляется это становление личности – механизмы социализации :

1) деятельность (на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с освоением все новых видов деятельности; при этом происходят ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами, центрирование вокруг главного, выбранного вида, соподчинение ему всех остальных видов деятельности и освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости);

2) общение (рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже; углубление общения - это, прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера);

3) самосознание (процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я»: отделение «Я» от деятельности, интерпретация «Я», соответствие этой интерпретации с интерпретациями, которые дают личности другие люди.

В процессе социализации можно выделить три грани:

1) трансляция культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации (инкультурация);

2) собственно усвоение, интернализация различных модусов социального опыта;

3) социализированность (результат – адаптация)

4) процесс конструирования социальной реальности.

Стадии социализации

Стадии социализации выделяют на основе двух критериев:

1) биологический – возраст и половая принадлежность;

2) критерий социального характера – социальные кризисы, переживаемые человеком.

Этапы социализации охватывают всю жизнь человека:

1. Детство – социокультурный феномен:

2. Подростковый возраст (11 – 16 лет).

3. Юношеский возраст.

4. Молодость.

5. Взрослый возраст – ранняя социализация:

5. Пожилой возраст.

6. Старость.

В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта, прежде всего в ходе трудовой деятельности, поэтому отношение к ней служит основанием для классификации стадий.

Выделены основные стадии :

  1. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу - период раннего детства;

б) стадия обучения, включающая весь период юности.

  1. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека — это весь период трудовой деятельности человека.
  2. Послетрудовая стадия – воспроизводство социального опыта в пожилом возрасте.

Институты социализации

Институты социализации – это устойчивые формы организации совместной деятельности людей, совокупность норм, ценностей, которые регулируют различные сферы деятельности человека и закрепляют эту деятельность в систему ролей и статусов.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают:

▪ В период раннего детства — семья и дошкольные детские учреждения. В семье дети приобретают первые навыки взаимодействия и общения, осваивают первые социальные роли.

▪ В период обучения основным институтом социализации является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое является важнейшим элементом социализации, расширяет возможности ребенка в плане его общения.

На трудовой стадии важнейшим институтом социализации является трудовой коллектив или его современные разновидности — команда, организация.

На послетрудовой стадии институтами социализации могут выступать различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры.

3. Социально-психологические качества личности

Социально-психологические качества личности — это качества, которые формируются в реальных социальных группах, в условиях совместной деятельности с другими людьми, а также в общении с ними.

К ним можно отнести четыре группы качеств:

1) обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2) формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3) более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4) связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.)

Анализ социально-психологических качеств личности необходим для того, чтобы понять, каким образом личность «вписывается» в группу, осознает свою принадлежность к ней, иными словами, идентифицируется с группой.

Социальная идентичность личности — это самоопределение личности в отнесении себя к определенной социальной группе.

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп.

На фоне социальной идентичности у человека складывается определенная социальная роль - это ожидаемый тип поведения личности в соответствии с определенным взаимодействием людей в обществе на основе их прав и обязанностей.

По Парсонсу, социальная роль характеризуется:

Эмоциональностью (некоторым ролям свойственно эмоциональное напряжение);

Масштабом (возможностью влиять на определенное количество людей, например, роль преподавателя, руководителя);

Формализацией (если социальная роль ориентирована на стандартные нормы и правила, то это формальная социальная роль, например, профессиональная; неформальные социальные роли – это роли, ориентированные на межличностные отношения)

Социальная роль определенным образом регламентирует поведение человека в обществе

4. Социальная установка

Социальная установка – это определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденция его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта.

В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд». Впервые понятие аттитюд было введено У. Томасом и Ф. Знанецким в 1918г.

Аттитюд – это состояние сознание индивида относительно некоторой социальной ценности, переживание человеком смысла этой ценности.

По Олпорту, аттитюд – это состояние психонервной готовности, сложившееся на основе опыта и оказывающее направляющее и (или) динамическое влияние на реакции индивида относительно всех объектов или ситуаций, с которыми он связан.

В исследовании аттитюдов в западной социальной психологии выделяются четыре периода:

1) от введения этого термина в 1918г. до Второй мировой войны — бурный рост популярности проблемы и числа исследований по ней.

2) 1940-1950-е годы - упадок исследований в связи с рядом обнаружившихся затруднений и тупиковых позиций.

3) 1950-1960-е годы — возрождение интереса к проблеме, возникновение ряда новых идей, но вместе с тем признание кризисного состояния исследований.

4) 1970-е годы — явный застой, связанный с обилием противоречивых и несопоставимых фактов.

5) 1980-1990-х годы - новый рост интереса к проблеме, связанный с запросами практики.

Отечественное изучение установки связано со школой Д.Н .Узнадзе. По определению Узнадзе, установка – это первичное целостное отражение, на фоне которого может возникнуть созерцательное или действенное отражение, которое заключается в налаживании готовности к тому, чтобы в нем появились те психические или моторные акты, которые обеспечат адекватное ситуации созерцательное или действенное отражение.

А.Н . Леонтьев и Осмолов рассматривали смысловую установку – как выражение личностного смысла в виде готовности к определенным образом направленной деятельности, которое придает деятельности устойчивый характер.

Структура аттитюда

М. Смитом была определена трехкомпонентная структура аттитюда, в которой выделяются:

Когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки);

Аффективный компонент (эмоциональная оценка объекта, выявление чувства симпатии или антипатии к нему);

Поведенческий (конативный) компонент (последовательное поведение по отношению к объекту).

Также в структуру аттитюда включают поведенческую интенцию, т.е. планы, намерения действий.

Функции аттитюда

1) приспособительная (иногда называемая утилитарной, адаптивной) — аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

2) функция знания — аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;

3) функция выражения (иногда называемая функцией ценности, саморегуляции) — аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности;

4) функция защиты — аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов личности.

Между аттитюдом и поведение личности существует сложная взаимосвязь. С одной стороны, аттитюд позволяет прогнозировать поведение. С другой - существуют причины, «осложняющие» воздействие аттитюда на поведение, и вместе с тем факторы, которые могут противостоять этим причинам: сила аттитюда (аттитюд считается сильным, если он в ответ на стимул возникает немедленно), ожидаемость аттитюда («я так и знал!»).

Так или иначе, знание аттитюда полезно, поскольку позволяет — с той или иной степенью уверенности — прогнозировать поведение.

Для наиболее точного изучения социальной установки в ее целостности В.А. Ядовым была предложена «диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности» . Основная идея, лежащая в основе этой концепции, заключается в том, что человек обладает сложной системой различных диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически.

В. А. Ядов предположил, что на разных уровнях потребностей и в более сложных, в том числе социальных, ситуациях действуют разные диспозиционные образования, притом они возникают всякий раз при «встрече» определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения.

Иерархическая система диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов)

В данной схеме потребности классифицируются по одному единственному основанию - с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности, соответствующие расширению потребностей личности. Первой сферой, где реализуются потребности человека, является ближайшее семейное окружение (1), следующей — контактная (малая) группа, в рамках которой непосредственно действует индивид (2), далее — более широкая сфера деятельности, связанная с определенной сферой труда, досуга, быта (3), наконец, сфера деятельности, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.

Далее выстраивается также условная для нужд данной схемы иерархия ситуаций (С), в которых может действовать индивид и которые «встречаются» с определенными потребностями. Эти ситуации структурированы по длительности времени, «в течение которого сохраняется основное качество данных условий». Низшим уровнем ситуаций являются предметные ситуации, быстро изменяющиеся, относительно кратковременные (1"). Следующий уровень — ситуации группового общения, характерные для деятельности индивида в рамках малой группы (2"). Более устойчивые условия деятельности, имеющие место в сфере труда (протекающего в рамках какой-то профессии, отрасли и т.д.), досуга, быта, задают третий уровень ситуаций (3"). Наконец, наиболее долговременные, устойчивые условия деятельности свойственны наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности — в рамках определенного типа общества, широкой экономической, политической и идеологической структуры его функционирования (4"). Таким образом, структура ситуаций, в которых действует личность, может быть изображена также при помощи характеристики четырех ее ступеней, понимаемая как определенная социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение идеологических и культурных ценностей общества (4). Таким образом, выявляется четыре уровня потребностей, соответственно тому, в каких сферах деятельности они находят свое удовлетворение.


«4» - деятельность

3» - серия поступков

«2» - поступок (первичное действие)

«1» - поведенческий акт

ценностные ориентации личности

базовые социальные установки

социально фиксированные установки (аттитюды)

элементарные фиксированные установки

Проблема малой группы - одна из наиболее важных в социальной психологии, поскольку малая группа выступает той первичной средой, в которой личность совершает первые шаги и продолжает далее свой путь развития.

Очевидным является тот факт, что с первых дней жизни человек связан с определенными малыми группами. Он не только испытывает на себе их влияние, но и получает в них и через них первую информацию о внешнем мире, а в дальнейшем организует свою деятельность.

Прежде всего следует отметить, что понятие «группа» может употребляться в разных значениях.

Одно из них связано с задачами социологического или демогра­фического статистического анализа, в таком случае выделяются произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в рамках конкретной системы этого анализа.

Другое понимание термина «группа» имеет место в психологии, когда в результате тестовых испытаний конструируются группы лю­дей, давших показатели в каких-то одних пределах.

Наконец, под группой понимается реально существующее образо­вание, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком или видом совместной деятельности, помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию, хотя степень такого осознания может быть весьма различна.

С точки зрения социологического подхода выбирается некий объективный критерий различения групп и в его рамках анализируют каждую социальную группу, ее отношение с обществом, с личностями, в нее входящими.

Для социально-психологического подхода используется другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп. Он формируется как бы в пересечении этих групп, где скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяется ее объективное место в данной общности людей, с другой - формируется сознание личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Для социальной психологии явно недостаточна простая констатация множества людей или даже наличия внутри него каких-то отношений. Социальная психология исследует прежде всего закономерности поведения людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Следовательно, фокусом анализа здесь выступает именно содержательная психологическая характеристика таких групп.

Общность содержания деятельности и поведения групп порождает и общность их психологических характеристик: групповых интересов, групповых потребностей, групповых норм, групповых ценностей, групповых целей, группового мнения.

Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие именно этих харак­теристик, что и позволяет ему идентифицировать себя с данной группой. Доказано, что главной, чисто психологической характерис­тикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», в от­личие от другого - «они».

«Мы-чувство» выражает потребность отличать одну общность от другой и служит индикатором определенной социально-психологи­ческой идентичности.

Специфика социально-психологического анализа группы именноздесь и проявляется. Рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, и в них определяются те черты,которые в совокупности делают группу психологической общностью.

Тема: « Группа как социально- психологический феномен».

План:

Проблема группы в социальной психологии.

Специфика социально- психологического подхода.

Основные характеристики группы: композиция группы, структура группового процесса, групповые нормы и ценности, система санкций.

Классификация групп.

Проблема группы в социальной психологии

Проблема групп, в которые объединя­ются люди в процессе своей жизнедея­тельности,- важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных от­ношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому крите­рию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического ана­лиза, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено, прежде всего, в статистике, где час­то необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то опреде­ленный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми забо­леваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, дав­ших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с други­ми показателями. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующая общность, в которой люди собра­ны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновиднос­тью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства их жизнедеятельности, определенным обра­зом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Специфика социально­- психологического подхода

С точки зрения социологического подхода самое главное отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для различных систем социологического подхода какой-то критерий может быть выбран в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.



Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой - сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Поэтому крайне значимо определить, какова будет та «равнодействующая» этих групповых влияний, которая и определит содержание сознания личности. Но, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить, что ж значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее.

Именно здесь социальная психология сталкивается с необходимостью соотнесения своего подхода не только с социологическим, но и с традицией рассмотрения групп, складывающейся в общей психологии . Для нее характерно в большей мере рассмотрение лишь самого факта наличия некоторого множества лиц, в условиях которого протекает деятельность личности. Это множество лиц, окружающих человека или даже взаимодействующих с ним в какой-то конкретной ситуации, тоже, конечно, может быть интерпретировано как «группа», но фокус интереса в данном случае - не содержательная деятельность данной группы, а, скорее, форма действий индивида в условиях присутствия других людей или даже взаимодействия с ними. Группа здесь не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Однако с такой традицией нельзя не считаться: для некоторых целей, особенно в рамках общепсихологического анализа (например, при выяснении специфики протекания определенных психических процессов в условиях группы), такой подход может быть оправдан. Вопрос лишь в том, является ли этот подход достаточным для социальной психологии.



По-видимому, на него нужно ответить отрицательно. Что дает для социальной психологии определение группы как простого множества, элементом которого является человек, или даже как взаимодействия людей, отличающихся общностью социальных норм, ценностей и находящихся в определенных отношениях друг к другу? Констатация наличия не одного человека, а многих (действующих рядом или даже совместно) не содержит никаких характеристик этой группы, и из анализа полностью выпадает содержательная сторона этого множе­ства: остается лишь тот факт, что людей в данном случае «много», т.е. весьма формальная характеристика собранных вместе индивидов.

Мало что добавляет и такая прибавка, как наличие внутри множества определенных отношений. Хотя само по себе наличие отношений между людьми в рамках какого-то объединения существенно, отсутствие расшифровки характера этих отношений обесценивает это дополнение. Какие-либо отношения возникают, естественно, всегда, если присутствуют несколько человек, а не один; они возникают, даже если просто посадить рядом двух незнакомых людей. Значимость для личности этих отношений может быть вскрыта лишь тогда, когда сами отношения поняты как существенная характеристика социальной группы, включенной в некоторую систему общественной дея­тельности. Зна­чимость группы для личности, прежде всего в том, что группа - это определенная система деятельности, заданная ее местом в обществен­ном разделении труда, и потому сама выступает субъектом опреде­ленного вида деятельности и через нее включена во всю систему об­щественных отношений.

Если принять предложенную интерпретацию группы как субъекта социальной деятельности, то, очевидно, можно выделить некоторые черты, свойственные ей именно как субъекту деятельности. Общность содержания деятельности группы порождает и общность ее психологических характеристик, будем ли мы называть их «групповое сознание» или каким-либо иным термином. К психологическим характеристикам группы могут быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. И хотя современный уровень развития социальной психологии не располагает ни традицией, ни необходимым методическим оснащением для анализа всех этих образований, крайне важно поставить вопрос о «законности» такого анализа, ибо именно по этим характеристикам каждая группа в психологическом плане отличается от другой, Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней социальная идентичность личности - осуществляется, прежде всего, через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница этой психической общности. При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «Мы-чувство». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования - «они», т.е. «круг людей, включающий "нас" (позиция внутри группы), исключает "их" (позиция за пределами группы». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности именно к данной группе.

Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя paccмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них далее определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому её члену идентифицировать себя с группой.

При такой трактовке фиксируются психологические характеристики группы, а сама группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия». Степень подробности, с которой в дальнейшем анализе можно раскрыть характеристики такой общности, зависит от конкретного уровня разработки проблемы. Так, например, некоторые авторы не ограничиваются только исследованием названных групповых характе­ристик, но и предлагают усмотреть в группе, по аналогии с индиви­дом, такие показатели, как групповая память, групповая воля, груп­повое мышление и т.д. В настоящее время, однако, нет достаточно убедительных теоретических и экспериментальных доказательств того, что данный подход продуктивен. В то время как последние из приведенных характеристик вызывают спор с точки зрения того, относятся ли они к психологическому описа­нию группы, другие, как, например, групповые нормы или групповые ценности, групповые решения, исследуются в социальной психологии именно как принадлежащие к особым групповым образованиям.

Инте­рес к ним не случаен: только их знание поможет более конкретно раскрыть механизм связи личности и общества. Общество воздействует на личность именно через группу, и чрезвычайно важно понять, каким образом групповые влияния выступают посредником между личностью и обществом. Но для того чтобы выполнить эту задачу, и нужно рас­смотреть группу не просто как множество, а как реальную ячейку об­щества, включенную в широкий контекст социальной деятельности выступающей основным интегрирующим фактором и главным признаком социальной группы. Общее участие членов группы в совмест­ной групповой деятельности обусловливает формирование психоло­гической общности между ними, и, таким образом, при этом усло­вии группа действительно становится социально-психологическим феноменом, т.е. объектом исследования в социальной психологии.

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Можно отметить несколько характерных черт этих ис­следований. Во-первых, сам по себе «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. Наряду с «групповым подходом» в американской, например, социаль­ной психологии существует еще и «индивидуальный подход». Амери­канский исследователь И. Штайнер предложил довольно интересную гипотезу относительно того, чем обусловлен то возрастающий, то снижающийся интерес социальных психологов именно к «групповому под­ходу». По его мнению, это зависит от чередования в обществе периодов относительно стабильного или нестабильного развития: в перио­ды стабильности ослабевает интерес к группам, и напротив, стоит только обостриться в обществе конфликтам и другим потрясениям, как внимание сосредоточивается на группах, так как конфликты, как правило, продукт межгруппового взаимодействия. Хотя эта гипотеза и не подтвердилась, возрастание интереса к «групповому подходу» в настоящее время является очевидным фактом. В значительной степени такой сдвиг обусловлен усилением влияния европейской социальной психологии. Именно здесь сделан акцент не просто на исследование группы, но и сформулирована идея необходимости проникнуть за пределы самой группы в социальные характеристики общественных отношений. Именно такой подход требует учета «социального контекста» в каждом исследовании, включая анализ психологии группы. При этом подвергается критике такое изучение групп, когда групповые процессы дробятся на мелкие фрагменты и значение содержательной деятельности группы полностью утрачивается.

На это обстоятельство указывает С. Московиси: «Поразительно, что при исследовании групповой динамики никогда не возникали вопросы о том, каким именно образом группа становится продуктом своей собственной деятельности».

Во-вторых, как бы ни толковалась группа различными авторами, для многих было характерно известное разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований. Один блок традиционно связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие, т.е. коммуникации, интеракции, перцепции, аттракции и т.д. В принципе, конечно, подразумевается, что все эти процессы протекают не в вакууме, а в группе. Однако в исследованиях не представлена такая переменная, как «совместная групповая деятельность», и, следовательно, не выявлена ее связь с названными процессами. В результате возникает относительно изолированное описание процессов и групп, во всяком случае, исключаются существенные параметры группы при изучении происходящих в ней процессов.

Наконец, в-третьих, для традиционной социальной психологии, особенно в ее американском варианте, характерно внимание лишь к определенному типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличнос­тные отношения без выяснения того, как они зависят от характера групповой деятельности, а, следовательно, как они связаны с обще­ственными отношениями. Лишь влияние «европейского подхода» ис­правляет эту ситуацию, делая акцент на необходимость учета социального контекста и при исследовании малых групп.

Все сказанное заставляет с особой четкостью сформулировать тре­бования нового подхода к исследованию группы. Задача заключается в том, чтобы исследованные в общем виде закономерности человеческого общения и взаимодействия - более конкретно рассмотреть в тех реаль­ных общественных ячейках, где они и проявляются. Но, для того чтобы выполнить эту задачу, кроме принятых определенных методологичес­ких принципов, надо еще задать концептуальный аппарат, в рамках которого может быть исследована группа в социальной психологии, описаны ее характеристики. Эта понятийная схема необхо­дима для того, чтобы можно было сравнивать группы между собой и получать в экспериментальных исследованиях сопоставимые резуль­таты. Но содержание такой понятийной схемы будет специфичным для различных типов групп. Поэтому первая часть задачи - дать классификацию тех групп, которые становятся объектом исследований в социальной психологии.

Глава 8 Проблема группы в социальной психологии

Специфика социально-психологического подхода

Проблема групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются в виду условные группы: произвольные объединения (группировка) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа. Такое понимание широко представлено прежде всего в статистике, где часто необходимо выделить группу людей, имеющих какой-то определенный уровень образования, болевших сердечно-сосудистыми заболеваниями, нуждающихся в жилье и т.д. Иногда в таком понимании термин «группа» употребляется и в психологии, когда, например, в результате тестовых испытаний «конструируется» группа людей, давших показатели в каких-то одних пределах, другая группа - с другими показателями и т.п.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (также в реальном процессе их жизнедеятельности), определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию (хотя мера и степень осознания могут быть весьма различными).

Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология, и именно в этом плане ей необходимо четко обозначить отличие своего подхода от социологического. С точки зрения социологического подхода, самое главное - отыскать объективный критерий различения групп, хотя в принципе и таких критериев может быть много. Различия групп можно видеть и в религиозных, и в этнических, и в политических характеристиках. Для каждой системы социологического знания важно принять какой-то критерий в качестве основного. С точки зрения этого объективного критерия социология и анализирует каждую социальную группу, ее соотношение с обществом, с личностями, в нее входящими.